Тартычная Н. А. «Адаптивная физкультура»

муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей

«детско-юношеский  центр»

С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

    «Утверждаю»

                                Директор МБОУ ДОД ДЮЦ

с. Чугуевка   Олейник  А. В.

печать

             Приказ № ____ от

«____» ________ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)   ПРОГРАММА

 

«АДАПТИВНАЯ  ФИЗКУЛЬТУРА»

Направленность: физкультурно-оздоровительная

 

 

Возраст учащихся: с 7 до 16 лет

Срок реализации: 2 года ()

 

                                                                               Тартычная  Наталья  Анатольевна

педагог дополнительного  образования

 

 

                                                

 

 

                                                           с. Чугуевка, 2015 год

 

 

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

          1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «АДАПТИВНАЯ  ФИЗКУЛЬТУРА» (далее — Программа) реализуется в соответствии с  физкультурно-оздоровительной   направленностью  образования.                                                                                            Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физическо­го здоровья и, зачастую, социального и психологического благополучия. К большому сожалению, на сегодняшний день, достаточно высок процент детей дошкольного возраста, имеющих различные виды нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Зачастую, на начальном этапе изменений в костно-мышечной системе многие родители, педагоги и, нередко, медики недооценивают их. Однако, на фоне этого, как многим кажется, «безобидного дефекта» развиваются такие серьёзные заболевания как сколиоз, остеохондроз, вегето-сосудистая дистония, возникают различные расстройства деятельности и затем заболевания внутренних органов, которые с трудом поддаются лечению и способны «отравить» всю дальнейшую жизнь. Наличие нарушения осанки, сколиоза у школьников нередко отражается и на их успеваемости. Такие дети быстрее утомляются, устают от статического напряжения мышц во время уроков, а, следовательно, чаще отвлекаются, что приводит к невнимательности, ухудшению памяти, плохому усвоению материала и как результат — неуспеваемости. Таким детям постоянно делают замечания на уроке, указывая на неусидчивость и нарушение дисциплины. Очень часто нарушение осанки сочетается с нарушением зрения.                                                                                                                В целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия — важно, чтобы эта проблема в равной мере волновала и родителей, и преподавателей, и медиков. Всем известна истина «Лечить всегда сложнее, чем предупреждать заболевания «.      Поэтому, необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объёме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. Heт лекарственных препаратов для лечения нарушения осанки, сколиозов, плоскостопия, только физическая культура во всех её формах способна укрепить мышечную систему, создать хорошо развитый мышечный корсет, а, следовательно, сохранить или воспитать правильную осанку и здоровье на долгие годы.

В условиях дополнительного  образования этому способствуют  уроки корригирующей гимнастики, которые проводят для детей с нарушениями осанки, сколиозами, плоскостопием.

Под  осанкой  понимается привычная поза, свойственная в непринужденном состоянии. Правильная осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребенка.                                                                                                                                         Начинается оно с первого года жизни, т.к. осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста ребенка постепенно включаются новые средства физического воспитания. К семи годам у здорового ребенка позвоночник приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазание и т.д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы плечевого пояса, спины, живота. Наряду с выполнением этих требований в физические  занятия включаются обязательно специальные  упражнения  корригирующего характера.  Их  включают  и  в  утреннюю гимнастику,  в  спортивные  игры.

Спортивные игры и различные виды спорта (коньки, лыжи, теннис, плавание, волейбол, баскетбол) используются детьми среднего и старшего возраста. Занятия спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечно-связочную систему, которая при этом укрепляется, становится выносливой. Однако спортивная нагрузка не должна превышать возможностей организма: чередование ее с отдыхом необходимо.

Воспитание правильной активной осанки  зависит и от организации рабочего места, т.к. обеспечивает относительный покой, расслабление и отдых многих мышечных групп. Отсюда такие строгие требования к подбору мебели (столов, стульев, парт), ее расстановка по отношению к светонесущей оконной стене.

Очень большое значение придается правильной организации режима дня ребёнка, его двигательной активности.

