Тимофеева И. В. программа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А. В. Олейник

«___» 20 г

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 

«Рукотворушка»

Направленность:художественно-эстетическая

 

 

 

Возраст учащихся:7 — 17лет

Срок реализации:3 года // 432 часов

                                                                              Автор/разработчик:

 Тимофеева Ирина Валерьевна

 педагог дополнительного образования

 

c. Чугуевка

2018

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Рукотворушка» (далее – Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования:

Актуальностью программы является то, что в современных условиях развития общества, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы воспитания, образования и развития подрастающего поколения. В связи с этим необходимо формировать у детей внимание к духовной культуре, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому, повышать роль творчества, развивать творческие способности, национальную память. Изучение вышивки как части духовного и материального наследия способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувство красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Рукотворушка» способствует развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности; оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни; приобщению детей к национально-региональным особенностям искусства; созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ; приобретению навыков общения в группе. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют учащимся самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения.

Программа дополнительного образования детей «Рукотворушка» имеет художественную направленность.

 

Отличительной особенностью программы является ее направленность на приобретение новых и в совершенствовании уже имеющих знаний и умений. Поэтому на занятиях дети будут создавать схемы по вышивке не только традиционным способом, но и при помощи компьютерных программ (PatternMaker,PCStitich). Использование   инновационных — информационных технологий способствуют усилению мотивации учебной деятельности, решению задач дизайнерского характера, успешному освоению способов поисковой деятельности и самообучения. А так же на занятиях по вышивке для работы будут применяться  не только традиционный материал (канва «Аида»), но и такой материал, как пластиковая канва.

1.4. Педагогическая целесообразность программы является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

1.5. Цель программы – содействовать развитию творческого потенциала обучающихся через организацию различных видов деятельности на занятиях художественной вышивкой.

1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить обучающихся с историей возникновения и развития художественной?, а также с современными тенденциями данного вида декоративно-прикладного искусства;
  • Формировать систему знаний, умений, навыков по разным технологиям художественной вышивки;
  • Обучать навыкам составления схем для вышивки;
  • Ознакомить обучающихся с технологией изготовления и ухода за изделием;
  • Формирования творческой активности у детей;
  • Формирование творческой инициативы;
  • Научить детей самостоятельной дизайнерской деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • Способствовать развитию умения работать в коллективе;
  • Развивать личностные качества ребенка (терпение, усидчивость, внимательность и аккуратность);
  • Способствовать формированию художественного вкуса;
  • Развивать способность авторского самовыражения.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство прекрасного;
  • Воспитывать уважительное отношение к произведениям народного творчества;
  • Воспитать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимовыручку, взаимоуважения, сочувствие;
  • Воспитание толерантности по отношению друг к другу.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 7– 17 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети младшего возраста.

1.8. Формы занятий: форма занятий – групповая. Группы формируются по возрастному принципу, но в случае необходимости по усмотрению педагога их можно формировать и с учётом индивидуального развития и уровня овладения знаниями обучающихся.

Программа предусматривает использование различных форм познавательной и практической деятельности: беседа, рассказ педагога, дискуссия, анализ источников, выполнение учебно – познавательных  и тестовых заданий, решение ситуативных задач, видео просмотр, деловая игра, игра-викторина, практикум, экскурсия.

  1. Объем программы:

2.1. Объем программы – 432 часов на весь период обучения по программе.

2.2. Срок реализации программы: — 3 года по 144 часа каждый. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание
программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики
изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3.Режим занятий2 раза в неделю по 2 академических часа.

3.1. Планируемые результаты.

Предметные результаты первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Историю возникновения вышивки крестом;
  • Материалы и инструменты;
  • Технологическую последовательность выполнения  шва «крестик»;
  • Правила взаимодействия в коллективе;
  • Цветовой круг, цвета хроматические и ахроматические, холодные и теплые;
  • Причины возникновения дефектов и методы по их устранению;
  • Свойства и качество ниток и ткани;
  • Правила ухода за вышитыми изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место;
  • Нанести разметку узора на ткань;
  • Оформить ткань в пяльцы;
  • Закрепить нитки в начале работы способом « петля» и в конце работы;
  • Выполнять практическую работу по вышиванию крестиком в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами;
  • Экономно расходовать материал;
  • Пользоваться компьютерными программами;

Предметные результаты второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Материалы и инструменты;
  • Историю возникновения бисера и бисерного искусства;
  • Базовые приемы работы вышивания бисером;
  • Правила составления схем для вышивки бисером;
  • Правила ухода за вышитыми изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место;
  • Выполнить простейшие швы;
  • Различать виды бисера, бусин и т. д.;
  • Подбирать цветовую гамму бисера для творческой работы;
  • Выполнять практическую работу по вышиванию бисером в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами;
  • Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вышивки бисером;
  • Составлять рабочие схемы при помощи компьютерных программ самостоятельно;
  • Экономно расходовать материал.

