Воробьева Т. А. «ТВОЙ ВЫБОР»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №_   от «    »2017 года

         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

«         »2017 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«ТВОЙ ВЫБОР»

Направленность: социально — педагогическая

 

 

Возраст детей: 12 – 18 лет

Срок реализации программы: 2 года (288 часов)

 

 

 Автор – составитель: педагог дополнительного образования

Воробьева Татьяна Александровна

 

с. Чугуевка

2017 г.

 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Ничто нам не стоит так дёшево,

Но ценится мерой большой,

Как сделать хоть малость хорошего

Для радости чьей- то чужой.

И щедро себя отдавая,    

Ты будешь согрет и любим.

Цена – это память чужая

Делам и поступкам твоим.

Глобальные  социальные,  экономические, политические  и  культурные изменения,  происходящие в современном российском обществе, предъявляют  новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения вситуации выбора, способны  к сотрудничеству, отличаются  мобильностью,  динамизмом, конструктивностью,  обладают  чувством  ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

 

1.Основные характеристики программы:

 

1.1. Для  подрастающего  поколения  волонтерство  —  это  активное

осуществление  общественно  значимой  деятельности,  которая  способствует удовлетворению  потребности  в  общении  со  сверстниками  и  взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению  и самоуважению,  приобретению  уверенности  в  себе  и  своей  значимости  для других.  В  совместных  делах  ребята  могут  получить  позитивный  опыт социального  взросления,  социальной  ответственности,  активной  жизненной позиции.

Задача  социального  становления  личности  ребенка  сегодня  является

важной и актуальной. Ведущие современные педагоги, психологи, философы

и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня

не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но

и  будет  способствовать  развитию  социально-значимых  качеств  юношей  и

девушек,  формированию  у  них  активной  жизненной  позиции.  Поэтому

изучение  воспитательных  возможностей  волонтерского  движения приобретает особую актуальность.

Приобщению  к  активной  социальной,  досуговой,  познавательной  и

другим  видам  деятельности   способствует  программа  объединения волонтеров «Твой выбор».Процесс воспитания  активности строиться  на  основе  сотрудничества,  взаимного  уважения  и  доверия взрослых  и  детей.  Данная  программа  призвана  сформировать  в  участниках добровольческого  объединения  лидеров,  способных  вести  за  собой  своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и  является  педагогической  целесообразностью  программы.  Содержание проектов,  входящих  в  программу,  способствует  формированию  активной гражданской  позиции  и  создает  мотивацию  на  принятие  активной  социальной  роли  даже  у  тех  ребят,  которые  в  силу  ряда  причин  не  имеют ярко выраженных лидерских способностей.

 

 

1.2. Актуальность.

 

Согласно  Стратегии  развития  воспитания  в  Российской  Федерации  на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая  2015  года  №  996-р,  важно  «привлекать  детей  к  участию  в  социально значимых  познавательных,  творческих,  культурных,  краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении». В  настоящее  время  развитие  волонтерского  движения  связано  с растущим  числом  социальных  проблем,  в  решение  которых,  при современной  экономической  ситуации,  волонтеры незаменимы. Спортивное волонтерство  –  новое  направление развития волонтерской деятельности  в  молодежной  среде.  Крупные спортивные  события,  которые  состоялись  в  России  —  это  XXVII  Всемирная летняя  Универсиада  в  2013  году  в  г.  Казани,  XXII  Олимпийские  Зимние игры  и  XI  Параолимпийские  Зимние  Игры  2014  года  в  г.  Сочи,  а  также  в

ближайшей перспективе — Чемпионат мира по футболу в 2018 году по новому

предлагают взглянуть на развитие молодежного добровольческого движения

в  России.  Значимое  наследие  этих  событий  —  огромное  количество  людей всех  возрастов,  которые  знакомятся  с волонтерским  движением,  становятся носителями  идеи  добровольчества.  Поэтому  сегодня   волонтерское движение это новое социальное явление.

 

 

1.3.Отличительные особенности программы

Отличительной  особенностью  данной  программы  является  то,  что  она отражает  современные  идеи  и  актуальные  направления   развития  техники,экономики,  социальной  сферы.  В  данной  программе  соединены  разные направления  воспитательной  деятельности  от  пропаганды  здорового  образа жизни,  физического  и  творческого  развития  личности,  трудового  и экологического  воспитания  до  формирования  гражданской  позиции подрастающего  поколения,  через  включение  детей  в  социально-значимую деятельность и развитие самоуправления обучающихся.

