Оконовенко В. М. «Художественная вышивка»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №_   от «    »               2016 года

         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

«         »                   2016 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

 

«Художественная вышивка»

Направленность: художественная

 

 

 

                                                   Возраст детей: 7 — 14 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

                                             Автор – составитель: педагог дополнительного образования

                                                                                  Оконовенко Вера Михайловна

                            

                                                                        

                                                                       с. Чугуевка

                                                                            2016 г.

 

 

 Пояснительная записка

«Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребёнок увидел  прекрасное остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души …». Эти слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского стали эпиграфом авторской программы «Художественная вышивка» творческого объединения «Иголочка-волшебница».

Эстетические отношения человека к миру охватывают всё, с чем ему приходится соприкасаться. У детей вкусы проходят сложный процесс развития. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определённым критерием, показателем уровня развития ребёнка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. С этой целью разработана авторская программа дополнительного образования «Художественная вышивка», предназначенная для детей 7 – 14 лет и рассчитанная на 4 года обучения. Её содержание, принцип построения способствуют формированию у детей эстетического отношения к миру, развитию их творческих способностей, воспитанию любви к народным традициям.

Программа «Художественная вышивка» по курсу «Иголочка-волшебница» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создаёт условия для овладения учащимися определённой совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности — художественно-эстетической, авторской.

Программа  основана на единых подходах и принципах:                                                                                                                              

— непрерывность и преемственность педагогического процесса, т. е. программный материал,  располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции;

— использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании;

— рациональное сочетание  разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

— обеспечение психологического комфорта ребёнка;

— уважение личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

— сотрудничество с детьми, предоставление им самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;

— формирование у ребёнка адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний;                                                                                                               формирование практических навыков, будет осуществляться в три уровня образовательного процесса.

Первый уровень – начальный.                                                                                                         

Основная цель этого этапа – выявление и развитие общих трудовых навыков и способностей детей, формирование интереса к  художественному творчеству.

Второй уровень – общий.

Основная цель этого этапа – углублённое изучение и овладение вышивальным мастерством.                                                                                                                                                      

Третий уровень – креативный.                                                                                                                     

Цель этого этапа – ориентация учащихся на исполнительскую работу в художественной вышивке, закрепление и стремление к творческой деятельности, самостоятельности, самовыражения.

Актуальность программы

Сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры.

Вышивка остаётся любимым украшением во все времена и важность рукоделия в том, что можно созидать полезное и прекрасное  своими руками, идёт творческое самовыражение. Меняется взгляд на моду, проходя сквозь века, а вышивка остаётся всегда.

Занятия рукоделием развивают творческие способности детей, терпение, трудолюбие, ответственность, идёт тонкая работа, дети в своих работах стараются отобразить самое лучшее, каждую работу стараются сделать красивой, в свои произведения вкладывают частицу своей души, приложив немало усилий.

Программа рассчитана таким образом, что сама природа ребёнка в этом возрасте даёт возможность проявить себя, раскрыть в себе способности заложенные природой.

Ребёнок присваивает опыт педагога и приобретает собственные знания и убеждения через подражание.

Отличительные особенности программы

Предлагаемая программа отличается от школьного курса инновационными художественными техниками, позволяя учащимся в достаточной мере освоить вид рукоделия в более широком представлении, способствует развитию воображения, фантазии, художественного вкуса, даёт возможность разнообразной «пробы сил» в художественной деятельности, восполняет неизбежные пробелы художественно-эстетического образования в плане приобретения практических навыков. Одновременно способствует лучшему пониманию произведений искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности и восприятия мира. Сочетание на одном занятии практического и теоретического материала, деление на подгруппы и занятия малыми группами. Индивидуальный подход, уважение личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Педагогическая целесообразность

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки,  в области  художественного творчества,  обучающиеся имеют возможность реализовать желание что-то создать своими руками. Художественное творчество пробуждает в них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Курс декоративно-прикладного творчества включает в себя несколько направлений художественной деятельности: вышивка от простейших ручных швов до вышивки в более сложных техниках – гладь, крестиком, рококо, вышивка шёлковыми лентами, объёмная вышивка, вышивка бисером. Детям важно попробовать себя в ряде направлений – это позволит найти наиболее близкий ребёнку вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать свои собственные возможности, а также поддержит интерес к художественному творчеству. Именно такую возможность и предоставляет данная образовательная программа, и предназначена для развития творческих способностей детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Цель программы

Развитие творческого потенциала личности учащихся посредством занятий вышивкой как одного из видов декоративно – прикладного творчества

Задачи программы

Обучающие:                                                                                                                                                                                                — научить понимать и применять профессиональные термины;

— ориентироваться в разновидностях  декоративно-прикладного искусства;

— научить передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов;

— обучить различным способам и технологии выполнения художественных изделий.