Предметные результаты третьего года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Материалы и инструменты;
  • Историю зарождения вышивки лентами как вида декоративно-прикладного творчества;
  • Способы и приемы вышивки швов, цветов;
  • Знать терминологию, название швов;
  • Правила ухода за вышитыми изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место;
  • Различать виды лент;
  • Закреплять ленты на ткани, заправлять ткань в пяльцы;
  • Выполнить простейшие швы;
  • Выполнять практическую работу по вышиванию лентами в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами;
  • Составлять рабочие схемы при помощи самостоятельно;
  • Экономно расходовать материал.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

  • устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • различение допустимых и недопустимых форм поведения;
  • умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

3.2. Способы и формы поверки результатов

В процессе обучения осуществляется контроль над уровнем усвоения программы. По итогам пройденных тем года проводится зачетные занятия в каждой группе в форме аттестации учащихся, где они должны продемонстрировать полученные знания и умения, подтвердить теоретические и практические знания.

Результаты будут отслеживаться путем проведения – нулевого, промежуточного и итогового контроля.

Нулевой контроль проводится в течение двух недель, после набора учащихся в учебные группы и оцениваются по следующим показателям:

  • Отношение и интерес к знаниям;
  • Определения уровня подготовки учащихся в начале курса;
  • Навыки самоорганизации.

Форма проведения: тестирование, анкетирование.

Оценка – балл.

Промежуточный контроль проводится в декабре и выставляется оценка продвижения учащихся. Оцениваются уровень полученных знаний детей по  разделам и следующими показателями: учет знаний, умений, навыков.

Форма проведения: тестирование, творческое задание.

Оценка – балл.

Итоговая аттестация проводится в мае, подведения итогов завершающегося обучения. Анализируются результаты обучения оценка успешности и усвоения программы.

Полученные результаты по каждому ребенку заносятся в индивидуальную карту учащегося, где в карту в баллах фиксируются предметные и личностные показатели.

По окончанию учебного курса учащиеся  получают свидетельство о прохождении полного курса обучения программы «Рукотворушка».

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контроля
всего теория ч. практика ч.
Блок 1. Азбука вышивки крестиком 8 5 3  
1. Вводное занятие. 2 2  
2. История вышивки крестиком. 2 1 1 Контрольный опрос
3 Выбор сюжета. Цветовой круг 2 1 1 Контрольный опрос
4. Материалы и приспособления 2 1 1 Контрольный опрос
Блок 2. Основы технологии вышивки крестом 12 6 6  
5. Техника вышивки крестиком. 4 1 3

Творческое задание

Контрольный опрос

6. Как читать схемы. 2 1 1 Творческое задание
7. Создание схем. 4 2 2 Творческое задание
8. Оформление и уход за вышивкой 2 2 0 Практические задания
Блок 3. Вышивка крестиком — Декор 122 18 104  
8. Вышивка картины крестом «Звери» 14 2 12 Практические задания
9. Вышивка картины крестом «Цветы» 28 4 24 Практические задания
10. Вышивка картины к Пасхальному фестивалю 22 2 20 Практические задания
11. Декор предметов домашнего обихода «Подушечка» 30 4 26 Практические задания
12. Вышивка выбранного сюжета 20 2 18 Практические задания
13. Подготовка к выставке 8 4 4 Практические задания
14. Итоговое занятие 2 0 2 Тестирование
ИТОГО: 144 28 116  

 

2-ой год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
Блок 1. Азбука вышивки бисером 8 5 3  
1. Вводное занятие. 2 2 0  
2. История вышивки бисером. 2 1 1 Контрольный опрос
3. Виды бисера. 2 1 1 Контрольный опрос
4. Материалы и приспособления 2 1 1 Контрольный опрос
Блок 2. Основы технологии вышивки крестом 30 15 15  
5. Техника вышивки бисером. 22 11 11 Практические задания
6. Как читать схемы. 2 1 1 Практические задания
7. Создание схем. 4 2 2 Практическое задание
8. Оформление и уход за вышивкой 2 1 1 Практическое задание
Блок 3. Вышивка бисером — Декор 104 12 92  
9. Вышивка картины бисером «Звери» 10 2 8 Практические задания
  Вышивка картины бисером «Цветы» 24 2 22 Практические задания
  Вышивка картины к Пасхальному фестивалю 20 2 18 Практическое задание
  Декор предметов домашнего обихода «Подушечка» 30 4 26 Практическое задание
  Вышивка выбранного сюжета 20 2 18 Практические задания
10. Итоговое занятие 2 0 2  
ИТОГО: 144 32 112  