 

1.4. Педагогическая целесообразность.

 

Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих

сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что

и  является  педагогической  целесообразностью  программы.  Содержание

проектов,  входящих  в  программу,  способствует  формированию  активной

гражданской  позиции  и  создает  мотивацию  на  принятие  активной

социальной  роли  даже  у  тех  ребят,  которые  в  силу  ряда  причин  не  имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Разработка  дополнительной  образовательной  программы  «Твой выбор» предполагает учет ряда принципов:

— ориентация  на  широкое  гуманитарное  содержание,  позволяющее

гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

—  формирование  у  воспитанников  целостного  и  эмоционально-образного восприятия мира;

—  обращение  к  тем  проблемам,  темам,  образовательным  областям,  которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

— развитие ключевых компетенций у воспитанников;

—  обязательная  опора  на  содержание  основного  образования,  использование его историко-культурологического компонента;

— реализация единства образовательного процесса.

Программа  волонтерского движения«Твой выбор» имеет  социально-педагогическую  направленность  и  составлена  в соответствии с нормативными документами:

—  Федеральный  закон  №  273  –  ФЗ  «Об  образовании  в  Российской

Федерации» от 29 декабря 2012 года;

—  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по  дополнительным  общеобразовательным  программам,  утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008

—  Концепция  развития  дополнительного  образования  в  Российской

Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-Р;

—  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025  года,  утвержденная  распоряжением  Правительства  РФ  от  29 мая 2015 года № 996-р;

—  Приложение к письму Министерства образования и науки Самарской

области  от  03.09.2015  г.  №  МО-16-09-01/826  ТУ  «Методические рекомендации  по  разработке  дополнительных  общеобразовательных программ».

 

1.5. Цель программы: создание условий для  формирования нравственных и коммуникативных  качеств  личности  через  организацию  общественно-полезной  деятельности,  способствующей  самореализации  личности  обучающегося.

 

1.6. Задачи:

Образовательные:

— знакомство с интерактивными  методами  обучения,  современными

социальными технологиями;

—  обучение  методикам  проведения  досуговых  мероприятий  творческой  и спортивной направленности;

—  знакомство  с  технологией  социальной  акции  и  технологий  проведения социальных дел;

— обучение основам работы с различными видами информации;

—  специальная  подготовка  волонтеров  по  работе  с  людьми  различных социальных  категорий  (дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья, подростки девиантного поведения).

 

Развивающие:

— формирование первичных организаторских умений и навыков;

-развитие  умений  представлять  материал  с  помощью  средств мультимедийных презентаций;

— развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде;

—  формирование  активной  жизненной  позиции  и  стремления  заниматься волонтерской (добровольческой) работой;

— развитие навыков ученического самоуправления;

— формирование сплоченного детского коллектива;

— привитие опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

—  развитие  уверенности  в  себе,  умений  обмениваться  информацией,

дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, навыка разработки и реализации социальных проектов.

 

Воспитательные:

—  воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

—  воспитание  толерантных  качеств  личности,  милосердия,  доброты,

отзывчивости;

—  формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

—  воспитание  потребности  в  добровольческой  деятельности,  формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

— содействие развитию системы совместной деятельности детей и взрослых;

—  формировать у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

—  формирование собственной  определенной позиции по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.

 

1.7. Возраст детей

Программа предназначена для обучающихся 12-17 лет. Набор детей в группы осуществляется в свободной форме, независимо от имеющихся у детей ЗУН, количество учащихся в группе: 1 год обучения – 15 человек, второй – 12 человек.

1.8.Формы занятий    Форма занятий – групповая. Группы формируются по возрастному принципу, но в случае необходимости по усмотрению педагога их можно формировать и с учётом индивидуального развития и уровня овладения знаниями обучающихся.

Формы организации занятий (социально-значимые мероприятия): акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным  направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, видео-лектории, рейды, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д.

 

  1. Объем программы:

2.1.Объем программы:288 часов (1 год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144 часа)

2.2.Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года (46академических часа в год и 98  часов практической части-подготовка к акциям, агитациям, тренингам и т.д.). Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание
программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы,расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики
изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3.Режим занятий: с каждой группой занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (занятие 2 – 3 часа).