Воспитательные:                                                                                                                                     

— воспитывать любовь к родному краю;

— воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Развивающие:                                                                                                                                              

развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;                                                                                                                                                          

развивать  трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;                                                                                

— прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

— помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Возраст учащихся, которым адресована программа

Возраст детей от 7 до 14 лет.

Принцип набора  детей свободный, формирование групп с учётом возрастных особенностей.

В группах первого года обучения занимается по 15 человек, в группах второго года обучения по 12 человек, в группах третьего года обучения и четвёртого  – по 10 человек.

Состав учащихся может быть как постоянный, так и переменный.

Формы занятий

Использование разнообразных форм  организации занятий,  рациональное сочетание:

— фронтального;

— подгруппового;

— индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

Объём программы

На весь период обучения запланировано 864 учебных часов.

Срок реализации программы

Образовательная программа «Художественная вышивка» рассчитана на 4 года.

Режим занятий

Каждая группа творческого объединения «Иголочка-волшебница» занимается три раза в неделю, продолжительность занятия – 2 часа (в году 216 часов).

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

Обучающийся первого года обучения должен знать:

— историю предмета;

— инструменты и материалы;

— что принято называть рабочим местом;

— правила техники безопасности при выполнении ручных работ;

— виды ручных работ, швов, стежков;

— технологию выполнения ручных работ;

— терминологию ручных работ;

— требования, предъявляемые к выполнению ручных работ.                                        

Обучающийся первого года обучения должен уметь:                                                                   

— производить способы переводов рисунков на ткань;

— применять инструменты, материалы и приспособления во время вышивания;

— содержать своё рабочее место в чистоте, чтобы ничего лишнего не лежало на столе;

— соблюдать правила техники безопасности во время вышивания;

— составлять композиции (сюжетная вышивка любым из швов);

— подбирать ткань и нитки для вышивания, иглы; закреплять нитку в начале работы, в процессе работы, при завершении работы;

— владеть терминологией;

— производить обработку вышитых изделий, ухаживать за изделиями с вышивкой.

Обучающийся второго года обучения должен знать:                                                                  

способы увеличения или уменьшения рисунка;

— историю вышивки других народов;

— виды вышивок;

— применение вышивки в быту, в костюме;

— об орнаменте, о цвете;

— технологию выполнения видов вышивки;

— особенности обработки вышитых изделий, составление композиции, оформление;

— уход за вышитыми изделиями;

— основные характеристики народной вышивки.

— пользоваться схемами, таблицами.                                                                             

Обучающийся второго года обучения должен уметь:

— рационально организовать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

— выполнять несложные проекты;

— читать схемы;

— работать по инструкции, соблюдая этапы последовательной подготовки к вышиванию;

— применять вышивку в оформлении и украшении быта, одежды;

— определять колорит, находить отличительные признаки в орнаментах разных

народностей;

— выполнять эскизы, выполнять изделия в технике гладь, крест;

— уметь производить влажно-тепловую обработку вышитых изделий.

Обучающийся третьего года обучения должен знать:                                                                                                    

— строение и свойства материалов;

— получение ткани, технологию обработки;

— швы и стежки, применяемые в художественном оформлении изделий, в народном и современном костюме;

— виды вышивок;

— технологию выполнения видов вышивки;

— терминологию видов вышивки;

— особенности обработки края вышитых изделий, уход за изделиями с вышивкой.

Обучающийся третьего года обучения должен уметь:                                                                           

определять свойства ткани, применять на практике;                                                                                            

— определять  какому народу принадлежит та или иная вышивка;

— применять вышивку в оформлении и украшении современной одежды;                                                                                                                                                                                                                                                                          

— пользоваться схемами и таблицами;                                                                                                                

— производить влажно-тепловую обработку вышитых изделий;                                                                                                                                                                                          

— владеть терминологией.

Обучающийся четвёртого года обучения должен знать:                                                                    

— историю предмета;

— основные характеристики народной вышивки;

— традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов,

возможности в области применения художественной вышивки;

— технологию выполнения объёмной вышивки;

— терминологию объёмной вышивки;

— основные этапы выполнения проекта и исследовательской деятельности.

Обучающийся четвёртого года обучения должен уметь:

осуществлять технологическую последовательность при выборе и изготовлении изделий;

— читать схемы, эскизы деталей сборочных единиц в объёмной вышивке;

— выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов;

— владеть терминологией;

— выполнять проектную и исследовательскую работу;

— осуществлять анализ своей деятельности.

По окончании обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты:

Личностные:

— сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;

— сформировано  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов;

— развиты основы экологической культуры, осмысление ценности окружающего мира и природного наследия родного края;

— развиты навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми людьми на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

— развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

Метапредметные:

— сформированы умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— развиты умения рационально планировать самостоятельную творческую деятельность, ориентируясь на разнообразие способов решения задач;

— развиты умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— развито умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— сформированы умения осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности.

