Трухин О. В. программа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___» ___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                   20      г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ»

направленность: физкультурно — спортивная

 

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 6-14 лет

 

Составитель программы:

педагог дополнительного образования Трухин Олег Валерьевич

 

Чугуевка

2019 г.

 

Программа разработана на основе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области физической культуры и спорта:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

— приказа Минспорта России от 12.09.2013 №731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;

— приказа Минспорта России от 15.11.2018 №939 «Об утверждении

федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

— приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении

особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

— постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

— с учетом приказа Министерства спорта РФ от 19.01.2018 г. N 38 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках».

При написании программы были использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных фигуристов, полученные на основе анализа многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа научно-методических материалов по подготовке спортивного резерва, имеющихся в фигурном катании на коньках.

Программа спортивной подготовки рассчитана для обучения в спортивно-оздоровительных группах (СОГ) в течении всего периода, с выявлением наиболее перспективных и одаренных детей.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка 4
Нормативная часть. 6
Общий порядок присвоения спортивных разрядов. 11
Медицинские требования к занимающимся фигурным катанием 11
Требования к технике безопасности в тренировочном процессе 12
Методическая часть 16
Содержание занятий. Задачи, средства, методы. 16
Учебный план 17
Теоретическая подготовка. 20
Воспитательная работа 21
Психологическая подготовка 23
Восстановительные мероприятия 24
Программный материал для практических занятий 25
Система контроля и зачетные требования 28
Список использованной литературы 31
Приложения 32

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фигурное катание на коньках – это сложно координационный вид конькобежного спорта, в котором оценивается качественное исполнение на льду, под музыкальное сопровождение: комбинации шагов, вращений, прыжков (в одиночном катании), поддержек (в парном) и др. Различают фигурное катание мужское и женское одиночное, командное синхронное катание, катание смешанных пар — парное и спортивные танцы. Специфичность фигурного катания на коньках заключается в его индивидуальности и особенности выполняемых движений: высокая скорость, внезапные торможения, ускорения, резкие смены положения тела в пространстве, быстрые вращения.

Одиночное катание имеет целью продемонстрировать технику движения по льду с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов — шагов, спиралей, вращений и прыжков. Что обеспечивает эстетическую зрелищность и популярность фигурного катания как вида спорта, тесно связанного с выступлением перед зрителями.

Занятия данным видом спорта способствует приведению в норму веса тела, сохранению стройности фигуры, укреплению легких, приобретению и развитию гибкости и сопротивляемости организма заболеваниям. Еще одно свойство, развивающиеся у человека, занимающегося фигурным катанием, — быстрота реакции и совершенная координация. Перемещение фигуристов на льду представляет собой хаотическое движение, при котором спортсмены часто движутся навстречу друг другу на большой скорости. Столкновения же случаются весьма редко. Развитию быстроты двигательной реакции способствуют многие элементы фигурного катания, например, исполнение прыжков с вращением в воздухе, когда спортсмен за десятые доли секунды производит целый комплекс движений.

С целью массового привлечения школьников младшего и старшего возраста, всестороннего развития их личности, выявления спортивно-одаренных детей и профессиональной ориентации для сферы физической культуры и спорта составлена дополнительная образовательная программа «Фигурное катание на коньках». Данная программа разработана на основе федеральных государственных требований к сложно координационным видам спорта, требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта и санитарно-эпидемиологических правил, и нормативов, действующих на момент тренировочного процесса.

Одним из главных направлений совершенствования многолетней подготовки фигуристов является изменение программно-нормативных требований к уровню их физической и технической подготовленности по годам обучения. В следствии чего, происходит снижение количества занимающихся в спортивных группах и как правило, увеличение времени тренировочных часов.

Данные исследований возраста и стажа занятий фигурным катанием на коньках свидетельствуют о том, что различные спортивные результаты можно показывать, как в юном, так и в зрелом возрасте. В связи с этим, основным критерием для продолжения занятий данным видом спорта является выполнение спортсменами контрольных нормативов по специально-физической и специально-технической подготовленности, а также их положительная динамика.

Выполнение соревновательных программ в фигурном катании на коньках требует достаточного уровня развития специфических физических качеств, к которым в первую очередь можно отнести скоростно-силовые качества, гибкость, координацию движений, специальные силовые качества и другие. Поэтому на первых этапах подготовки фигуристов (спортивно-оздоровительных группах и групп начальной подготовки) развитие специальных физических качеств является одной из основных задач.

 

Влияние физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность занимающегося по виду спорта фигурное катание на коньках

 

Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности 2
Мышечная сила 2
Вестибулярная устойчивость 3
Выносливость 2
Гибкость 3
Координационные способности 3
Телосложение 3

Условные обозначения:

3 — значительное влияние;

2 — среднее влияние;

1 — незначительное влияние.

 

Специальная техническая подготовка в фигурном катании на коньках невозможна без использования дополняющих ее других видов подготовки, к которым относятся хореография, акробатика, гимнастические упражнения, упражнения на батуте, на специфических тренажерах и других технических устройствах.

В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; вне тренировочных и вне соревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинг в спорте.

 

Программа направлена на:

— развитие школьного и массового спорта на территории Чугуевского района;

— повышение физкультурно-оздоровительного уровня общей подготовки;

— организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;

— создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

— формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и в том числе, в избранном виде спорта;

— подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

— отбор одаренных детей;

— подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

 

Основными задачами реализации программы являются:

— привлечение детей школьного и младшего школьного возраста к физической культуре и спорту;

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

— формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

— приобретение опыта выступления на официальных спортивных

соревнованиях по виду спорта «фигурное катание на коньках»;

— выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

 

Содержание программы учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта, в том числе:

— состояние здоровья и физиологические данные;

— повышение мастерства и достижение на этой основе высокой надежности технических действий;

— овладение новыми, сложными оригинальными упражнениями;

— обеспечение стабильного результата на спортивных соревнованиях с учетом

соответствия соревновательных программ и композиционных требований, предусмотренных правилами по фигурному катанию;

— готовность к соревновательной деятельности в течение всего годичного цикла.

 

Подготовка детей возраста 6-14 лет, занимающихся данным видом спорта, осуществляется в спортивно-оздоровительных группах (СОГ) в течении всего базового периода обучения, с учетом возрастных и физических данных.