 

 

3.Планируемые результаты по программе:

 

Занятия  первого  года  обучения  формируют  интерес  к  социально-значимой деятельности,  развивают  коммуникативные  умения,  первичные

организаторские навыки, дают опыт участия в социальных акциях.

На  втором  году  обучения  внимание  детей  обращается  на обрабатывание  навыков лидерского поведения,  социальное  проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.

 

К концу первого года обученияобучающиеся должны знать:

  • историю развития волонтерского движения;
  • основные добровольческие организации России;
  • понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
  • правила составления информационного буклета;
  • методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
  • возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
  • правила выхода из конфликтной ситуации;
  • влияние психоактивных веществ на организм человека;
  • способы отказа от употребления психоактивных веществ

должны уметь:

  • владеть навыками планирования и самоанализа;
  • уметь составлять информационный буклет средствами MicrosoftOffice;
  • организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
  • уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
  • устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
  • владеть навыками поведения в конфликтной ситуации

К концу второго года обученияобучающиеся должны ЗНАТЬ:

 

  • требования к созданию социальной рекламы;
  • структуру и правила оформления делового письма;
  • технологию социального проектирования;
  • основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
  • возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины диванного поведения;
  • биологические и социальные последствия наркотической зависимости

 

 должны УМЕТЬ:

 

  • создавать социальные ролики в программе MovieMaker, социальный плакат в программе Paint;
  • разрабатывать социальные проекты;
  • составлять деловое письмо, писать новостную статью;
  • владеть навыками сопротивления групповому давлению;
  • эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками диванного поведения
  • выступать в роли организатора различных дел социальной направленности

 

3.1.Критерии и способы определения результативности:

 

Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль (сентябрь),  промежуточный  контроль  (декабрь)  и  итоговый контроль обучающихся. Данные  виды  контроля  позволят  педагогу  и  обучающимся  увидеть результаты  своей  деятельности,  что  создаст  хороший  психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.

3.2.Способы и формы проверки результатов:

— педагогическое наблюдение;

— опрос;

— тестирование;

— защита проектов;

— организация и участие в мероприятиях, конкурсах;

— анализ результатов методик: «Лидер», «Эффективность лидера», «КОС»-авторы В.В. Синявский и В.А. Федорошин, тест «Диагностика лидерских способностей»-авторы Е. Жариков и Е. Крушельницкий, тест «Способны ли вы быть лидером».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

— творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентация;

— мероприятия, КТД, соревнования, конкурсы, конференции;

— видеоролики телестудии «ВарламовоNews»;

— статьи и фотоматериалы на сайте учреждения;

— портфолио обучающихся объединения;

— карты оценки результатов освоения программы;

— награждение благодарственными письмами самых активных членов

волонтерского отряда и волонтеров в совместных мероприятиях.

 

 

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема занятия Часы Форма контроля
теория практика
Учебно-тренировочная работа
Вводное занятие. Техника безопасности

Организационные вопросы деятельности

добровольческого объединения

3 14 тест

Работа волонтеров по пропаганде здорового и

спортивного образа жизни

3 12 Коллективная рефлексия

Информационные технологии в работе

волонтера

8 4 Коллективная рефлексия
Присмотр видеоролика «Что такое толерантность» 2 3
Подготовка Акции «Курить не модно» 2 8 Создание картотеки игр
Подготовка Акции «Дерево Жизни» приуроченная к 1 декабря день борьбы со спидом 2 4 Оформление информационного листа для стенда

Основы социального проектирования и

проведения социальных дел

1 8 Коллективная рефлексия
Специальная подготовка волонтеров 14 8 опрос
Лидерство в волонтерском объединении 5 8 Мини-опрос
Формирование гражданской активности 3 13 Оформление информационного листа для стенда

Развитие молодежных инициатив в процессе

социального взаимодействия

3 14 Коллективная рефлексия
Заключительное занятие 2 Фотоотчет, коллективная рефлексия
Итого: 144 46 98

 

 

