Тимофеева И. В. «Развитие речи»

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детско – юношеский центр»

 с. Чугуевка Приморского края

 

Конспект творческого урока на тему: «Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков с использование игровой технологии»

 

Разработала: Тимофеева Ирина Валерьевна

Педагог дополнительного образования 

Творческого объединения

«Золотой ключик»

 

Чугуевка 2017

Тема: «Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков»

Цель: Совершенствование правильного, четкого звукопроизношения через игровую технологию обучения

Задачи:

Обучающие:

  1. Научить детей слушать и отвечать на поставленные вопросы;
  2. Научить детей повторять точно и четко слова и словосочетания;
  3. Формировать правильное и четкое  произношение (дыхание, дикция)

Воспитательные:

  1. Воспитать интерес к занятиям по развитию речи;
  2. Воспитать у детей речевое и слуховое внимание;

Развивающие:

  1. Развить воображение, словарный запас;
  2. Развить коммуникативные навыки.

Дидактический и наглядный материал: 6 шкатулок, 6 серебреных ключиков от шкатулок, в каждой шкатулке по одному свертку с надписями (дыхание, интонация,  речь, голос, дикция, артикуляция)

Ход работы:

  1. Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята!  Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне (звучит песня «От улыбки» и дети подпевают). Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

  1. Основной этап

Педагог: Ребята, вы любите секреты? (ответ ребят)

Перед вами пять шкатулок с секретами, а с какими мы узнаем в процессе занятия. Каждую шкатулку открывает серебряный ключик. Давайте выберем «хранителя ключей», у которого будут находиться ключики, с помощью которых он будет открывать наши шкатулки с секретом. А еще нам нужен человек, который будет читать секреты из шкатулок, мы его будем называть «Умником».

Мир полон чудес. Но среди различных чудес, но мы не обращаем внимание, на одно из самых удивительных – на нашу речь. Ведь нет ничего в окружающей нас среде, чего нельзя было бы передать нашей речью. Речь дает возможность нам поделиться со своими переживаниями, радостью, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.

Нам на занятиях, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова, словосочетания, предложения. И чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо ее постоянно тренировать, то есть развевать свой речевой аппарат и совершенствовать свой голос.

С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи? (ответ детей)

Будьте внимательны. Шкатулки с секретом будут нам  подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

Вопрос:  Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие подвижные органы речи. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Как  называется гимнастика, направленная на развитие органов речи? Давайте найдем ответ на наш вопрос в шкатулке с секретом. (Ответ Артикуляция)

Упражнение 1. «Смешная песенка» (упражнение для губ)

Педагог говорит детям:

Смешную песенку я знаю

И на губах ее сыграю

Затем педагог показывает, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-б-б»

Упражнение 2. «Индейцы»

Педагог говорит детям:

Рот пошире открываю –

Клич индейцев повторяю.

Затем педагог длительно произносит звук «А» и одновременно похлопывает ладонью по рту.

Упражнение 3. «Украшаем елку» (самомассаж лица)

Педагог говорит детям:

Скоро нас, ребята, ждет

Зимний праздник – Новый год.

Станем елку украшать,

Как царевну наряжать

Давайте покажем, какие игрушки мы повесим на нашу елочку.

Это вот фонарики –

Золотые шарики

Упражнение 4 «Шарик»

Надуть щеки и подержать их так несколько секунд.

А теперь шумные игрушки –

Это же хлопушки.

Упражнение 5 «Хлопушка»

Надуть щеки, но затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

Только тронешь – они сразу зазвенят

Кто на елочке висят? (колокольчики)

Упражнение 6 «Колокольчик»

Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого, при этом длительно произносит звук «А».

Белые пушинки –

Это же снежинки

Поднести ладонь со снежинкой к губам и подуть по команде. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Вопрос: Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку? Давайте найдем ответ на наш вопрос в шкатулке с секретом. (Ответ Дыхание)

Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе. Поэтому важно во время речи уметь правильно дышать.

Дыхательная гимнастика «Бумажный кораблик»

«Бумажный кораблик» предлагается сделать детям самим. После завершения изготовления кораблика поставьте его на гладкую поверхность стола. Задача заключается в том, чтобы «перегнать» кораблик с одного конца стола на другой. Вдох должен быть глубоким, а выдох сильным направленный на кораблик, но шею и плечи не напрягать.  Можно расставить 2 – 3 преграды.

Упражнение 1. «Звукоподражатель» — для отработки дыхания со звуком.

«Взлет самолета» — звук У-У-У

«Машины едут» — звук Ж-Ж-Ж

«Ползет змея» — звук Ш-Ш-Ш

« Летит муха» — звук З-З-З

Физкультминутка

Ладошки вверх, ладошки вниз, ладошки поперек и в кулачек.

Открываем мы глаза, вдох и долго тянем А-А-А

Утром солнышко зашло, снизу вверх мы тянем О-О-О-

Днем по горкам ездим мы Ы-Ы-Ы

Ночью смотрим на звезду, вдох и тянем У-У-У

Педагог: Садитесь на свои места.

(Педагог произносит скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», выговаривая четко и ясно каждую букву)

Вопрос: Что обладает громкостью, силой, выразительностью? Давайте найдем ответ на наш вопрос в шкатулке с секретом. (Ответ Голос)

Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управлять. Красивый голос обладает силой звука, гибкость, тембром, широтой диапазона.

Голосовое упражнение 1. «Баюканье»

Убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы.

М-М-М – на мотив «Баю, баюшки, баю».

Примечание: при этом, следите, чтоб дети не сильно сжимать губы. При произношении звука «М», дети должны ощущать, что губам щекотно.

Упражнение 2. «Скороговорка»

Делаем вдох, и постепенно и плавно выдыхая, равномерно расходуя воздух, произносим скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)

Голосовое упражнение 3. «Подсказка»

Скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» произнести так, как будто вы подсказываете своему однокласснику.

Голосовое упражнение 4«На другом берегу»

Скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» произнести так, как будто вы зовете кого-то, который находится на другом берегу.

Вопрос:  Делает  нашу речь богаче, выразительнее, придает индивидуальный характер. Что это? Давайте найдем ответ на наш вопрос в шкатулке с секретом. (Ответ Интонация).

Задание 1. Произнести с разной интонацией скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

(утверждением, удивлением, со злостью, со страхом, с ленью, с грустью, с обидой, задумчиво, весело, плача)

  1. Рефлексия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбкой, а вот какое настроение у вас сейчас мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нем не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, какое соответствует вашему настроению в конце занятия.