       1.2.Актуальность программы обусловлена неуклонным  ростом  числа  детей  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата,  сокращением  двигательной  активности  детей  из-за  приоритета  «интеллектуальных» занятий  и,  как  следствие,  снижение  мышечного  тонуса  и  общая  слабость  мышц,  неспособных  удерживать  осанку  в  правильном  положении.  Именно  своевременность  использования  физических  упражнений  с  профилактической  целью  является  наиболее  значимым  фактором  внедрения  лечебной  гимнастики  в  практику  коррекционной  работы  с  детьми.

       1.3.Отличительные особенности программы.  Программа  модифицированная;  за  основу  взята  книга  автора Кузнецова  В. С.  «Коррекция  состояния  здоровья  школьников  средствами  физической  культуры», программа «Поверь в себя»  ГСОУ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 VIII вида» с.Кослан республики Коми. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней учитываются обязательные условия: последовательность, систематичность, постепенность повышения нагрузки, использование не только средств общей физической подготовки (по показаниям), но и средств лечебной физкультуры, индивидуальный подход, тщательный врачебный и педагогический контроль.

       1.4. Педагогическая целесообразность программы   состоит в том, что в  детях   воспитывается чувство внутренней  свободы,  уверенность  в  себе, своих  силах  и  возможностях,  развиваются нравственные  и  морально-волевые  качества, у  учащихся

формируется осознанное отношение  к  своему здоровью  и  мотивация  к  здоровому  образу  жизни. В построении программы соблюдены основные принципы

-принцип учета возрастных особенностей (динамика психических и физических возможностей           ребенка сугубо индивидуальна, у ребенка с отклонением в развитии периоды ускорения наступают на 2-3 года позднее);

принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразная стимуляция адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности);

принцип дифференциации и индивидуализации (объединение детей в относительно однородные группы, учет особенностей ребенка, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных);

принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать возможностям, интересам и потребностям ребенка);

             —  принцип вариантности педагогических воздействий (многообразие не только

физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования,

эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения, речь,

мелкую моторику, интеллект. Игра для детей с нарушением в развитии это не

развлечение, но и эффективное средство и метод решения коррекционно-развивающих

задач).

 

       1.5.Цель программы – формирование двигательной активности, здорового образа жизни, профилактика заболеваний учащихся посредством адаптивной физкультуры.

       1.6.Задачи

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
  2. Развитие физических способностей.
  3. Формирование необходимых знаний, гигиенических навыков.
  4. Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств.
  5. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культуры
  6. Воспитание сознательного и активного отношения  к ценности здоровья и здоровому образу жизни.
  7. Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на организм обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания.
  8. Воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.

 

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

Программа  рассчитана  на  детей-инвалидов  и  детей,  отнесенных  по  заключению  врача  к  специальной  медицинской  группе  с  рекомендацией  заниматься  оздоровительной  физкультурой.

В  группы  принимаются  учащиеся  6 – 18  лет,  имеющие  медицинские  показания  заниматься  в  группе  адаптивной  физкультуры.  Набор  детей  осуществляется  согласно  заявлению  родителей.  Группы  формируются  в  начале  учебного  года,  согласно  Уставу  ДЮЦ  и  санитарно-эпидемиологических  правил  и  требований  к  наполняемости  учебных  групп.

Рекомендуемый  количественный  состав:  группы – не  более  6  человек,  и  10 – 12  для  индивидуальных  занятий.

1.8.Формы занятий:                                                                                                                       — оздоровительно-профилактические;

— мотивационно-игровые ;

— тренировочные  занятия  с  использованием  корригирующих  тренажёров.

Аудиторные  занятия.

Занятия проводятся по группам и индивидуально.

 

  1. Объем программы:

2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе (запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы: для достижения цели и ожидаемых результатов)

 

2.2.Срок реализации программы –  2 года

            2.3.Режим занятий:   Занятия  в  группе  проводятся  3 раза  в неделю от  45  минут  до  2.15 часа,  количество  занимающихся  в  группе  6 – 10  человек.

Режим занятий и наполняемость групп

Год обучения Кол – во детей в группе Кол – во занятий в неделю Продолжительность занятий Кол – во часов в год
1 — год 10 3 45 мин 108
2 — год 16 3 90 мин 216

 

  1. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты по окончании обучения и прохождения зачетных мероприятий  обучающиеся

Знают:

       — Правила поведения и техники безопасности на занятиях.