2 год обучения

Раздел, тема Часы Формы подведения итогов
Деятельность общественного объединения волонтеров теория практика опрос
Управление волонтерской деятельностью опрос
Сопротивление групповому давлению. 2 Групповая рефлексия
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике 2 4 Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. 2 4 Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Новостная статья 2 3 Практическое задание
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды 4 2 Практическое задание
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. 4 5 Практическое задание
Социальный видеоролик 6 Практическое задание
Технология «Равныйобучает равного» 4 8 Практическое задание
Дискуссия 12 Практическое задание
Социальный театр 2 Коллективная рефлексия
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций 3 8 Коллективная рефлексия
Основы социального проектирования 2 3 Практическая работа
Разработка и реализация социальных проектов 1
Помощь ветеранам и пожилым людям 1 4 Фотоотчет, коллективная рефлексия
Помощь детям-сиротам 1 4 Фотоотчет, коллективная рефлексия
Работа с подростками диванного поведения 1 6 Фотоотчет, коллективная рефлексия
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями 3 3 Фотоотчет, отзыв
Лидер. Типы лидерства 6 12 опрос
Рефлексия. 3 опрос
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» 3 6 конкурс
Организация детских праздников 5 Фотоотчетколлективная рефлексия
Итого: 144 46 98

 

Содержание программы 1 года обучения

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

  1. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.
  2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
  3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
  4. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Игровые технологии в работе волонтера

  1. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.
  2. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
  3. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД.
  4. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построенияигровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

  1. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.
  2. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.
  3. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.
  4. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.
  5. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в МБУ ДО ДЮЦ
  6. Информационные технологии в работе волонтеров
  7. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

5.Основы проведения социальных дел

  1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.
  2. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.
  3. Психологическая подготовка волонтеров
  4. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
  5. 2. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»

3.Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

  1. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров»

5.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

  1. Специальная подготовка волонтеров
  2. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.
  3. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов

 

Содержание программы 2 годаобучения

  1. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
  2. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

  1. Сопротивление групповому давлению
  2. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.
  3. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ.Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»

Информационные технологии в работе волонтера

  1. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.
  2. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура  делового письма. Практикум: написание делового письма.
  3. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
  4. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе MovieMaker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

Социальные технологии в работе волонтера

  1. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного»
  2. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе.Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова)
  3. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация.

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

  1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
  2. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.

Специальная подготовка волонтеров

  1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
  2. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.
  3. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
  4. Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья — Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»
  5. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Лидерство в волонтерском объединении.

  1. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
  2. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
  3. Подготовка к участию в районном конкурсе «Лидер XXI века, областном конкурсе «Доброволец года»

Организация детских праздников.

Разработка и проведение детского новогоднего праздника для классов компенсирующего обучения. Проведение детской игровой программы в день защиты детей.

 

III     ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

3.1.Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Раздел, тема Форма занятия Приемы и методы организации занятий Дидактический материал Формы аттестации
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества беседа Дискуссия, просмотр видеоролика Видеоролик «Так просто» тест
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи беседа Дискуссия, просмотр видео презентации Презентация «Добровольческие организации России» Коллективная рефлексия
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества Беседа, деловая игра Проведение социального опроса,  планирование работы Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем» Коллективная рефлексия
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии беседа Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка» фотографии
Игры-адаптации. Игры с эстрады Занятие-игра Беседа, показ игр Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады Создание картотеки игр
Игровая  программа Занятие-практикум Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ Практическое задание
Организация игровых переменок, детских праздников Мастер-класс, творческая мастерская Мозговой штурм Сценарии мероприятия Фотоотчет, оформление альбома
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» Занятие-игра Дискуссия, ролевая игра Карточки с ролями, форма протокола заедания районной думы Коллективная рефлексия
Влияние курения на организм человека Конференция Показ видеороликов, дискуссия, защита мини-рефератов Видеоролики опрос
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ Беседа Показ иллюстративного материала, блеф-клуб с пояснениями Альбом  «Твое здоровье», социальные ролики Мини-опрос
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН встреча Анализ текста, объяснение Кодекс РФ  об административных правонарушениях (ст. 20.21, ст.20.1,ст. 7.27,  с. 6.67, ст.6.10, ст. 116, ст. 158, ст. 162, ст. 166) Оформление информационного листа для стенда
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом Тренинг Дискуссия, ролевая игра, рефлексия Карточки с ролевыми ситуациями, слайды «Приемы отказа от предлагаемого алкоголя» Коллективная рефлексия
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей Практикум «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, изготовление раздаточного материала Сценарии мероприятия Фотоотчет, коллективная рефлексия
Компьютерная, игровая зависимости. беседа Показ видеоматериала.объяснение, дискуссия Видеоролик «Жить или играть», Мини-опрос
Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной зависимости Творческая мастерская «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, создание видеоролика