 

 

3-ий год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
Блок 1. Азбука вышивки лентами 8 5 3  
1. Вводное занятие. 2 2 0  
2. История вышивки лентами. Виды лент 2 1 1 Контрольный опрос
3. Материалы и приспособления 2 1 1 Контрольный опрос
4. Как перевести рисунок 2 1 1 Контрольный опрос
Блок 2. Основы технологии вышивки крестом 48 24 24  
5. Техника вышивки лентами. 42 21 21 Практические задания
6. Как читать схемы. 2 1 1 Практические задания
7. Создание схем. 2 1 1 Практическое задание
8. Оформление и уход за вышивкой 2 1 1 Практическое задание
Блок 3. Вышивка лентами — Декор 86 12 74  
9. Вышивка картины лентами «Цветы» 18 2 16 Практические задания
10. Вышивка картины к Пасхальному фестивалю 18 2 16 Практическое задание
11. Декор предметов домашнего обихода «Подушечка» 22 4 18 Практическое задание
12. Вышивка выбранного сюжета 18 2 16 Практические задания
13. Подготовка к выставке 10 2 8 Практические задания
14. Итоговое занятие 2 0 2  
ИТОГО: 144 41 103  

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1-ый год обучения

Блок 1. Азбука вышивки крестиком

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с группой учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на первый год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения.

 

Тема 2. История вышивки крестом

Теория. Определение понятия «вышивка» и ее виды. История вышивки крестом.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 3. Выбор сюжета. Цветовой круг

Теория. Как правильно выбрать сюжет. Что такое цветовой круг? Как им пользоваться. Определение холодных и теплых цветов, цвета хроматические и ахроматические.

Практика.Отработка навыка работы с цветовым кругом.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 4.Материалы и приспособления

Теория. Ознакомления с материалом и приспособлением для вышивки крестом: канва или ткань-основа, нити для вышивания, иглы для вышивания, наперсток, пяльцы, ножницы.

Практика.Определение вида тканей.

Формы контроля.Контрольный опрос

Блок 2. Основы технологии вышивки крестом

Тема 5. Техника вышивки крестом.

Теория. Правила техники безопасности. Ознакомление с различными видами крестов и способами их вышивки: простой крест, датский способ вышивки креста, вышивка крестов по диагонали, шов иголочка вперед и шов иголочка назад.

Практика.Технология выполнения шва крестом.

Формы контроля.Творческое задание. Контрольный опрос

 

Тема 6. Как читать схемы.

Теория.Правила техники безопасности. Определение понятия «схема».Виды схем для вышивки. Ознакомление с компьютерной программой для создания схем.

Практика. Технология чтения схем. Создание схем при помощи компьютерной программы

Формы контроля.Творческое задание.

 

Тема 7.Оформление и уход за вышивкой

Теория.Как правильно оформить и ухаживать за вышитым крестом изделием.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Блок 3. Вышивка крестиком – Декор

Тема 8. Вышивка картины крестом «Звери»

Теория. Правила техники безопасности.

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, нитей  для вышивки крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 9. Вышивка картины крестом «Цветы»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, нитей  для вышивки крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 10. Вышивка картины к Пасхальному фестивалю

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, нитей и т. д.  для вышивки крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 11. Декор предметов домашнего обихода «Подушечка»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Изготовление подушечки. Выбор ткани или ткань основу для декорирования изделия,схемы, нитей  для вышивания крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 12. Вышивка выбранного сюжета

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, нитей и т. д.  для вышивки крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 13. Подготовка к выставке

Теория.Правила техники безопасности. Правила оформления изделия.

Практика. Подготовка изделия к выставке.

 

Тема 14. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение тестового заданий по темам 1-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

2-ый год обучения

Блок 1. Азбука вышивки бисером

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с группой учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на второй год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения.

 

Тема 2. История вышивки бисером

Теория. Определение понятия «вышивка бисером» и ее виды. История вышивки бисером.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 3. Виды бисера

Теория. Ознакомление с видами, типами, категориями бисера.

Практика.Практическая работа по определению вида и категории бисера.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 4.Материалы и приспособления

Теория. Ознакомления с материалом и приспособлением для вышивки крестом: канва или ткань-основа, бисер для вышивания, иглы для вышивания, наперсток, пяльцы, ножницы.