Предметные:

— сформированы углубленные  знания о технике «вышивка» как виде декоративно-прикладного искусства;

— сформированы знания основных законов композиции, цветоведения и правил построения сюжета при создании собственных изделий;

— развито умение самостоятельно проектировать изделие, используя приобретённые знания для творческого решения художественно-конструкторских и технологических задач.

 

Способы и формы проверки результатов

Отслеживание результатов обучения и воспитания осуществляется по специально разработанной методике:

«Мониторинг результатов обучения и воспитания по дополнительной образовательной программе».

Полученные результаты по каждому обучающемуся заносятся в индивидуальную карту учащегося, где в баллах фиксируются предметные и личностные показатели.

 

 

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными задачами, результаты будут отслеживаться путём проведения – нулевого, промежуточного и итогового контроля.

Нулевой этап – проводится в течение двух недель, после завершения набора учащихся в учебные группы, и оценивает следующие показатели: отношение и интерес к знаниям, определение уровня подготовки учащихся в начале курса обучения, навыки самоорганизации, уровень мотивации.

Форма проведения – тестирование и анкетирование.

Оценка – балл.

Промежуточный контроль — проводится в конце ноября, начале декабря. Выставляется оценка успешности продвижения учащихся, качественная оценка работы по темам, учёт знаний, навыков, умений и знание терминологии.

Форма проведения – тестирование, контрольное задание, исследование самооценки.                                                                                                                                           

Оценка – балл.

Итоговая аттестация – подведение итогов завершающегося года обучения.  Анализ результатов обучения, оценка успешности усвоения программы обучающихся.

Сроки проведения – апрель, май.                                                                                                                         

Форма проведения – контрольное занятие, самостоятельная практическая работа, тестирование, выставка работ декоративно-прикладного творчества – отчётная.

Оценка – балл.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

Наименование разделов                          и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Раздел 1.                            Введение в программу. 2 1 1  
1.1. Тема 1. Вводное занятие. 2     Инструктаж.
2. Раздел 2.                            История предмета. 2 0,3 1,3  
2.1. Тема 1. Знакомство с историей вышивки в целом. 2     Контрольный опрос.
3. Раздел 3. Инструменты и материалы. 2 0,4 1,2  
3.1 Тема 1.  Материалы и инструменты,      приспособления для вышивания.                                  2     Контрольный опрос.
4. Раздел 4.                                     Виды швов, стежков. 164 8 156  
4.1

Тема 1.

Подготовка к вышиванию.                            

6     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.2

Тема 2. 

Простейшие ручные швы.                                   

40     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
  Вышивание мотивов простейшими ручными швами. 50     Оценка по блоку «Творческое задание».
4.3

Тема 3.

 Гладь.                                                                                      

2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
  Вышивка изделий гладью. 28     Оценка по блоку «Творческое задание».
4.4 Тема 4 . Вышивка крестиком.   4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
  Вышивка изделий крестиком. 34     Оценка по блоку «Творческое задание».
5. Раздел 5.                                     Обработка вышитых изделий. 24 2  22  
5.1 Тема 1.  Уход за изделиями                    с вышивкой.                                        24     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
6. Раздел 6.                                    Подготовка к выставке. 18 1 17  
6.1 Тема 1.  Выполнение творческого изделия. 18     Оценка по блоку «Творческая работа».
7. Раздел 7.                                     Заключительное занятие. 4 0,2 3,4  
7.1 Тема 1. Подведение итогов. 2     Контрольное задание.
7.2 Тема 2. Итоговая аттестация. 2     Тестирование.

Всего часов: 216

Учебно-тематический план2-ой год обучения                                                                                                           

Наименование разделов                                  и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Раздел 1.                                         Вводное занятие. 2 1 1
1.1 Тема 1.                                                   Вводное занятие. 2     Инструктаж.
2. Раздел 2.                                         История предмета. 6 0,3 5,3  
2.1 Тема 1.  Изучение структуры рисунка, узора, построение орнамента. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
2.2 Тема 2.  Способы перевода рисунка на ткань.                                                                                               2     Контрольное задание.
2.3 Тема 3.  Увеличение и уменьшение рисунка. 2     Контрольное задание.
3. Раздел 3.                                         Инструменты и материалы. 2 0,3 1,3  
3.1 Тема 1. Инструменты,  материалы и приспособления необходимые для вышивания.                                         2     Контрольный опрос.
4. Раздел 4.                                         Виды швов, стежков. 172 7,3 164,3  
4.1. Тема 1. Гладь односторонняя.                                         1.Вышиваем листочки и лепестки.

12

 

2

    Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.2

Тема 2.  Вышивка изделий односторонней гладью.                                                         

1. Ландыши  Владимирским верхошвом.

10     Оценка по блоку «Творческая работа».
4.3 Тема 3.  Гладь двусторонняя.                                                                        16     Контрольный опрос.
  Вышиваем листочки и лепестки. 2     Контрольное задание.
4.4 Тема 4.                                         Вышивка изделий двусторонней гладью.                           Салфетка с фруктами двусторонней гладью. 14     Оценка по блоку «Творческая работа».
4.5 Тема 5.Белая гладь. 26     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.6. Тема 6. Настил стежками «вперёд иголку».