— Понятие осанки, виды, причины нарушения.

— Правила личной и общественной гигиены.

— Роль физического воспитания в процессе роста и развития человека.

— Понятие «корригирующие упражнения». Виды корригирующих упражнений

— Правила спортивных и подвижных игр.

— Названия различных упражнений и основы правильной техники.

— Как избежать болезни.

— Значение утренней гимнастики.

— Оказание первой помощи.

— Как предостеречь себя от вредных привычках.

— Как укрепить свои мышцы.

— Летние и зимние виды спорта.

— Виды лазания по гимнастической стенке.

 Умеют:

— Выполнять упражнения на статистическую выносливость мышц спины,

на силовую выносливость мышц брюшного пресса.

— Выполнять упражнения  на гибкость.

— Выполнять комплекс упражнений для утренней гимнастики.

— Выполнять различные упражнения с гимнастическими палками, мячами,

обручами, со скакалками, мелким инвентарем.

— Выполнять упражнения  с учетом имеющегося заболевания обучающегося.

— Владеть отдельными способами передвижения на лыжах, и с переходами с

одного способа на другой.

—  Соблюдать правила спортивных и подвижных игр.

—  Выполнять лазание по гимнастической стенке различными способами.

— Пользоваться различными видами дыхания.

— Укреплять и расслаблять мышцы век.

— Выполнять упражнения на координацию и ритм движений. Ориентировку в

пространстве.

       3.2. Способы и формы проверки результатов.

   Формами  подведения  итогов  реализации  программы  являются:                                    — включенное  наблюдение  за  учащимися  в  процессе  учебно-тренировочных  занятий;

— проверка  выполнения  отдельных  упражнений;

-выполнение  установленных  для  каждого  индивидуально  заданий.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 10 10  
1.1. Здоровье и физическое развитие человека 2 2  
1.2. Оценка собственного здоровья 2 2
1.3. Самомассаж 2 2
1.4. Закаливание и здоровье 2 2
1.5. Образ жизни как фактор здоровья 2 2
2. Общая физическая подготовка 100  
2.1.

Игры:

– подвижные

—  спортивные

—  настольные

72 2 70  
2.2. Упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом 5 1 4
2.3. Упражнения на гимнастической стенке 5 1 4
2.4. Упражнения с обручем 10 1 9
2.5. Упражнения со скакалкой 9 1 8
2.6.

Общеразвивающие упражнения

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

10 1 9
3.

Специальная

физическая подготовка

171 7 164
3.1. Формирование правильной осанки 15 1 14
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 40 40
3.3. Растяжение  и развитие подвижности позвоночника 30 30
3.4. Повышение тонуса и укрепление мышц голени 30 2 28
3.5. Комплексы упражнений в различных исходных положениях 22 2 20
3.6. Упражнения с применением предметов 34 2 32
4. Тестирование (педконтроль) 3 3
  Итого

 

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 10 10  
1.1. Здоровье и физическое развитие человека 2 2  
1.2. Оценка собственного здоровья 2 2
1.3. Самомассаж 2 2    
1.4. Закаливание и здоровье 2 2    
1.5. Образ жизни как фактор здоровья 2 2    
2. Общая физическая подготовка 100 10 90  
2.1.

Игры:

– подвижные

—  спортивные

—  настольные

 
2.2. Упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом
2.3. Упражнения на гимнастической стенке
2.4. Упражнения с обручем
2.5. Упражнения со скакалкой
2.6.

Общеразвивающие упражнения

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

3.

Специальная

физическая подготовка

181 7 174
3.1. Формирование правильной осанки 15 1 14
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 40 40
3.3. Растяжение  и развитие подвижности позвоночника 30 30
3.4. Повышение тонуса и укрепление мышц голени 30 2 28
3.5. Комплексы упражнений в различных исходных положениях 22 2 20
3.6. Упражнения с применением предметов 34 2 32
4. Тестирование (педконтроль) 3 3
  Итого

 

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

(краткое последовательное реферативное описание теоретических и практических аспектов каждой темы согласно УТП; отражает современные достижения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; интересное содержание для учащихся)

Тема 1.3. Основные понятия курса.