Практика.Определение вида тканей и бисера.

Формы контроля. Контрольный опрос

Блок 2. Основы технологии вышивки крестом

Тема 5. Техника вышивки бисером.

Теория. Правила техники безопасности. Ознакомление с различными видами и способами вышивки бисером: счетная вышивка (прямая, горизонтальная, горизонтальная со смещением ряда, вертикальная), художественная вышивка (закрепление одиночной бисеринки, шов иголочка вперед, строчной шов, стебельчатый шов, арочный шов, двухсторонний шов «иголочка вперед, двухсторонний стебельчато-строчной шов, обметочный шов, шов вприкреп, двухсторонний шов вприкреп, пришивание стекляруса, пришивание одиночных пайеток, пришивание пайеток в ряд) и низание бисера.

Практика.Технология выполнения швов счетной и художественной вышивки бисером.

Формы контроля.Творческое задание. Контрольный опрос

 

Тема 6. Как читать схемы.

Теория.Правила техники безопасности. Определение понятия «схема».Виды схем для вышивки. Ознакомление с компьютерной программой для создания схем.

Практика. Технология чтения схем. Создание схем при помощи компьютерной программы

Формы контроля.Творческое задание.

 

Тема 7.Оформление и уход за вышивкой

Теория.Как правильно оформить и ухаживать за вышитым бисером изделием.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Блок 3. Вышивка крестиком – Декор

Тема 8. Вышивка картины крестом «Звери»

Теория. Правила техники безопасности.

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, бисера  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 9. Вышивка картины крестом «Цветы»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, бисера  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 10. Вышивка картины к Пасхальному фестивалю

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, бисера и т. д.  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 11. Декор предметов домашнего обихода «Подушечка»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Изготовление подушечки. Выбор ткани или ткань основу для декорирования изделия, схемы, бисера для вышивания. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 12. Вышивка выбранного сюжета

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, бисера и т. д.  для вышивки крестом. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 13 Итоговое занятие.

Практика. Выполнение тестового заданий по темам 2-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

3-ый год обучения

Блок 1. Азбука вышивки крестиком

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с группой учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на третий год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения.

 

Тема 2. История вышивки лентами. Виды лент

Теория. Определение понятия «вышивка лентами» и ее виды. История вышивки лентами. Виды лент

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 3. Материалы и приспособления

Теория. Ознакомления с материалом и приспособлением для вышивки крестом: канва или ткань-основа, нити для вышивки, наперсток, пяльцы, ножницы.

Практика.Определение вида тканей, лент.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Тема 4. Как перевести рисунок?

Теория. Как перевести рисунок при помощи переводного карандаша, копировальной бумаги, перевод рисунка непосредственно на ткань перевод рисунка с помощью папирусной бумаги или калька.

Практика. Практическая работа по переводу рисунка на ткань.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Блок 2. Основы технологии вышивки крестом

Тема 5. Техника вышивки крестом.

Теория. Правила техники безопасности. Ознакомление с различными видами швов и способами вышивки лентами: «закрепочный» шов,«тамбурный» шов, шов «полупетельки с прикрепкой», шов «узелки», шов «вытянутый стежок с прикрепами», шов «вытянутые стежки», шов «петельки», шов «петельки по кругу», шов «иголочка вперед», шов «петельки сприкрепкой сверху», «стебельчатый шов», шов «Вытянутый стежок с завитком» и т. д.

Практика.Технология выполнения швов для вышивки лентами.

Формы контроля.Творческое задание. Контрольный опрос

 

Тема 6. Как читать схемы.

Теория.Правила техники безопасности. Определение понятия «схема».Виды схем для вышивки. Ознакомление с компьютерной программой для создания схем.

Практика. Технология чтения схем. Создание схем при помощи компьютерной программы

Формы контроля.Творческое задание.

 

Тема 7.Оформление и уход за вышивкой

Теория.Как правильно оформить и ухаживать за вышитым крестом изделием.

Формы контроля.Контрольный опрос

 

Блок 3. Вышивка крестиком – Декор

 

Тема 8. Вышивка картины лентами «Цветы»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, лент  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 10. Вышивка картины к Пасхальному фестивалю

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, лент и т. д.  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 11. Декор предметов домашнего обихода «Подушечка»

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Изготовление подушечки. Выбор ткани или ткань основу для декорирования изделия,схемы, лент для вышивания. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 12. Вышивка выбранного сюжета

Теория. Правила техники безопасности

Практика. Выбор ткани или ткань основу для изделия, схемы, лент и т. д.  для вышивки. Пошаговое выполнение работы.