Видеролики

«Друзья рядом», «Жить или играть»

Коллективная рефлекия
Информационный буклет. Принципы создания. Беседа, практикум Показ, анализ информационного раздаточного материала, практическое задание  по составлению информационного буклета Информационные буклеты на разные темы Самоанализ буклетов, выставка
Листовка Беседа, практикум Просмотр и анализ листовок, практическое задание по изготовлению листовки Информационные листовки Анализ листовок

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций

 

Беседа, трудовая акция, уличная акция, информационная акция Трудовой десант, подготовка и распространение агитационного материала,  листовок

Коллективная рефлексия, отзывы, фотоотчет,

оформление альбома, подготовка информационных заметок

Организация  социальных дел гражданско-патриотической направленности Концерт, встреча, экскурсия в краеведческий музей Репетиция, разговор с интересными людьми, создание информационного раздаточного материала Сценарии мероприятий Коллективная рефлексия, анализ информационного раздаточного материала
Особенности работы с младшими школьниками беседа Объяснение опрос
Подростковый возраст и его особенности Беседа, дискуссия Объяснение, решение психологических задач Карточки с проблемными ситуациями Практическое задание
Психологические особенности людей пожилого возраста Беседа, просмотр и обсуждение видеофильма «Бабуся», дискуссия Видеофильм «Бабуся» опрос
Тренинг личностного роста тренинг Рефлексия, ролевая игра, дискуссия Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений Индивидуальная рефлекия
Тренинг коммуникативных навыков тренинг Деловая игра, ролевая игра, дискуссия Карточки с ролевыми ситуациями, Коллективная рефлексия
Тренинг толерантности тренинг Деловая игра, ролевая игра, дискуссия Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения» Индивидуальная рефлексия
Помощь ветеранам и пожилым людям Трудовой десант, концерт Практическая работа Коллективная рефлексия, фотоотчет, отзыв
Помощь детям-сиротам мастер-класс, игровая программа Игры, показ Коллективная рефлексия, отзыв, фотоотчет

 

2 год обучения

Раздел, тема Форма занятия Приемы и методы организации занятий Дидактический материал Формы аттестации
Деятельность общественного объединения волонтеров Лекция, «мозговой штурм» Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера опрос
Управление волонтерской деятельностью Лекция, деловая игра Объяснение опрос
Сопротивление групповому давлению. Тренинг Психологические игры Карточки с ролевыми ситуациями Групповая рефлексия
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике Лекция Блеф-клуб, показ видеороликов Учебные видеоролики, мультфильмы Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Лекция, дискуссия Показ учебного видеоролика, просмотр и обсуждение фильма Фильм «Дневник Насти» Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Новостная статья Лекция Объяснение, работа с текстами, практическая работа Подборки газетных  статей Практическое задание
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды Лекция Объяснение, практическая работа Примеры деловых писем Практическое задание
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Лекция Объяснение, показ иллюстраций, практическая работа Подборки социальных плакатов Практическое задание
Социальный видеоролик Лекция Объяснение, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа Подборка социальных роликов Практическое задание
Технология «Равный обучает равного» Лекция Объяснение, показ видеоматериала Видеоматериалы  о работе в данной  технологии Практическое задание
Дискуссия Лекция, «дискуссионные качели» Объяснение, упражнение Джеффа Карточки для упражнения Джеффа Практическое задание
Социальный театр Лекция, репетиция Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция Сценарии социального театра, записи постановок социального театра Коллективная рефлексия
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций Практикум Практическая работа Коллективная рефлексия
Основы социального проектирования Лекция, деловая игра Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа

Видеопрезентация

«Технология социального проектирования»