 

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему тренировочной работы, режиму тренировочной деятельности, технике безопасности, количественному и качественному составу занимающихся, а также минимальные и предельные объемы соревновательной деятельности и др.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм спортивной подготовки, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

 

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

 

Морфофункциональные показатели физических

качеств

Возраст (лет)
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рост + + + +
Вес + + + +
Сила максимальная + + + +
Быстрота + + + + + +
Скоростно-силовые качества + + + + + + +

Выносливость

(аэробные возможности)

+ + + + +
Скоростная выносливость + + +
Анаэробные возможности (гликолитические) + + +
Гибкость + + + + + + +
Координационные способности + + + +
Равновесие + + + + + + + + +

 

В соответствии с основной направленностью этапов и стоящих перед ними задач осуществляется адекватный подбор средств, методов и режимов работы, определяются величины и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе производится рациональное построение тренировочного процесса в годичных и многолетних циклах.

Спортивно-оздоровительный этап подготовки имеет свои цели и задачи, которые решаются с помощью средств и методов, специфичных для данного этапа:

— Укрепления здоровья и гармоничное развитие всех систем организма детей;

— Вовлечение максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленное на гармоничное развитие физических качеств;

— Формирование стойкого интереса к занятиям спортом;

— Овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

— Общая физическая подготовка и изучение базовой техники фигурного катания на коньках;

— Воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости);

— Воспитание трудолюбия;

— Отбор перспективных детей для дальнейших занятий фигурным катанием на коньках.

 

К занятиям на этом этапе, допускаются дети 4 — 5 лет, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний для занятий фигурным катанием на коньках. Возрастной диапазон обучающихся в одной учебной группе не должен быть более одного года. Возраст обучающихся определяется годом рождения.

 

В соответствии с учебным планом и расписанием занятий, тренировки проводятся на базе ледового катка «Олимп» и в приспособленных для занятий спором помещениях, предоставленных в пользование детско-юношескому центру. Допускается проведение учебно-тренировочных сборов и участие в детско-юношеских соревнованиях, для которых необходимы командные выезды по территории Приморского края и в другие регионы России.

 

При комплектовании групп следует учитывать:

— Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы определяется стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных достижений;

— Возраст учащихся определяется действующими федеральными стандартами, годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы;

— Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной.

 

В ниже представленной таблице, приводятся режимы учебно-тренировочной работы и требования к виду подготовки.

 

Режим тренировочной работы и выполнение нормативных требований

 

Этапы подготовки Год обучения Минимальный возраст для зачисления Минимальное количество обучающихся в группе Кол-во часов в неделю Требования по физической и спортивной подготовке к концу учебного года
Спортивно-оздоровительный

весь период

 

(3 года)

4 – 5 лет 15 6-8

Выполнение нормативов по ОФП, СФП и требований юношеских

разрядов.

 

Обучающиеся, проходящие подготовку в спортивно-оздоровительных группах и выполняющие нормативные требования, переводятся в следующую группу, в соответствии с минимальным возрастом (6 лет), где продолжают более углубленное обучение и участвуют в спортивных соревнованиях.

 

При наборе детей на данном этапе, учитываются нижеследующие критерии:

 

Оценка особенностей внешнего вида

 

Особенности телосложения и пропорции тела Характеристика и оценка особенностей
хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
1 Длина шеи длинная средняя короткая
2 Форма спины прямая сутуловатая сутулая
3 Длина ног длинные, нормальные незначительно короче нормальной длины короткие
4 Форма ног прямые или с небольшим искривлением голени значительное искривление голени -выступание внутренних лодыжек

Х-образные,

О — образные, выступление внутренних надмыщелков бедра

5 Полнота ног ниже средней упитанности средняя упитанность выше средней упитанности
6 Форма таза узкий средний широкий

Оценка подвижности в суставах

 

Виды испытаний Характеристика и оценка подвижности
хорошо удов-но неудов-но
1 Подвижность тазобедренного сустава. Подъем ноги — вперед и в сторону (пассивный) Нога поднимается легко до уровня плеч вперед и в сторону

Нога поднимается легко ниже уровня плеч (вперед и в

сторону), но не мене

чем на 100°

Нога поднимается ниже уровня 90°. Нога отводится в сторону с напряжением
2 Выворотность стоп. Испытуемый стоит в позиции № 1 (хореографической) Спокойно опирается на всю ступню и может поднять пальцы ног вверх

Стоит на всей стопе, но не может

разогнуть пальцы но

Опирается на большой палец ноги. Ступни несколько сведены внутрь
3 Активное скручивание корпуса, без смещения ног, опирающихся об пол Вращение вправо более чем 90° Вращение влево менее чем на 90° Корпус мало скручивается
4

Гибкость позвоночника. Наклон вперед в стойке на прямых ногах, пятки и носки вместе

(пассивный)

Испытуемый головой касается коленей ног Не достает головой коленей ног, но достает ладонями пол Не достает кончиками пальцев до пола
5 Наклон назад, стоя на прямых ногах, держась руками за стул

Хороший прогиб в пояснице

и по всему

позвоночнику

Хороший прогиб в пояснице, но не по всей длине

позвоночника

Слабый прогиб в пояснице

 

Состояние статокинетической системы

 

Проба Ромберга
Испытуемый с закрытыми глазами стоит в вертикальном положении, стопы ног на одной линии, одна перед другой, руки вытянуты вперед Устойчивое положение тела. Допустимо легкое покачивание
Проба Яроцкого
Непрерывное вращение головой в одну сторону темп: 2 вращения в секунду Сохранение равновесия в течение 20 секунд после начала упражнения
Отолитовая реакция Вочека
Испытуемый с закрытыми глазами на вращающемся кресле, туловище наклонено вперед на 90 градусов. Темп: 5 оборотов за 10 секунд, после 5-ти сек. паузы встать и выпрямиться Сохранение равновесия, легкое покачивание
Оценка слуха
Выстукивание заданного ритма Выстукивает правильно
Ходьба под музыку с меняющимся ритмом, темпом Ходьбой четко выражает темп музыки

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

 

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
юноши девушки
Быстрота Бег 30 м (не более 8,5 с) Бег 30 м (не более 8,5 с)
Координация Челночный бег 3×10 м (не более 10,0 с) Челночный бег 3×10 м (не более10,9 с)
Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 с (не менее 35) Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 с (не менее 35)
Прыжки на скакалке на одной ноге за 60 с (не менее 25 раз) Прыжки на скакалке на одной ноге за 60 с (не менее 25 раз)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 90 см) Прыжок в длину с места (не менее 90 см)
Прыжок вверх с места (не менее 15 см) Прыжок вверх с места (не менее 14 см)
Подъем туловища из положения лежа за 60 с    (не менее 9 раз) Подъем туловища из положения лежа за 60 с (не менее 8 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 с (не менее   7 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 60 с (не менее 3 раз)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см)

Обучающиеся, не выполнившие нормативные требования по ОФП, СФП продолжают свое обучение в Учреждении в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по реализации данной программы.