Теория.

Практика.

Формы контроля.

Содержание программы включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

 

— перечень тем и их реферативное (телеграфное)описание;

— содержание теоретической и практической частей;

— формы контроля, соответствующие каждой теме.

Образец:

Подготовительный раздел.

Тема 1.3. Основные понятия курса.

Теоретическая часть.

Понятие «летательные аппараты», «авиастроение». Авиастроение как достижение инженерной мысли ХХ века. Значение авиации в современном мире. Роль современной инженерии в развитии авиастроения.

Практическая часть…

 

 

  1. Организационно-педагогические условия и формы аттестации
    • Методическое обеспечение программы:

Организация и проведение занятий с обучающимися по адаптированной физкультуре намного сложнее, чем со здоровыми детьми: здесь собираются ребята из разных классов, разного пола и возраста, с  различными недугами.

Занятие по адаптивной физкультуре состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть строится в зависимости от содержания каждого конкретного занятия и направления на подготовку к дальнейшей работе над определенными движениями.

В водной части проводятся разминка и общеукрепляющие упражнения.

В основную часть включаются специальные упражнения в соответствии с выбранной темой занятия.

В заключительной части необходимо давать упражнения на восстановление дыхания, упражнения на внимание, успокаивающие нервную систему.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

— оздоровительные занятия;

— беседы;

— прогулки на лыжах;

— спортивные праздники.

 

МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

                        

                          — метод формирования знаний;

— метод обучения двигательным действиям;

— метод развития физических способностей;

— метод воспитания личности;

— метод организации взаимодействия педагога занимающихся;

— метод регулирования психического состояния детей.

 

ФОРМЫ  ПОДВЕДЕНИЯ  ИТОГОВ

Физическая подготовленность  проверяется по физическим тестам. В начале учебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни.

Показатели физической подготовленности по физическим тестам:

  1. На статистическую выносливость мышц спины. Упражнение «Рыбка» на время в секундах выполняется следующим образом:

И.п. лежа в упоре бедрами о скамейку, руки в замке за головой.

Удерживание и.п..

  1. На силовую выносливость мышц брюшного пресса: и.п. лежа на спине, подъем прямых ног до угла 90 гр. И возвращение в и.п. Подсчитывается количество повторений, выполненных воспитанником.
  2. Гибкость – наклон вперед, стоя на скамейке в см. от нулевой линии.

ЭТАПЫ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   КОНТРОЛЯ.

Общая оценка имеет среднеарифметический результат от суммы оценок трех контрольных упражнений.

Уровень ФП определяется за освоенный объем учебно-тренировочной работы из расчета – годовая учебная нагрузка составляет 100%:

—  выполнение УТР на 80% и более соответствует высокому уровню;

— выполнение объема УТР от 60% до 79% соответствует выше среднего

уровню;

—  выполнение УТР от 50% до 59% соответствует среднему уровню;

—  выполнение объема УТР менее 50% соответствует низкому уровню.

 

 

2.2.Условия реализации программы

— кабинет

— тренажеры

— обручи, скакалки, мячи

— коврики

— компьютер (для музыкального сопровождения)

 

2.3. Список литературы

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

 

  1. «Азбука здоровья». Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург. 1994г.

 

  1. Болонов Г.П. «Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего

обучения. Программа закаливания, оздоровления, организаций игр, секций, досуга. –

М. 2003г.

 

  1. Методика физического воспитания учащихся 1-4 кл. Пособие для учителя. Г.И.Погадаев, Г.Ю. Торынова, Р.Я. Шитова, Е.Н. Литвинов. – М. Просвящение, 1997г.

 

  1. Осинцев В.В. «Лыжная подготовка в школе». Методическое пособие. М. 2001г

 

  1. «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе». (Дни здоровья, спортивные

праздники, конкурсы). Авторы – составители: О.В. Белоножкина и др. – Водлгоград.

2006г.

  1. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М. 2003г.