2

 

    Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.7. Тема 7. Петельный стежок. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.8. Тема 8. Обвивка. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.9.

Тема 9. Штопальный переплетённый

стежок.

4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.10. Тема 10. Стебельчатый шов, вышивка по линиям узора. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.11. Тема 11. Фестоны ришелье. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.12. Тема12. Гладь горошком. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.13.  Тема13. Простая гладь. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.14. Тема 14. Выпуклая гладь. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.15.

Тема 15. Вышивка изделий белой гладью.

1.Валентинка «Сердечко».

16 0.15 15.45 Оценка по блоку «Творческая работа».
  Бриды. 28 1.10 27.5
4.16. Тема 16. Простая брида. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.17. Тема 17. Брида, петельным швом. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.18. Тема 18. Брида, штопальным швом. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.19. Тема 19. Сложные бриды. 8     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.20. Тема 20. Паутинка. 6     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.21. Тема 21. Вырезание ткани. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.22 Тема 22. Обработка срезов.                                      8     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.23 Тема 23. Край с мережкой. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.24 Тема 24. Фестонный край. 4     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.25

Тема 25.

Теневая гладь.

4    
4.26 Тема 26. Вышивка листьев и лепестков, как косыми, так и прямыми стежками.     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.27 Тема27. Художественная гладь.                     18    
4.28 Тема 28. Основы цветоведения. Значение цветов, цветовых сочетаний. 4   Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.29

Тема29.

Вышивка изделий художественной гладью.  Петушок.

14   Оценка по блоку «Творческая работа».
4.30.

Тема 30.

Вышивка крестом.

44    
4.31. Тема 31. Крест простой редкий.                               Двусторонний крест.                          Болгарский крест. 2   Контрольный опрос.      Контрольное задание.
4.32. Тема 32. Вышивка изделий крестом.                                      Алфавит, вышитый крестом. Жираф.                                             Мишки.

42

 

8

18

16

    Оценка по блоку «Творческая работа».
5. Раздел 5.                                         Обработка вышитых изделий. 6 0.15 5.45. Контрольный опрос.      Контрольное задание.
6. Раздел 6. Подготовка к выставке.                                                                                                                                24 0.40 23.20
6.1 Тема 1. Выполнение творческого  изделия. Салфетка с цветами гладью.                                                       Чехол для подушки с цветами крестиком.                                               Дорожка белой гладью, ришелье.

 

 

6

 

8

 

10

  Оценка по блоку «Творческая работа».
7. Раздел 7.                                         Заключительное занятие. 4    
  Тема 1.                                                       Подведение итогов. 2   Контрольное задание.
  Тема 2.                                                       Итоговая аттестация.                                                   2   Тестирование.

Всего: 216 часов

Учебно-тематический план  3-ий год обучения                                                                                                            

Наименование разделов                                           и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Раздел 1.                                         Введение в программу. 2 1 1  
1.1 Тема 1.                                     Вводное занятие.                                    Знакомство с планом занятий на новый учебный год.                        Общие правила, повторение. 2     Инструктаж.
2. Раздел 2.                                         История предмета.                               6 0,3 5,3  
2.1

Тема 1.

Основы композиции.                             Основные элементы композиции. Гармония цвета.

2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
2.2

Тема 2.                               Пропорции.

Линия.

Форма.

2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
2.3 Тема 3.                              Симметрия. Асимметрия. 2     Контрольный опрос.      Контрольное задание.
3. Раздел 3.                                         Инструменты и материалы. 4 0,2 3,4  
3.1 Тема 1.                           Материалы, и  инструменты необходимые для вышивки «рококо». 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
3.2 Тема 2.                            Копирование мотивов различными способами. 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.

Раздел 4. Виды швов, стежков.                                       

I. «Рококо» 40 ч.                                       II. Шёлковыми лентами    146 ч. 

186 10 176  
4.1 Тема 1. Вышивка «рококо». 1.Исторический очерк. 2.Словарь стежков.                           3.Стежок «рококо.                              

40

2

4

6

    Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.2 Тема 2.                                 Стебельчатый шов. 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.3 Тема 3.                               Коралловый стежок. 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.4 Тема 4.                                       Петля «вприкреп». 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.5 Тема 5.                              Плоская наклонная гладь.     8     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.6 Тема 6.                           Вышивка мотивов стежками  «рококо».  14     Оценка по блоку «Творческая работа».
4.7 Тема 7.                                    Вышивка шёлковыми лентами.  46     Контрольный опрос.
4.8 Тема 8.                         Подготовка к работе.                         2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.9 Тема 9.                           Основные приёмы.                           2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.10 Тема 10.  Швы, стежки.        

1.Прямой шов.