 

Общий порядок присвоения спортивных разрядов.

 

Спортивные разряды КМС и «первый спортивный разряд» присваиваются соответственно сроком на 3 и 2 года Органами исполнительной власти по представлению на спортсмена, выполнившего разряд. Спортивные разряды «второй спортивный разряд» и «третий спортивный разряд» присваиваются сроком на 2 года органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по представлению на спортсмена, выполнившего разряд.

Спортивные разряды «первый юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «третий юношеский спортивный разряд» и разряд «юный фигурист» присваиваются сроком на 2 года Учреждением по представлению тренера.

Подробности о присвоении спортивных разрядов содержит «Положение о Единой всероссийской спортивной классификации» утвержденное приказом Минспорта России от «20» февраля 2017 г. № 108.

Минимальный возраст для присвоения спортивного разряда не может быть меньше возраста, установленного федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, для зачисления на этап спортивной подготовки, предусматривающий возможность участия в соревнованиях.

Положение, нормы, требования и условия их выполнения, включенные в ЕВСК, размещаются на официальном сайте Министерства спорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выполнение разрядных нормативов и результаты соревнований, показанные спортсменом, включенным в группы на этапе начальной подготовки и на тренировочном этапе фиксируются в рабочей документации тренера (планы-конспекты занятий, рабочий дневник), журнал учета групповых занятий, в зачетные книжки спортсменов.

 

Медицинские требования к занимающимся фигурным катанием.

 

В рамках спортивной подготовки осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья занимающихся. Тренер несет ответственность за сохранность их жизни и здоровья, обеспечивает восстановительные и реабилитационные мероприятия, а также обеспечивает фармакологическое, антидопинговое и психологическое сопровождение.

Зачисление в спортивно-оздоровительные группы (1-й год обучения) проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины).

В последующие годы подготовки за состоянием здоровья детей следят специалисты областного врачебно-физкультурного диспансера не менее одного раза в год.

Дополнительные медицинские осмотры спортсменов проводятся перед участием в соревнованиях и после болезни, а также после получения травмы.

Контроль за уровнем физической работоспособности и функциональным состоянием организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, функциональным возможностям. Результаты врачебных и психологических наблюдений используются тренером для корректировки тренировочного процесса.

 

Требования к технике безопасности в тренировочном процессе

 

Техника безопасности на занятиях по фигурному катанию на коньках

 

  1. 1. К спортивным занятиям допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. 2. Тренеры и руководители коллективов, проводящие спортивные занятия, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья занимающихся детей.
  3. 3. При проведении спортивных занятий занимающиеся должны соблюдать все правила техники безопасности:

− на спортивные занятия необходимо приходить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду занятия;

− соблюдать чистоту и гигиенические требования;

− внимательно слушать и выполнять все требования тренера;

− отлучаться с занятия только с разрешения тренера;

− в период подготовки льда (заливка, чистка транспортными средствами) находиться на льду строго запрещено;

− не выходить на лед в чехлах или обычной обуви;

− содержать в чистоте спортивный инвентарь (ролики, коньки и др.)

− точить коньки по согласованию с тренером.

  1. 4. При проведении спортивных занятий в спортивном зале или на спортплощадке должна быть медицинская аптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой помощи при травмах.
  2. 5. Тренер должен знать навыки оказания первой помощи пострадавшему.
  3. 6. При несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру. Тренер должен оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о происшедшем в учебную часть.
  4. 7. Участники занятий обязаны соблюдать требования настоящей инструкции.

 

Правила техники безопасности перед началом спортивных занятий

 

  1. Перед началом занятий тренер должен:

− проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на льду;

− провести визуальный осмотр пригодности спортивного инвентаря.

  1. При необходимости проветрить спортивный зал.

 

Правила техники безопасности во время проведения спортивных занятий

 

  1. 1. Перед началом спортивных занятий тренер должен провести разминку.
  2. 2. В процессе занятий занимающиеся должны соблюдать правила поведения на спортивных занятиях, правила личной гигиены.
  3. 3. Начинать упражнения, делать остановки и заканчивать упражнения следует только по команде или сигналу тренера.
  4. 4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

 

Правила поведения в аварийных ситуациях

 

При возникновении неисправности спортивного оборудования или инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования или инвентаря.

 

После окончания спортивных занятий

 

  1. 1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь.
  2. 2. При необходимости проветрить помещение спортивного зала.
  3. 3. Снять спортивную форму и обувь, принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

 

Техника безопасности для учащихся при проведении спортивных соревнований

 

  1. 1. К спортивным соревнованиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  2. 2. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.
  3. 3. Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду соревнований, сезону и погоде.
  4. 4. При проведении спортивных соревнований должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
  5. 5. При несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру. Тренер должен оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о происшедшем администрации, при необходимости вызвать скорую помощь.
  6. 6. Участники соревнований обязаны соблюдать требования инструкции по технике безопасности.

 

Техника безопасности во время проведения соревнований

 

  1. 1. Перед началом спортивных соревнований тренер должен провести с участниками инструктаж, провести разминку.
  2. 2. В процессе соревнований участники должны соблюдать правила проведения спортивных соревнований, правила личной гигиены.
  3. 3. Начинать соревнования, делать остановки и заканчивать соревнования следует только по команде или сигналу тренеров, или судей.
  4. 4. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

 

Техника безопасности при занятиях танцевальным спортом и хореографией

 

Для занятий танцевальным спортом и хореографией спортивный зал и оборудование должны соответствовать требованиям безопасности. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу. Перед началом занятия тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на танцевальной площадке.

 

К занятиям допускаются учащиеся:

− прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для занятий;

− прошедшие инструктаж по технике безопасности;

− имеющие спортивную или специальную обувь с нескользкой подошвой и специальную спортивную форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Находиться в спортивном (танцевальном) зале без тренера не разрешается.

 

Учащийся должен:

− иметь коротко остриженные ногти;

− заходить в зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения тренера;

− бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

− знать и соблюдать простейшие правила поведения в танцевальном зале;

− знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности с занимающимся проводится внеплановый инструктаж.

 

Требования безопасности перед началом занятий

 

Учащийся должен:

− переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

− снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки и т.д.);

− под руководством тренера подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

− убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на занятии;

− по команде тренера встать в строй для общего построения;

− выполнить разминку.