 

 

              ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ:

 

  1. . Громова О.Е. «Спортивные игры для детей». – М. 2002г.
  2. Коданев М.И. «Интересная гимнастика». – Сыктывкар. 1993г.
  3. «Корригирующая гимнастика». – Удора. 2000г.

 

Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов

(по таксономии Б. Блума)

Знания (факты, определения, терминология) Понимание (перевод с одного языка на другой) Применение (использование на практике): Анализ (разделение на части для видения структуры объекта): Синтез (комбинирование, получение целого, обладающего новизной):

Оценка

(оценивает значение):

— узнает

— распознает

— воспроизводит

— перечисляет

— дает определение

— указывает

— подчеркивает

— формулирует

правила

— припоминает

— кратко излагает

— объясняет

— приводит примеры

— расставляет по

порядку

— выполняет

последовательность

действий

— сравнивает

— задает вопрос

— сравнивает по

аналогии

— повторяет стандартную процедуру

— выполняет известный алгоритм

— демонстрирует

— применяет

— преобразует

— переносит

— находит

— подбирает

— рассуждает

— классифицирует

— описывает

— разбивает

— различает

— исследует

— соотносит

— устанавливает

причинно-

следственные связи

— находит и выделяет

вспомогательную

задачу

— определяет

— опровергает

— вычленяет часть от целого

— сообщает

— разрабатывает план

— разрабатывает

модель

— конструирует

— упорядочивает

— создает алгоритм

— обобщает

— интегрирует

— организует

— строит

— переформулирует

— доказывает

— комплексно сравнивает по собственному основанию

— высказывает

суждение

— обсуждает

— дает рекомендации

— проектирует

— прогнозирует

критически мыслит

— интерпретирует

— вносит изменения

 

Общие цели обучения,

глаголы для формулировки конкретных учебных результатов и ключевые вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие

(по таксономии Б. Блума)

Уровни учебных

целей (уровень усвоения содержания)

Общие

цели обучения

Глаголы для

формулировки конкретных учебных целей-результатов

Ключевые

вопросы для заданий

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных

фактов до целостной теории.

Знание конкретных данных

Знание средств и способов действия с конкретными данными

Знание категорий и общих понятий

Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт)

Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод)

Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру)

Сколько… Кто… Что… Когда… Кем…

Где …

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Перевод

Интерпретация

Экстраполяция

Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график)

Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты)

Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов).

Какой пример соответствует…

Какова главная идея…

Правильно ли я понимаю, что это означает…

Можете ли Вы объяснить…

Как можно перефразировать (резюмировать)…

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Применение знаний в практике

Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает,

производит, относит, решает, показывает, использует (понятия и принципы для анализа

новых ситуаций), применяет

(законы и теории к

ситуациям практики).

Что будет результатом, если…

Как применить для…

Можно ли использовать … для …

Как можно решить

… проблему,

используя знания

о…

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Анализ элементов

Анализ связей

Анализ организацион — ных ринципов

Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т. п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений)

Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и следствиями); реконструирует (взаимодействия ивзаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной информацией)

Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы)

Как… связано с…

В чем различие… Каковы основные

допущения…

Каковы возможные мотивы…

Каковы составляющие…

Как можно классифицировать

Какие подтверждения можно привести…

Что свидетельствует о

Каковы отношения между…

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Получение нового знания на основе освоенных умений

Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), сочиняет (стихотворение, рассказ, эссе), планирует, составляет (план эксперимента), интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей

в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации.

Как можно адаптировать …, чтобы создать иное….

Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать)

 

 

 

 

Как можно объединить …

По какому критерию могут быть объединены…

Что должно быть объединено, чтобы подтвердить …

Как … включить в…

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать

значение того или иного материала.

Оценка событий, процессов, деятельности Судит, оценивает (логическую последовательность письменного материала, соответствие выводов данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает, аргументирует, проверяет (убедительность доказательства)

Вы согласны…

Почему выбрано именно это…

Будет ли лучше, если …

Почему… Что можно

предложить,

чтобы…

Как это можно оценить, с позиции…

Каковы логические противоречия…

В чем сильные и слабые стороны…

На чем основывается утверждение…