2.Ленточный шов. 3.Французские узелки.                                            

4

2

4

    Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.11 Тема 11.                        Тамбурный шов.                           2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.12 Тема 12. «Вытянутый стежок с прикрепками». 4     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.13 Тема 13.                                   Шов «вперёд иголку».                              2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.14 Тема 14.                                                         Шов «вытянутый стежок с завитком».                      2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.15 Тема 15.                                       Шов «перекрученный вытянутый стежок».                          2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.16 Тема 16.                                             Шов «перекрученный стежок с узелком».                           4     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.17 Тема 17. Шов «петелька                            с глазком». 2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.18 Тема 18.  Шов «стянутая по центру   намётка».                                2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.19 Тема 19. Сборка.                                   Способы сборки самых различных цветов из шелковых лент.

 

12

    Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.20

Тема 20.

Вышивка изделий шёлковыми лентами.

100 1.10

98.50

 

 
  1.Роза – цветок мира.                                            «Гирлянда из роз».                             Сумочки с розами из шёлковых лент.

 

8

12

    Оценка по блоку «Творческая работа».
  2.Анютины глазки – цветы года.                                                              Изящные мешочки с вышивкой  для всякой всячины.

 

 

14

    Оценка по блоку «Творческая работа».
  3.Картины и рамочки с использованием любимых швов.                                         

12

 

 

    Оценка по блоку «Творческая работа».
  4.Рамка под фото.                             Вышивка шёлковыми лентами рамки-основы под фото, двумя способами. 14     Оценка по блоку «Творческая работа».
  5. Приятные мелочи понравившимися швами.                                                                Подушка с вышивкой. «Коробочка», обтянутая тканью и отделанная вышивкой.                                 Душистый гардероб.

16

 

    Оценка по блоку «Творческая работа».
  6.Коробочка обтянутая тканью и отделанная вышивкой.                           

16

 

    Оценка по блоку «Творческая работа».
  7.Душистый гардероб. Изготовление летнего цветного платьица вышитого шёлковой лентой. 8     Оценка по блоку «Творческая работа».
5. Раздел 5.                                         Обработка вышитых изделий. 6 0,1  5,5  
5.1 Тема 1.                                                       Обработка края и низа изделия. 4     Контрольный опрос. Контрольное задание.
5.2 Тема 2.  Окантовка.                                                     2     Контрольный опрос. Контрольное задание.
6.

Раздел 6.

Подготовка к выставке. Выполнение творческого  изделия.                                                 

12 0,10 11,5 Оценка по блоку «Творческая работа».
7. Раздел 7.                                         Заключительное занятие. 4 0,2 3,4  
  Тема 1.                                                       Подведение итогов. 2     Контрольное задание.
  Тема 2.                                                       Итоговая аттестация.                                                   2     Тестирование.

Всего: 216 часов

Учебно-тематический план 4-ый год обучения                                                                                                             

Наименование разделов                                         и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Раздел 1. Введение в программу.                                        2 1 1  
1.1 Тема 1. Вводное занятие. 2     Инструктаж.
2. Раздел 2.                                         История предмета.              2 0,3 1,3  
2.1 Тема 2. Объёмная вышивка. 2     Контрольный опрос.
3. Раздел 3. Материалы и   инструменты.                                                     2 0,3 1,3 Контрольный опрос. Контрольное задание.
4. Раздел 4.                                         Объёмная вышивка. 172 8,30 163,3  
4.1 Тема 1.  Виды стежков.                                                                     Техника.                            2 0,10   Контрольный опрос.
4.2

Тема 2. 

Узелок «рококо».                                         

2 0,10   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.3

Тема 3.

 Стежок «ёлочкой» и летящий стежок.                                         

4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.4

Тема 4.

 Стежок «ёлочкой» и летящий стежок.                                          

4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.5

Тема 5.

Французский узелок и петельный стежок.                                          

4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.6

Тема 6.

 Заполнение листа «летящими» стежками.                                           

4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.7

Тема 7.

Длинные и короткие петельные стежки.                                          

2 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.8

Тема 8. 

Стежок «узелок «рококо» с хвостиком».                                        

2 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.9 Тема 9.                                            Стебельчатый стежок и прямые стежки. 4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.10

Тема 10. 

Турецкие стежки.                                         

2 0,10   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.11

Тема 11.

Тамбурный стежок с обвивкой.                                          

4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.12 Тема 12.   Прикрепление проволоки на ткань – изготовление листиков и лепестков, бутонов.                                           16 0,30   Контрольный опрос. Контрольное задание.
4.13

Тема 13.

Объёмная вышивка. Модели.