 

Требования безопасности во время занятий

 

При выполнении танцевальных и хореографических упражнений в движении учащийся должен:

− внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) тренера;

− избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» вперед смотреть через плечо;

− исключать резкое изменение направления своего движения, если этого не требует рисунок танца;

− соблюдать интервал и дистанцию;

− быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

− по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала;

− при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;

− не покидать место проведения занятия без разрешения тренера. Во время танца учащийся должен:

− следить за перемещением танцоров по площадке, избегать столкновений;

− по команде или свистку прекращать выполнение упражнения.

 

Нельзя:

− толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;

− хватать танцоров других пар, задерживать их продвижение;

− широко расставлять ноги и выставлять локти.

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях Учащийся должен:

− при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность тренера;

− при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие и организованно, под руководством тренера, покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

 

Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

 

− под руководством тренера убрать спортивный инвентарь в места его хранения:

− организованно покинуть место проведения занятия;

− переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

− соблюдать гигиенические требования.

 

Техника безопасности при проведении занятий на льду

Общие положения

 

  1. 1. При проведении занятий(тренировок) тренер обязан точно выполнять правила внутреннего распорядка и требования инструкции по технике безопасности.
  2. 2. Тренер на первом занятии инструктирует занимающихся и их родителей по правилам внутреннего распорядка, правилам посещения Ледового дворца.
  3. 3. Тренер обеспечивает своевременное прохождение врачебной комиссии, не допускает к занятиям лиц, не прошедших медосмотр.
  4. 4. К лицам, нарушающим дисциплину, правила внутреннего распорядка, технику безопасности, применяется внеплановый инструктаж.
  5. 5. Тренер обязан следить за состоянием спортивного инвентаря ледовых арен. О неисправностях спортивного оборудования и инвентаря сообщает дежурному администратору и делает соответствующие записи в Журналах осмотра и готовности по ТБ спортивных объектов к занятиям (посещению).
  6. 6. Тренер группы обеспечивает начало проведения и окончание занятий в следующем порядке:

− тренер прибывает в Ледовый дворец заблаговременно до начала занятий (не позднее, чем за 15 мин. до начала занятий),

− обеспечивает организованный вход/выход учащихся в Ледовый дворец согласно

расписания;

− перед началом занятий тренер лично производит перекличку группы встрою;

− занятия разрешается начинать после того, как предыдущая группа полностью вышла с ледовой арены, заливочная машина закончила заливку льда и не находится на ледовом поле;

− при отсутствии тренера группа к занятиям не допускается.

 

Проведение занятий

 

  1. 1. В процессе занятий тренер несет ответственность за порядок и дисциплину в группе, жизнь и здоровье занимающихся.
  2. 2. Выход занимающихся с ледовой арены до конца занятий допускается только с личного разрешения тренера.
  3. 3. Тренер первым проходит к месту проведения занятий и уходит после того, как все занимающиеся вышли с арены.
  4. 4. Тренеру запрещается покидать ледовую арену во время проведения занятий.
  5. 5. Присутствие посторонних лиц во время проведения занятий запрещается.

 

Завершение занятий

 

  1. 1. Занятия заканчиваются по сигналу тренера, в соответствии с утвержденным расписанием занятий. Тренер обеспечивает выход всей группы с ледовой арены, ее построением.
  2. 2. Тренер обеспечивает своевременный уход занимающихся в раздевалку и выход. Информирует дежурного администратора (дежурного по этажу) об окончании занятий.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Содержание занятий. Задачи, средства, методы.

 

Как уже было сказано выше, основными задачами работы в спортивно-оздоровительных группах являются:

— укрепление здоровья и гармоничное развитие всех систем организма детей;

— формирование стойкого интереса к занятиям фигурным катанием на коньках и спортом вообще;

— овладение основами техники выполнения обширного комплекса физически упражнений и освоение техники подвижны игр;

— воспитании трудолюбия;

— воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости);

— отбор перспективных детей для дальнейших занятий фигурным катанием на коньках.

Для решения поставленных задач на спортивно-оздоровительном этапе (этап предварительной подготовки) применяются:

— средства общей физической и специальной подготовки;

— имитационные упражнения;

— упражнения по обучению скольжению;

— игры.

 

Средствам вне ледовой подготовки на данном этапе служат:

— общеразвивающие упражнения (ОРУ);

— акробатические, гимнастические, хореографические упражнения.

 

Кроме этого необходимо научиться выполнять комплекс упражнений в ботинках с коньками на полу: хождение в основной позиции, упражнения на равновесие стоя на одной ноге имитация отталкивания, обучение падениям.

 

Средствами обучения базовым двигательным действиям в условиях льда являются следующие упражнения:

— основная стойка у борта с опорой руками и без них;

— полуприсяды и приседы;

— ходьба на коньках вперед, назад, боком с опорой на бортик без опоры;

— ходьба приставными шагами;

— ходьба в полуприседе;

— ходьба на зубцах;

— скольжение на двух ногах;

— стартовые движения и скольжение со старта;

— разнообразные остановки;

— фонарики, змейки, скольжение вперед и назад;

— скольжение «елочкой»;

— скольжение в полуприседе, приседе, по прямой дуге, виражу, кругу;

— перетяжки вперед и назад;

— скольжение по дуге вперед и назад;

— реберное скольжение по дуге;

— перебежка впереди назад;

— смена направления скольжения;

— смена фронта скольжения.

 

Поворотные элементы:

— тройки, многократные тройки;

— спирали, вращения на двух, одной ноге на месте, с захода;

— вращения на двух ногах в приседе, циркули вперед и назад, пируэт, волчок, пируэт назад.

 

Элементы с безопорной фазой:

— подскоки, перепрыгивания через препятствия, спрыгивания на лед с борта на ход вперед и назад;

— подскоки с поворотом в 0.5, 1.0 оборот; прыжки толчком двумя, одной на другую ногу;

— прыжки: «перекидной», «сальхов», «тулуп», «риттбергер», «флип», «луц», «аксель» в1 оборот.

 

Учебный план

 

Учебный план подготовки юных фигуристов — это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки фигуристов. При составлении учебного плана следует исходить из специфики спорта, возрастных особенностей юных фигуристов, основополагающих положений теории и методики фигурного катания на коньках. Чтобы план был реальным, понятным и выполнимым с решением задач, изначально необходимо определить оптимальные суммарные объемы тренировочной деятельности. Затем, беря за основу процентные соотношения отдельных видов подготовки из теории и методики фигурного катания на коньках, рассчитываем объемы (в часах), приходящиеся на отдельные виды подготовки.