Формы контроля.Практическое задание.

 

Тема 13. Подготовкак выставке

Теория.Правила техники безопасности. Правила оформления изделия.

Практика. Подготовка изделия к выставке.

 

Тема 14. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение тестового заданий по темам 3-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

  • КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график представлен в приложении 1

 

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

  • Методическое обеспечение программы

Первый блок программы — это учебно-познавательный, в  котором предусмотрены занятия по овладению учащимися начальных умений и навыков по вышивке. Последующие занятия приводят к закреплению и совершенствованию умений, навыков. Также предусмотрены занятия, на которых дети могут изготовить подарки для своих близких, друзей.

В группу первого года принимаются все желающие дети, но не более 15  (10 – 12 человек). Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Данная программа предполагает системно-поэтапное изучение вышивки. На начальном этапе педагог помогает в усвоение техники вышивки, в её закреплении и совершенствовании.

Занятия построены с использованием различных методов обучения: словесного, наглядного, практического.

Программа предусматривает учёт индивидуальных, возрастных особенностей каждого ребенка, осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитывается желание ребёнка в выборе рисунка вышивки, а также материально-финансовые возможности родителей. А также предусматривает постепенно усложнение практических работ, переход от простых заданий к более сложным, что позволяет избежать комплекса неполноценности и стимулирует к дальнейшему росту.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

—  осознание и признание права личности быть не похожей на других;

—  проявление уважения к личности;

—  оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

—  умение смотреть на проблему глазами ребенка;

—  учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
  • связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения;
  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе декорирования вещей домашнего обихода большое внимание обращается на подбор схем изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости  перед новыми видами работы. Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Многие работы выполняются целенаправленно, специально к какому- либо событию, празднику. Таким образом, труд детей носит общественно-полезный характер. Работы могут и будут служить выставочными экспонатами, оформительскими материалами, подарками друзьям, родным, дети будут учиться работать не только и не столько для себя, но и на общее благо, и не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь их труд будет оцениваться другими.

В программе определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые, дети должны освоить в конце каждого года обучения. Для   педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к работе на протяжении всего занятия. Обучение вышиванию, само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление. Особенности психики школьников таковы, что им необходима частая смена видов деятельности. Невозможно на занятии требовать строгой дисциплины, т. к. это противоречит физиологии детей. Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические  паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы. Учащимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы. Сидение, стояние чередуются через 10 – 15 минут.  Столы  в кабинете расположены так, чтобы вокруг них было свободное поле.  Игры и игровые упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение и утомление.

  • Условия реализации программы

 

  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных экономических знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники, ширмы, набор перчаточных кукол.

 

  • Список литературы

Список литературы для педагога

Список используемой литературы

  1. Андреева И.А. «Шитье и рукоделие», М.: «Большая Российская энциклопедия»,1994 г.
  2. Барадулина В.А. « Основы художественного мастерства», Издательство «Просвещение», 1978г.
  3. «Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. М.: «АСТ-ПРЕСС»2003

Грекулова А.Л. «Рукоделие». — Москва, Издательство «Большая Российская энциклопедия»,1992 г.

Т.И. Еременко «Рукоделие». — Издательство «Легкая промышленность», 1981 г.

4 Иванова А.А. «Вышивка в интерьере», Издательство «Олма — Пресс», 2003 г.

  1. Молотобарова О.С. «Учите детей вышивать», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.
  2. Сафонова Н.С. « Кружки художественной вышивки», Издательство «Просвещение», 1978 г
  3. Ращупкина С.Ю. «Бисер. Энциклопедия вышивки» М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

Федюшкина И.С. «Вышивка», Профиздат ,1996 г.

 

Литература для детей:

  1. Л.Ю. Лупоядова « В гостях у истории», Смоленск, Издательство «Русич», 2000 г.
  2. Л.И. Хопова «Ручная вышивка. Белая гладь.»,Санкт- Петербург, 1995 г.
  3. С.А. Жалковская «Вышивка», Издательство «ООО Красико — принт», 1997 г.
  4. М. Иванхова «Ручная вышивка», Смоленск, Издательство«Русич», 1999
  5. Э.Н. Летвинец «Низание бисером и ручное вышивание», Издательство «Хэлтон», 1999 г.
  6. Е. Глинская «Азбука вышивания», Издательство «Мехиат», 1994 г.
  7. А. Гринченко «Вышивка бисером», Москва, Издательство «Эксмо», 2006