Практическая работа
Разработка и реализация социальных проектов Практикум  Практическая работа
Помощь ветеранам и пожилым людям Трудовой десант, встреча, концерт Практическая работа Фотоотчет, коллективная рефлексия
Помощь детям-сиротам Творческая мастерская «мозговой штурм», мастер-класс, Сценарий мероприятия Фотоотчет, коллективная рефлексия
Работа с подростками девиантного поведения Лекция, практикум «мозговой штурм» Сценарий мероприятия Фотоотчет, коллективная рефлексия
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями Творческая мастерская «мозговой штурм» Сценарий мероприятия Фотоотчет, отзыв
Лидер. Типы лидерства Беседа, тренинг Объяснение, тестирование, психологические игры Бланк для теста «Я – лидер?» опрос
Рефлексия. Беседа Объяснение Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» опрос
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» Практикум Практическая работа Положения о конкурсах конкурс
Организация детских праздников Практикум Практическая работа Сценарии праздников Фотоотчетколлективная рефлексия

 

3.2. Условия реализации программы

  1. Социальная значимость программы:

Задача  социального  становления  личности  ребенка  сегодня  является

важной и актуальной. Ведущие современные педагоги, психологи, философы

и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня

не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но

и  будет  способствовать  развитию  социально-значимых  качеств  юношей  и

девушек,  формированию  у  них  активной  жизненной  позиции.

 

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие ноутбука, видеопроектора, демонстрационного экрана, спортивного инвентарь.

 

3.3. Список литературы

Для педагога:

  1. Зимняя И.А.  Педагогическая  психология.  Учебник  для  ВУЗов.  Гриф МО РФ, 2013
  2. Лавриненко В.Н.Психология  и  этика  делового  общения.  Учебник  для бакалавров, 2013.
  3. Всемирная декларация   добровольцев   (принята   на   11-м   Конгрессе Международной   Ассоциации   Добровольцев,   Париж,   14сентября 1990   года.   —   [Электронный   ресурс]   —Режим   доступа.   — URL:  http://www.newparlament.ru/docs/view/2132
  4. Новиков А.С.  Проблемы  волонтерского  движения  в  современной
  5. России. //   Международный   научно-исследовательский   журнал,

2012   —   [Электронный   ресурс]   —Режим   доступа.   — URL:  http://research-journal.org/featured/pedagogy/problemyvolonterskogo-dvizheniya-v-sovremennoj-rossii/

  1. Понятие волонтерства.   Главное   —   желание?   //   Информационно-методический  журнал  BiZ.  —  4  ноября  2012  г.—  №  4.  —  2—4  с.
  2. Ромицын И.В.   Волонтерская   деятельность   как   фундамент

гражданского   общества.   —   [Электронный   ресурс]   —   Режим доступа.  — URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3630.pdf

  1. Федеральный научно-практический   журнал   «СОТИС   —социальные технологии,   исследования»,   Материалы   VII   Общероссийской конференции  по  добровольчеству,  2010.  —  С 21—22,  34.
  2. Григорьев И.Н.  Специфика  организации  волонтерства  в  молодежной среде  //  Вестник  Тамбовского  университета.  Серия:  Гуманитарные науки. – 2008. – № 12. – С. 100-104.
  3. Добровольческий труд: сущность,  функции,  специфика  //

Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С. 15-22. 32

  1. Менщикова И.Ю. Социальная  работа  и  волонтерство:  ценностно-практический  аспект  взаимодействия  в  среде  высшей  школы  // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 1. – С. 42-43.
  2. Новиков М.А. История,  проблемы  и  перспективы  развития

молодежноговолонтерства  в  России  //  Исторические,  философские, политические  и  юридические  науки,  культурология  и искусствоведение. Вопросы  теории  и  практики.  –  2011.  –  №  6-3.  –  С. 141-144.

  1. Онищенко Е.В. Перспективы  развития  волонтерского  движения  в России  //  Вестник  Московского  государственного  областного

университета. Серия: Психологические науки.  –  2011.  –  № 2. –  С. 183-187.

  1. Словарь-справочник по социальной  работе  /  Под  ред.  Е.И.

Холостовой. – М.: Юрист. – 2007. – 319 с.

  1. Социальная работа с  молодежью:  учебное  пособие  /  под  ред.  Басова Н.Ф. – М. – 2007. – 235 с.
  2. Тетерский С. 10 лет  ДИМСИ:  деятельность  общероссийских общественных  организаций  “Детские  и  молодежные  социальные

инициативы” (ДИМСИ) // Воспитание школьников.  –  2005.  –  № 8. –  С. 59.