 

Соотношение средств физической, технической и хореографической подготовки по годам обучения (в %)

 

Разделы подготовки Этап подготовки
СО
Общая физическая подготовка 25
Специальная физическая подготовка(%) 17
Техническая подготовка (%) 44
Теоретическая(%) 2
Контрольно-переводные нормативы(%) 2
Хореография 10

 

Годовой объем работы определяется из расчета недельного режима работы для спортивно-оздоровительной группы на 42 недели занятий.

 

Учебный план учебно-тренировочных занятий в спортивно-оздоровительной группе (42 недели занятий при 6 часовой нагрузке)

 

Разделы подготовки сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь

Весь

период (час.)

1 Общая физическая подготовка 6 7 6 6 5 6 7 8 7 6 64
2 Специальная физическая подготовка 5 4 5 5 3 4 4 4 4 4 42
3 Хореографическая подготовка 3 3 3 2 2 3 3 2 2 2 25
4 Техническая подготовка 11 11 11 11 10 11 11 12 12 11 111
5 Теоретическая подготовка 1 1 1 1 1 5
6 Контрольно-переводные испытания 2 3 5
7

Медицинское

обследование

Вне сетки
Общее количество часов: 26 26 26 26 20 24 26 26 26 26 252

 

 

Распределение времени на основные разделы подготовки происходит в соответствии с конкретными задачами, поставленным на этапе.

 

Теоретическая подготовка – предусматривает сообщение обучающимся начальных сведений о физической культуре и спорте, коньковых видах спорта, требованиях к одежде, гигиене и закаливании, правилах техники безопасности на льду. С этой целью на учебно-тренировочных занятиях используются методы беседы, рассказа (сообщения), просмотра учебных видеофильмов.

 

Практическая подготовка – направлена на всестороннее, гармоничное и специальное развитие двигательных функций обучающихся. Она включает в себя общую и специальную физическую подготовку, хореографическую и техническую подготовку.

 

Общая физическая подготовка (ОФП) — повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, улучшает физические качества и двигательные возможности обучающихся, расширяет запас движений, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. В этих целях в учебно-тренировочные занятия включаются упражнения на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости, скоростных качеств, общей выносливости; подвижные игры и эстафеты с элементами акробатики, спортивных игр. Занятия по общей физической подготовке проводятся в спортивном зале или на открытой спортивной площадке (улице).

 

Специальная физическая подготовка (СФП) – это, прежде всего процесс адаптации к специфическим условиям деятельности на льду, благодаря чему развиваются качества и навыки, необходимые для овладения основными приемами техники катания на коньках и их закрепления. Основными средствами специальной физической подготовки являются упражнения, способствующие развитию специальной силы, ловкости и гибкости, реакции и быстроты действий, специальной выносливости. Специальные упражнения выполняются в коньках вне льда (на твердой поверхности и (или) резиновом покрытии, и на льду.

 

Хореографическая подготовка включает в себя ряд упражнений, благодаря которым укрепляется костный и мышечный аппарат ребенка, вырабатывается правильная постановка головы, корпуса, рук и ног, а также, развивается координация, устойчивость, выносливость, гибкость. Специальные силовые упражнения способствуют повышению техническому уровню выполнения изучаемых элементов на льду (хореография предусмотрена для групп с 6 часовой нагрузкой в неделю).

 

Техническая подготовка – совокупность специальных приемов, эффективно выполняемых в избранной деятельности — передвижении на коньках. Бег в коньках — неестественный, довольно сложный в координационном отношении вид движения. Организм ребенка не приспособлен к его выполнению без предварительной подготовки. Поэтому начинать формирование правильного умения и навыка передвижения в коньках рекомендуется еще до выхода на лед, предусматривая использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, в коньках вне льда, а также специальные упражнения на льду.

Объемы других разделов, таких как контрольно-переводных испытаний, восстановительных мероприятий специально не определяется. Время, отводимое на данные разделы, заимствуется из основных разделов. Общее количество часов определено суммированием времени, отводимого на общую и специальную физическую подготовку, включая хореографию, техническую подготовку.

Периодизация подготовки в спортивно-оздоровительных группах носит условный характер и планируется как сплошной подготовительный период. Основное внимание уделяется разносторонней общей физической подготовке с использованием средств хореографических, акробатических, гимнастических упражнений и упражнений на развитие координацию движений, т.е. средств, характерных для фигурного катания на коньках.

Обучение основам техники фигурного катания на коньках происходит в условиях наземной подготовки (в зале) с использованием имитационных упражнений.

Важным перед первым выходом на лед, является обучение детей умению правильно падать вперед и назад, с использованием гимнастических матов.

Непосредственно на льду основное внимание уделяется обучению скольжением, овладению равновесием.

С первых шагов необходимо, чтобы тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение тренировочного процесса чрезмерного увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т.п.

В спортивно-оздоровительных группах контрольные нормативы проводятся2разав год на начало и на конец учебного года.

Формой организации занятий является урок, основные методы обучения — групповой. Главные методы практического разучивания — метод строго регламентированного упражнения (метод расчлененного — конструктивного и целостного упражнения, и игровой метод.

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий.

Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких бесед в начале учебно-тренировочного занятия или его процессе в паузах отдыха.

Содержание бесед и полнота сведений зависит от контингента обучающихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например, меры предупреждения травматизма, оказание первой медицинской помощи, правила соревнований и оценка качества исполнения элементов фигурного катания. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов и т.п. Также полезен коллективный просмотр телевизионных передач о выдающихся спортсменах нашей страны.

 

При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине и гордости за неё. В таблице приведен план теоретической подготовки на весь период обучения.

Название темы Краткое содержание темы
1 Личная и общественная гигиена. Закаливание организма.

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Общий режим для спортсмена. Режим труда и отдыха. Режим питания и питьевой режим во время тренировки. Значение витаминов и питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) в целях закаливания организма. Гигиена одежды и обуви.

Временные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями, и в частности фигурным катанием на коньках. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики (предупреждение заболеваний).

Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями.

Значение температуры, влажности и движения воздуха. Гигиена мест занятий, оборудования и инвентаря. Инвентарь. Типы коньков и ботинок для фигурного катания на коньках, уход за ними и хранение. Точка коньков, станок для точки.

2 Правила поведения во дворце спорта. Правила организации занятий и поведения в спортивном зале и на ледовой площадке.
3 Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Спорт как средство воспитания воли и жизненно важных умений и навыков.
4 Терминология фигурного катания на коньках. Названия элементов. Скольжение. Уровни сложности предписанных элементов.