122 6 116 Оценка по блоку «Творческая работа».
4.14 Тема 14. Маки                                   20  
4.15 Тема 15. Розы. 20  
4.16 Тема 16. Виолы. 20  
4.17 Тема 17. Анютины глазки. 20  
4.18 Тема 18. Нарциссы. 20  
4.19 Тема 19. Белые лилии. 22  
5. Раздел 5.                                                                                                                                               Обработка вышитых изделий.                        6 0,3  5,3  
5.1    Тема 1. Советы и техники, обработка.                                                        4 0,20   Контрольный опрос. Контрольное задание.
5.2 Тема 2. Уход и хранение.                                                      2 0,10   Контрольный опрос.
6. Раздел 6.                                                                                                                                               Подготовка к выставке. 28 1,40 26,2  
6.1 Тема 1.                                                       Выполнение творческого  изделия.       Оценка по блоку «Творческая работа».
7. Раздел 7.                                                                                                                                               Заключительное занятие. 4 0,20 3,4  
7.1 Тема 1.  Подведение итогов.                                                                                      2 0,10   Контрольное задание.
7.2 Тема 2.  Итоговая аттестация.                                                                                                        2 0,10   Тестирование.

 

Содержание тем программы                                                                                                          первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу.                                                                                                                        

Тема 1. Вводное занятие.                                                                                                            Теория. Знакомство с планом работы. Правила ТБ, ПБ, общие правила.                                    Практика. Экскурсия по ДЮЦ.

Форма контроля. Инструктаж.                                                                                                                               

Раздел 2. История предмета.                                                                                                                   

Тема 1. История возникновения вышивания.

Теория. Понятие «вышивка». Знакомство с историей вышивки народов нашей страны и современной вышивкой.                                                                                                                

Практика. Определение той или иной вышивки, принадлежность вышивки.

Форма контроля. Контрольный опрос.

Раздел 3. Инструменты и материалы.

Тема 1. Материалы и инструменты, приспособления для вышивания.                                            Теория. Первоначальное ознакомление с инструментами и  приспособлениями необходимыми для вышивания. Хранение инструментов. Правила ТБ во время работы.

Практика. Тренировочные упражнения с  инструментами и  приспособлениями.

Форма контроля.  Контрольный опрос.         

Раздел 4. Виды швов, стежков.

Тема 4.1. Виды швов, стежков. Подготовка к вышиванию.

Теория. Изучение и усвоение новых ручных швов, стежков.

Практика. Распределение швов в зависимости от их назначения.

Форма контроля. Контрольный опрос.                                                                                                                                              

Тема 4.2. Простейшие ручные швы.                                                                                                          

Теория. Знакомство с простейшими ручными швами.  Ряд правил и приёмов для правильного выполнения ручных швов.                                                                                                          

Практика. Выполнение простейших ручных швов, шаг за шагом.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  Оценка по блоку «Творческая работа».      

Тема 4.3. Гладь. Происхождение, зарождение вышивки.                                                                                                                                             Теория. Понятие «гладь». Виды глади, технология выполнения стежков гладью.

Практика. Вышивка изделий гладью.                                                                                                                                               Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. Оценка по блоку «Творческая работа».       

Тема 4.4 . Вышивка крестиком. Зарождение вышивки.                                                                                                                                                                                                                                                    

Теория. Виды вышивки крестиком, технология выполнения стежков крестиком.                                                                                                                                    Практика. Вышивка изделий крестиком.                                                                                                                                               Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  Оценка по блоку «Творческая работа».       

Раздел 5. Обработка вышитых изделий.

Тема 5.1.  Уход за изделиями с вышивкой, завершающие штрихи.                                                                                                                                                                 Теория. Основные приёмы обработки вышитых изделий, завершающие штрихи.                                                                                                                                                                 Практика. Приведение в порядок изнаночной стороны вышитого изделия, стирка, утюжка изделия. Обрамление работы.                                                                                     

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Раздел 6. Подготовка к выставке.

Тема 6.1.  Выставка декоративно — прикладного творчества.                      

Теория. Сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление                             и оформление выставки. Познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика. Осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества. Разработка алгоритма работы, выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы. Экскурсия на выставку.

 

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».       

Раздел 7. Заключительное занятие.

Тема 7.1. Подведение итогов.                                                                                                                                                           Теория. Подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности. Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.                                                                                                                        

Практика. Выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений и навыков.                                                                                                                                                                                    

Формы контроля.  Контрольное задание.

Тема 7.2. Итоговая аттестация.

Теория. Подведение итогов завершающегося года обучения, анализ результатов обучения. Оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика. Контрольное занятие, тестирование. Отчетная выставка декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                            Формы контроля: тестирование.

Содержание тем программы                                                                                                          второй год обучения

Раздел 1. Введение в программу.                                                                                                                       

Тема 1. Вводное занятие.                                                                                                            Теория. Знакомство с планом работы. Правила ТБ, ПБ, общие правила.                                    Практика. Экскурсия по ДЮЦ.

 

Форма контроля. Инструктаж.                                                                                                                               

Раздел 2. История предмета.                                                                                                                   

Тема 2.1. История зарождения вышивки гладью и крестом. Виды глади и вышивки крестиком.    Теория. Изучение структуры рисунка, узора, построение орнамента.

 

Практика. Определение той или иной вышивки, принадлежность вышивки.

Форма контроля. Контрольный опрос.