  1. Холина О.И. Волонтерство  как  социальный  феномен  современного российского общества // Теория и практика общественного развития.  –2011. – № 8. – С. 71-73.
  2. Щупленков О.В. История  молодежного  движения  в  России  в современном  исследовательском  поле  //  Исторические,  философские, политические  и  юридические  науки,  культурология  и искусствоведение. Вопросы  теории  и  практики.  –  2012.  –  №  1-2.  –  С. 211-215. 33
  3. Волонтер и общество.  Волонтер  и  власть:  научно-практический сборник/  Сост.  С.В.Тетерский  /  Под  редакцией  Л.Е.  Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2011.-160с.

20.Куприянова  Г.В.  Молодежные  и  детские  общественные  объединения России  на  современном  этапе:  тенденции  и  проблемы  развития:  В сборнике  докладов  и  выступлений  «Молодежные  и  детские общественные объединения: проблемы  преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2011 .-25с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1.Основные мероприятия:

 

Информационный блок

  1. Создание, выпуск и распространение информационных листовок.
  2. Помещение материалов на сайтДЮЦа.

3.Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов.

4.Сбор информации об объектах, о людях, нуждающихся в посильной помощи волонтеров.

 

Валеологическийблок

  1. Дни здоровья.
  2. Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления.
  3. Рассказы и беседы о социально опасных болезнях общества.
  4. Встречи со спортсменами – выпускниками ДЮЦа.
  5. Линейки чествования лучших спортсменов.
  6. Мероприятия, популяризирующие здоровый образ жизни.

 

Проектный блок  1. Разработка и реализация проектов и акций.

 

Познавательный блок

  1. Волонтерское движение.
  2. Проектирование и реализация социально-значимых проектов.
  3. Самоуправление
  4. Информация о мероприятиях, посвященным Международным дням и акциям.
  5. Формы и методы организации культурно-массовых мероприятий, игр, КТД.

 

Тренинговый блок

Проведение тренингов

1.Командообразование и лидерство.

2.«Ровесник-ровеснику».

3.Профилактика ВИЧ, пивного алкоголизма, табакокурения, интерактивных зависимостей, наркотиков.

 

Координационный блок

  1. Координация работы группы волонтеров руководителем группы.
  2. Формирование органов ученического самоуправления в объединении
  3. Организация встреч с администрацией и педагогическими работниками учреждения, с родителями и социальными партнерами.
  4. Организация акций, анкетирование, экскурсий.

 

Досуговый блок

  1. Проведение акций, анкетирование, экскурсий, мероприятий.
  2. Организация КТД (коллективных творческих дел), игровых программ.
  3. Участие в конкурсах моделей лидеров ученического самоуправления, профилактических программ «Свежий ветер», «Лидер 21 века», конкурс социальных проектов «Гражданин».

 

Экологический блок

  1. Организация и проведение экологических акций

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

индивидуальная;

групповая;

работа по подгруппам.

 

 

  1. Планируемые мероприятия

 

 

№ п/п Мероприятия
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.
Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ
Изучение литературы по первичной профилактике вредных привычек.
«Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка
Тренинг на уверенность в себе.
История возникновения волонтерского движения.
Час общения. Волонтер. Какой он?
Час общения. Здоровый образ  жизни: как мы его представляем.
Подготовка социологического опроса «Вопросы — ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам).
Обработка социологических данных опроса.
Выпуск буклетов о вреде курения “Мифы и реальность”
Час общения. «О пользе спорта».
Подготовка выступления агитбригады «О пользе спорта» для начальной школы
Час общения. Пиво – мифы и реальность.
Выпуск буклетов о вреде пива “Мифы и реальность”
Как защититься от простуды и гриппа.
Час общения. О вреде курения.
Разработка игровой программы для 5-6 классов «Курильщик — сам себе могильщик»
Час общения. Энергетические напитки.
Сбор и подготовка информации об энергетических напитках.
Час общения «Вся правда о наркотиках».
Подготовка мероприятия «Скажи наркотикам – нет!»
Час общения. Разговор о правильном питании.
Час общения. Как сохранить свое здоровье.
Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда)
Подготовка акции «Никотин на витамин»
Час общения. Что такое ПАВ?
Сбор и подготовка информации о вреде ПАВ.
Подведение итогов работы отряда за год.