 

Воспитательная работа

 

Целью воспитательной работы тренера является формирование целостной гармонически развитой личности юного спортсмена. В занятиях с юными спортсменами следует уделять большое внимание воспитанию высоких моральных качеств человека, таких как любовь к Родине, чувство интернационализма, коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

Важную роль в воспитательной работе играет нравственное воспитание, в котором спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания сознательной дисциплины, товарищества, коллективизма, патриотизма и других нравственных качеств.

Основным средством нравственного воспитания являются коллективные и групповые взаимодействия в тренировочном процессе, формирующие потребность в честном поведении, оказании помощи, контроля в решении задач, поставленных тренером.

Одна из необходимых задач в процессе занятий в детско-юношеском центре состоит в том, чтобы юные фигуристы освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является одним из факторов формирования общественной морали. Нравственное сознание юных спортсменов воспитывается тренером с помощью методов убеждения, которое должно быть доказательным. Нельзя, например, убеждать, что для нравственного выполнения определенного сложного упражнения необходимо обладать настойчивостью, не имея практических доказательств. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого обучающегося. Следует подчеркнуть, что проявление воли при преодолении неприятных состояний личности сменяется приятными переживаниями, являющимися большим стимулом воле проявления.

Действенным стимулом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена — выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрений могут быть следующими: похвала, благодарность и др.

Процесс нравственного воспитания отличается сложностью и многосторонностью.

Формирование личности юного спортсмена происходит под влиянием педагогических воздействий не только тренером, но и школы, семьи и общественности.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе в детско-юношеском центре является тренер. В деятельности тренера необходима гибкая и многогранная система воздействий, которая создает возможность эффективного влияния на личность юного спортсмена.

Тренер, используя различные по форме и содержанию требований к юному спортсмену, достигает цели в том случае, если проявляет большой такт, учитывает конкретную ситуацию, особенности характера спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание. Используя методы наказания, тренер должен соблюдать определенные правила: не наказывать по подозрению, не применять наказание трудом; не наказывать весь коллектив. Наказание должно быть справедливым и юные спортсмены должны осознавать его как необходимую меру. В практике возможно применение таких видов наказаний как порицание со стороны тренера, группы, выговор, отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности.

Важное значение имеет самовоспитание юного спортсмена — его сознательная деятельность, направленная на изменение своей личности. На личность влияет спортивный коллектив, особое влияние оказывают родители, друзья, товарищи, пример педагога.

Одна из важнейших задач деятельности тренера — воспитание качеств спортивного характера у юных спортсменов. Спортивный характер — это комплексное проявление особенностей личности. Чаще всего победы на крупнейших соревнованиях добиваются те спортсмены, которые обладают волей, настойчивостью и стремлением к победе.

Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Необычность их означает, что они максимальны для данного состояния спортсмена. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Систематическая тренировка и регулярные выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена. В процессе тренировки предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.

Весьма важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие — способность юного спортсмена к преодолению специфических трудностей, эти способности можно воспитать посредством систематического выполнения тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками.

В процессе учебно-тренировочных занятий с юными спортсменами необходимо развивать познавательную активность, творческие проявления в спортивной и трудовой деятельности. Интеллектуальное воспитание обеспечивается в форме лекций, семинаров, самостоятельной работы с книгой и т.д. Необходимым компонентом формирования личности юного фигуриста является эстетическое воспитание. В спортивных школах оно осуществляется в самых различных формах.

 

К задачам эстетического воспитания юных спортсменов относятся:

— формирование эстетического отношения к окружающей действительности;

— развитие эстетических чувств, способностей и умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий фигурным катанием на коньках;

— воспитание эстетических качеств: аккуратности, красоты движений, культуры поведения и общения;

— воспитание потребности делать прекрасное в спорте и жизни;

— развитие эстетического вкуса и идеала.

Для решения этих задач должны использоваться не только общеизвестные средства, формы и методы эстетического воспитания (беседы по эстетике, посещение театров, выставок, знакомство с произведениями искусства), но и специфические, присущие лишь спорту (спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкального сопровождения, оформление систематических занятий, и др.). Усиление внимания к вопросам эстетического воспитания юных спортсменов помогает поднять на более высокий уровень организацию учебно-тренировочного процесса в спортивных школах.

 

Психологическая подготовка.

 

Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях учебно-тренировочного занятия, контрольных испытаний. Она предусматривает в первую очередь воспитание волевых качеств, формирование личности спортсмена, межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психологических качеств.

Основными задачами психологической подготовки являются привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность.

Основные методы психологической подготовки одинаковы с методами воспитательной работы: это беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования соревновательных ситуаций. В тренировочных занятиях необходимо создавать ситуации, которые предполагают преодоление трудностей (ситуация преодоления волнения, неприятных ощущений, страха). Соблюдение постепенности и осторожности является при этом необходимым условием. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставится задача по проявлению предельных мобилизационных возможностей.

Использование средств и методов психологической подготовки в учебно-тренировочных занятиях зависит от психологических особенностей юного спортсмена и задач данного занятия.

Так в подготовительной части занятия необходимо использовать упражнения для развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств.

В основной части необходимо применять упражнения для совершенствования различных психических функций и психологических качеств, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю. В заключительной части — совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психологическому восстановлению.

 

Восстановительные мероприятия

 

В современной системе восстановления спортсменов применяются педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.

В спортивно — оздоровительных группах целесообразно применение педагогических и гигиенических средств восстановления. Основными средствами восстановления предусматривают следующие:

— рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки;

— пола и возраста спортсменов;

— особенностей учебной и трудовой деятельности;

— бытовых и экологических условий и т. п.

Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.

Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.

Важным педагогическим средством для стимуляции восстановительных процессов является правильное построение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать следующие основные положения:

— выполнение полноценной разминки перед тренировкой, что обеспечивает не только быструю врабатываемость и настройку организма на предстоящую работу, но создает условия для оптимального развития физиологических и психических  процессов.  Это в свою очередь, способствует более эффективному восстановлению организма в процессе работы, а также между отдельными сериями упражнений во время тренировки;

— выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии; использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе; упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;

— применение упражнений и специальных психологических средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высоком уровне, что обеспечивает и более активное восстановление;

— выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (разминка). Постепенный выход из значительных нагрузок — эффективное средство для активного развертывания восстановительных процессов после тренировки.

Обязательное применение после тренировки различных восстановительных мероприятий.

 

Гигиенические средства восстановления включают основные и дополнительные.