Тема 2.2. Перевод  рисунка, узора  на ткань.                                                                                         

Теория. Способы перевода рисунка на ткань.                                                                                         

 

Практика. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги двумя способами; перевод рисунка на ткань с помощью папиросной бумаги; перевод рисунка на ткань — припорохом; перенесение рисунка на ткань – на просвет.

 Форма контроля. Контрольный опрос.

Тема 2.3. Увеличение и уменьшение рисунка.

 

Теория. Видоизменение узора различными способами.

Практика. Видоизменение узора с помощью зеркал. Видоизменение узора  способом разделения на квадраты. Изменение длины и ширины узора.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Раздел 3. Инструменты и материалы.

Тема 3.1. Материалы и инструменты, приспособления для вышивания.                                           

Теория. Первоначальное ознакомление с инструментами и  приспособлениями необходимыми для вышивания. Хранение инструментов. Правила ТБ во время работы.

Практика. Тренировочные упражнения с  инструментами и  приспособлениями.

Форма контроля.  Контрольный опрос.         

Раздел 4. Виды швов, стежков.

Тема 4.1. Гладь односторонняя.

Теория. Гладь односторонняя. Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивание листиков и лепестков односторонней гладью.                                           Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.2. Вышивка изделий односторонней гладью.

Теория. Гладь односторонняя или «Владимирский верхошов». Изделия.

Практика. Вышивка изделий односторонней гладью или «Владимирским верхошвом».

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.3. Гладь двусторонняя.

Теория. Гладь двусторонняя. Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивание листиков и лепестков двусторонней гладью.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.2. Вышивка изделий двусторонней гладью.

Теория. Гладь двусторонняя. Изделия.

Практика. Вышивка изделий двусторонней гладью по индивидуальному выбору.                   Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.3. Белая гладь.                                                                                                                 Теория. Понятие – «Белая гладь». Об истории белой глади. Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивка  стежков  белой гладью, тренировочные упражнения.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.4. Вышивка изделий белой гладью.

Теория. Белая гладь.  Изделия.                                                                                                                                                                                                                                  

Практика. Вышивка изделий белой гладью по индивидуальному выбору.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.5.  Бриды.                                                                                                                                                                        Теория. Понятие – «Бриды», «Ришелье». Легенда. Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Настил и выполнение брид. Вышивание узора и вырезание ткани.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.6. Вышивка изделий.

Теория. Ришелье. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                  

Практика. Вышивание узора  в технике «ренессанс», Венецианская вышивка по индивидуальному выбору.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.7. Обработка срезов.                                                                                                                                         Теория. Обработка края вышивки. Техника. Приёмы. Изделия.                                                                                                                    Практика. Обработка прямого края вышитого изделия петлеобразным швом; большими округлыми фестонами;  большими и маленькими зубчатыми фестонами; вырезными фестонами с закруглёнными и с острыми зубчиками.                                                                                                                                                                                                                                   

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.8. Теневая гладь – одноцветная.                                                                                                                                 Теория. Понятие – «Теневая гладь». Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивка листиков и лепестков одноцветной теневой гладью.                                      Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.9. Теневая гладь – многоцветная.                                                                                                                                 Теория. Многоцветная теневая гладь – техника, приёмы, изделия.                                                                                

Практика. Вышивка  гладью с вливанием тонов. Вышивание листьев различной формы (плоский, выпуклый или вогнутый лист, с приподнятыми краями) и его освещённостью; зубчатых фигурных листьев; удлинённого листа – прямого, согнутого. Вышивание лепестков с отогнутыми краями и без.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.10. Художественная гладь.

Теория. Понятие – «Художественная гладь». Принципы цветоведения в художественной глади. Понятие «Свет и тень», «Тон, полутон, блик, рефлекс». Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивка  листиков и лепестков одноцветной теневой гладью; вышивка  гладью листиков и лепестков с вливанием тонов.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.11. Вышивка изделий художественной гладью.

Теория. Многоцветная художественная гладь.  Изделия.                                                                                                                                                                                                                                 

 Практика. Вышивка изделий многоцветной художественной гладью по индивидуальному выбору.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.12. Вышивка крестом.                                                                                                            Теория. История вышивки крестом. Виды крестов. Подготовка к вышиванию. Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Вышивка образцов простым крестом; двусторонним крестом; Болгарским крестом; Русским крестом.

Форма контроля.  Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.13. Вышивка изделий крестом.                                                                                                 Теория. Вышивка крестом. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                  

Практика. Вышивка изделий крестом по индивидуальному выбору.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Раздел 5. Обработка вышитых изделий.     

Тема 5.1.  Уход за изделиями с вышивкой, завершающие штрихи.                                                                                                                                                                                                     Теория. Основные приёмы обработки вышитых изделий, завершающие штрихи.                                                                                                                                                                                                      Практика. Приведение в порядок изнаночной стороны вышитого изделия, стирка, утюжка изделия. Обрамление работы.                                                                                     

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Раздел 6. Подготовка к выставке.

Тема 6.1.  Выставка декоративно — прикладного творчества.                      