Основные гигиенические средства:

— рациональный суточный режим;

— личная гигиена;

— закаливание;

-специализированное питание;

— оптимальны экологические условия при проведении тренировок;

— психогигиена.

Дополнительные гигиенические средства восстановления применяются в виде комплексов, которые могут включать:

— гидропроцедуры — теплый душ, горячий душ, прохладный душ, контрастный душ, теплые ванны, контрастные ванны, хвойные ванны, восстановительное плавание;

— различные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж, гидромассаж, самомассаж, предварительный разминочный массаж;

— различные методики приема банных процедур — баня с парением, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурами.

 

 

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Программный материал для практических занятий со спортивно-оздоровительными группами выбирается в соответствии с задачами, которые стоят перед данным этапом.

Целью обучения этого этапа является разносторонняя двигательная подготовка и на ее основе обучение навыкам скольжения.

 

Основными задачами являются:

— сформировать у детей желание заниматься фигурным катанием на коньках;

— приобрести навыки скольжения на льду, освоение простейших элементов фигурного катания на коньках;

— развитие основных физических качеств;

— содействие эстетическому воспитанию занимающихся;

— формирование разнообразных двигательных умений и навыков и на их основе овладение сложно-координационными движениями, являющимися основой техники фигурного катания на коньках.

Эти задачи решаются как на занятиях по общей и специальной физической подготовке, так и на занятиях на льду.

Форма обучения зависит от возраста и уровня подготовленности обучающихся. Основной формой организации занятий на данном этапе подготовки является урок. Основными методами практического разучивания разнообразных упражнений являются метод целостного упражнения и метод расчленено–конструктивного упражнения. Основными методами проведения занятий являются групповой и игровой.

Распределение часов на общефизическую (включая специально-физическую) и специально-техническую подготовку по годам обучения примерно одинаковое. Структура урока будет зависеть от его основной части. Рекомендуется параллельно с задачами ОФП решать задачи СФП или совместно СФП и ТП. В этих случаях структура урока будет комплексной.

Урок имеет общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.

 

В подготовительной части урока особое внимание уделяется воспитанию дисциплины и организованности, правильной осанке, выразительности движений, развитию физических качеств.

В основной части урока решаются задачи как обучения двигательным действиям, так и задачи развития специальных физических качеств.

Заключительная часть урока направлена на снятие напряжения и повышения эмоционального состояния спортсмена.

При проведении комплексных уроков занятия в зале и на льду имеют те же части, однако продолжительность заключительной части урока в зале несколько короче по времени и решает задачи подготовки организма спортсмена к выполнению предстоящей нагрузки на льду.

Тренер-преподаватель должен проводить наблюдения за спортсменами. Педагогические наблюдения и контрольные испытания в конце года позволяют объективно составить мнение о пригодности детей к занятиям фигурным катанием и в определенной мере оценить их одаренность и перспективность.

Ниже приводится примерный вариант построения недельного цикла занятий, рассчитанных на 6 часовую нагрузку для спортивно-оздоровительных групп, примерная модель отдельного занятия и содержание программного материала по всем разделам подготовки.

Примерный вариант построения занятий в недельном цикле подготовительного периода на этапе базовой подготовки фигуристов спортивно-оздоровительных групп.

 

 

 

 

Комплексный урок, рассчитанный на группу с нагрузкой 6 часов в неделю. (продолжительность одного занятия 45 мин (1 час)

 

Дни недели Содержание тренировочного занятия Время в мин.
1 2 3

 

понедельник

Подготовительная часть в зале.

1. Упражнения на внимание

2. Строевые и порядковые упражнения Основная часть.

Упражнения для выработки правильной осанки: в вертикальной плоскости (у стены). Упражнения для мышц стопы:

ходьба на носках, на полупальцах, на наружных и внутренних сторонах стопы, ритмичное поднимание и опускание на носки и стопу, круговые движения стопы. Упражнения на равновесие:

стоя на одной ноге – поднимание другой вперед, в сторону, назад; те же движения на согнутой ноге;

то же с поворотами туловища. Позы:

«ласточка», «пистолетик». Заключительная часть в зале: игра «Охотники и утки».

Основная часть: на резиновой дорожке у льда.

Шнуровка ботинок. Стоя на дорожке в чехлах ходьба в перед и назад; «Пружинка» (полуприседания); «Поза фигуриста»; имитация «елочки» вперед и назад.

На льду. Ходьба на льду при помощи стула; ходьба по льду, держась за бортик; приседания на льду; ходьба по кругу; падение «рыбкой». Произвольные движения на льду.

Заключительная часть.

1. Беседа. Подведение итогов занятия и задание на дом.

 

5

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

15

 

 

 

 

5

 

среда

Подготовительная часть в зале.

Построение, перестроение, повороты направо, налево, кругом. Основная часть.

Ходьба в колонне со сменой темпа и направления. Бег в колонне, змейкой, с переменой темпа и направления движения. Прыжок вверх и с поворотами вправо и влево. Прыжок в длину с места. Прыжок в глубину лицом вперед, спиной вперед. Прыжки через скамейку; ползание.

Заключительная часть в зале.

Упражнения на растяжение, игра «Инопланетяне». Основная часть.

На резиновой дорожке у льда. Ходьба по резиновой дорожке различными способами с различными положениями рук; поза фигуриста.

На льду. Выход на лед с помощью родителей; ходьба у бортика, держась одной рукой; поза фигуриста; присесть и вернуться в исходное положение.

Заключительная часть на льду.

Произвольные движения на коньках. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

10

 

10

 

 

 

 

5

 

15

 

 

 

 

5

 

пятница

Подготовительная часть в зале.

Построение, перестроение. Повороты направо, налево, кругом. Гимнастический шаг. Основная часть.

Группировка сидя, полушпагат, прыжки с подкидного мостика, мостики с пола; упражнения со скакалкой; туры в ¼, ½, 1 оборот в обе стороны; вращения на 1 ноге вправо, влево; имитация скользящих шагов (елочка) вперед и назад; ласточки, цапельки, пистолетик.

Заключительная часть в зале.

Упражнения на растяжение. Игра «Сделай фигуру». Основная часть.

На льду. Ходьба по льду, держась за бортик 1 рукой. Поза фигуриста, приседания. Ходьба по кругу, остановиться и постоять на одной ноге. Падение «рыбкой». Ходьба по льду в сочетании с приседаниями.

Заключительная часть на льду.

Произвольные движения на коньках по площадке. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

5

 

 

15

 

 

 

 

 

5

 

15

 

5

 

Примерная модель тренировочного занятия

в подготовительном периоде на этапе базовой подготовки.

 

Подготовительная часть. (5 минут):

  1. Построение. Сообщение задач занятия.
  2. Упражнения на внимание (одно – два)
  3. Выполнение строевых команд на месте.

Основная часть (30 минут). (В зале — 15 минут):

  1. Упражнения для выработки правильной осанки.
  2. Упражнения для мышц стопы: ходьба на носках, на полупальцах, на внутренних и наружных сводах стопы, круговые движения стопы
  3. Упражнения на равновесие. Позы: «ласточка», «пистолетик»
  4. Беговые упражнения
  5. Прыжки в длину с места
  6. Прыжки вверх с поворотами вправо, влево
  7. Прыжки через скамейку

(На резиновой дорожке у льда — 5 минут):

  1. Шнуровка ботинок.
  2. Ходьба по дорожке в чехлах вперед и назад
  3. Полуприседания. Поза фигуриста
  4. Имитация скольжения «елочкой» вперед и назад

(На льду – 10 минут):

  1. 1. Ходьба на льду при помощи стула и держась за бортик катка.
  2. 2. Ходьба по кругу.
  3. 3. Упражнения в падение.
  4. 4. Ходьба по кругу.
  5. 5. Ходьба на льду в сочетании с приседаниями.

Заключительная часть (10 минут):

  1. Произвольные движения на коньках по площадке катка.
  2. Построение
  3. Подведение итогов занятия
  4. Задание на дом по выполнению упражнений на равновесие, для повышения подвижности голеностопных суставов

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Оценочная таблица результатов ледовой подготовки обучающихся в группах СОГ

1 года обучения

 

Элементы Требования к выполнению Оценка
За 1 полугодие
1 Основной шаг «Елочка» 1/3 площадки, уверенность, голова прямо, руки в сторону зачет/незачет
2 «Спутник» 1 попытка, в любую сторону, уверенность зачет/незачет
3 «Фонарик» Вперед с разбега в 3 шага зачет/незачет
4 «Цапелька» 1 попытка на любой ноге, нога согнута в колене и поднята зачет/незачет
5 «Козлик» Подскоки с любой ноги зачет/незачет
За год
1 Основной шаг Равномерное скольжение зачет/незачет
2 «Спутник» Исполнение с обеих ног зачет/незачет
3 «Козлик» Уверенный, высокий зачет/незачет
4 Скольжение с поворотом на 180º

Прыжок с 2-х ног

на 2-е ноги

зачет/незачет
5 «Цапелька» Нога согнута и поднята на 90º, опорная нога прямая, корпус ровный зачет/незачет
6 «Фонарик» Исполнение вперед и назад с места. Наличие толчка. зачет/незачет
7 Вращение на 2-х ногах С произвольного захода имитация зачет/незачет
8 Змейка вперед и назад Исполнение по заданному ориентиру: расстановка кубиков через 1 м зачет/незачет

 

Оценочная таблица результатов ледовой подготовки обучающихся в группах СОГ

2 года обучения

 

№ п/п Элементы Требования к выполнению Примечание
1 Перекидной прыжок 2 попытки
2 Прыжок в 1 оборот 2 попытки любой
3 Комбинация прыжков, либо каскад 2 попытки допускается вариант с подскоком
4 Вращение на 2-х ногах 1 попытка с любой позиции, не менее 3х оборотов
5 Тройки по кругу 1 попытка
6 Перебежки вперед, назад в обе стороны 1 попытка
7 Козлик 1 попытка
8 Ласточка на левой и правой ноге 1 попытка вперед
9 Пистолетик на левой и правой ноге 1 попытка
10 Дуги назад-наружу 1 попытка
Участие в соревнованиях
Импровизированное катание 1 минута под музыку

 

Оценочная таблица результатов ледовой подготовки обучающихся в группах СОГ

3 года обучения

 

№ п/п Элементы Требования к выполнению Примечание
1 Аксель 2 попытки
2 Прыжок в 2 оборота 2 попытки любой
3 Комбинация прыжков, либо каскад 2 попытки допускается вариант с подскоком
4 Вращение на 1-й ноге 1 попытка в любой позиции, не менее 6-ти оборотов
5 Комбинированное вращение 1 попытка три базовые позиции
6 Шаговые комбинации 1 попытка
7 Дорожка шагов 1 попытка
8 Комбинация спиралей 1 попытка вперед
9 Хореографическая последовательность 1 попытка
Участие в соревнованиях
Произвольная программа 3 минуты под музыку

 

Список используемой литературы

1. Агапова В.В. Учебная программа по фигурному катанию на коньках на учебно-тренировочном этапе. Обл. метод. Совет по физической культуре и спорту Всеволжского р-на,2004г
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с
3. Великая Е.А. «Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников». Метод. Рекомендации. Челябинск, 1989г
4. Горбунова Г.М., Гишина М.В., Ляссотович С.И. и др. «О методах и организации отбора в ДЮСШ по фигурному катанию». Метод. письмо, Москва, ВНИИФЕ, 1969г
5. Король С.В., Фадеева Н.А. Программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ)по фигурному катанию на коньках. Пермь. 2000г
6. Кофман А.Б. «Воспитательная работа с юными спортсменами» В книге «Система подготовки спортивного резерва», м.,1994г
7. Лаптев А.П., Полиевский С.А. «Восстановительные мероприятия», «Гигиена» (Учебник для институтов и техникумов физической культуры), м., ФИС, 1990г
8. Лосева И.И. «Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов»Вопросы теор.и практ. физ. культ. и спорта.Минск, 1986г
9. Ляссотович С.И. «Особенности телосложения фигуиристов. Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции» Омск,1989г
10. Матвеев Л.П. «Теория иметодика физическойкультуры». М., 1991г. ФиС
11. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с
12. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании / А.Н.Мишин. – М.: ФИС, 1976
13. Приложение № 11 к Приказу Минспорта России № 61 от 31.01.2019 «Об утверждении единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, включенные в программу Олимпийских зимних игр)».
14. Перекрестова ЕВ. Программа спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках на 2017-2020гг Москва, 2017
15. Сергиенко Л.П. «Спортивный отбор: теория и практика: монография (Текст) / Л.П.Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.: ил. (Серия «Спорт без границ»)».
16. Скуратова Т.В., Тихомиров А.К. «Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации», Малаховка, 1987г
17. Ступень М.П. Нормирование нагрузок и эффективность скоростносиловых способностей фигуристок 6-12 лет в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах: Автореф. канд. диссерт. Минск: БГИФК, 1988
18. Шептенко КВ, Лебеденко ЛИ. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «фигурное катание на коньках» г. Новотроицк, 2016