Теория. Сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление                             и оформление выставки. Познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика. Осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества. Разработка алгоритма работы, выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы. Экскурсия на выставку.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».       

Раздел 7. Заключительное занятие.

Тема 7.1. Подведение итогов.                                                                                                                                                           Теория. Подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности. Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.                                                                                                                        

Практика. Выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений и навыков.                                                                                                                                                                                     

Формы контроля.  Контрольное задание.

Тема 7.2. Итоговая аттестация.

Теория. Подведение итогов завершающегося года обучения, анализ результатов обучения. Оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика. Контрольное занятие, тестирование. Отчетная выставка декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                            Формы контроля: тестирование.

Содержание тем программы                                                                                                         

 третий год обучения

Раздел 1. Введение в программу.                                                                                                                       

Тема 1. Вводное занятие.                                                                                                            Теория. Знакомство с планом работы. Правила ТБ, ПБ, общие правила.                                    Практика. Экскурсия по ДЮЦ.                                                                                                   Форма контроля. Инструктаж.                                                                                                                               

Раздел 2. История предмета.  

Тема 2.1. Основы композиции. Гармония цвета.

Теория. Основные элементы композиции. Основные свойства цвета, символика  цветов.                                                                                                                                                                      Практика. Составление простейшей композиции, учитывая гармоничное сочетание цвета.           

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 2.2. Основы композиции. Пропорции. Линия. Форма.                                                                                        Теория.  Понятие линии, формы композиции, пропорции.                                                                            Практика. Составление простейшей композиции различной формы, учитывая пропорции.                                                                                                                                                     Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 2.3. Основы композиции. Симметрия. Асимметрия.                                                                                     Теория. Симметрия и асимметрия в составлении композиции.                                                                                                                                                                                                                                                                            Практика. Размещение вышивки на ткани, учитывая основные элементы композиции – цвет, гармония, линия, форма, пропорции, симметрия и асимметрия.

Раздел 3. Инструменты и материалы.

Тема 3.1. Материалы, и  инструменты необходимые для вышивки «рококо».

Теория. Перед началом работы, — основная информация о материалах и аксессуарах, необходимых для работы, также рекомендации.

Практика. Тренировочные упражнения с  материалами и  инструментами необходимыми  для вышивки «рококо».

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 3.2. Копирование мотивов различными способами.                                                                     Теория. Копирование мотивов.                                                                                                                                        Практика. Копирование мотивов различными способами.  Прорисовка на ткани отдельных элементов с использованием маркеров для ткани, также на меловой основе; грифельного карандаша; намётывания с помощью кальки; с применением копировальной бумаги.                   Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Раздел 4. Виды швов, стежков.

Тема 4.1. Вышивка «рококо».

Теория. «Рококо» — название вышивки, исторический очерк. Словарь стежков.

Практика. Выполнение стежков «рококо, начало и завершение работы.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

 Тема 4.2. Вышивка «рококо».

Теория.  Вышивка «рококо», стебельчатый шов; обёрнутый стебельчатый шов; ползучий стежок. Техника. Предназначение.

  Практика.  Вышивка  веточек; стеблей цветов; стеблей; контуров и настила прямыми или слегка наклонными стежками вдоль лини рисунка.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.3. Вышивка «рококо». Коралловый стежок.

Теория. Вышивка «рококо», — коралловый стежок. Техника. Приёмы. Предназначение.

Практика.  Вышивка  цветочных стеблей коралловыми стежками.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.4. Вышивка «рококо». Петля «вприкреп».

Теория. Стежок «ленивая дейзи», или петля «вприкреп».  Техника. Приёмы. Предназначение.

Практика.  Вышивка листиков и лепестков стежками «ленивая дейзи», или петля «вприкреп»; двойными стежками «ленивая дейзи».

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.5. Вышивка «рококо». Плоская наклонная гладь.                                                                      

Теория. Плоская наклонная гладь, виды наклонной глади, стежки – длинные и укороченные. Техника. Приёмы. Предназначение.

Практика.  Выполнение ровных наклонных стежков; прямых стежков; длинных и укороченных стежков плоской глади. Вышивка листьев плоской гладью.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.6. Вышивка мотивов стежками «рококо».                                                                            

Теория. Вышивка изделий, творческая работа.                                                                           Практика.  Декоративная отделка пуговиц с применением техники «рококо»; вышивка животных; цветочных мотивов в технике «рококо».                                                           

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Тема 4.7. Вышивка шёлковыми лентами.

Теория.

Исторический очерк «Лента и вышивка». Техника. Приёмы. Изделия.

Практика. Обзор иллюстраций с образцами изделий вышитых шёлковыми лентами.                                                                                                                                                           Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.8. Вышивка шёлковыми лентами.

 

Теория. Вышивка шёлковыми лентами.  Подготовка к работе «Три как».

Практика. Подготовка пялец к работе. Выбор материалов. Перевод рисунка на ткань разными способами.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.9. Вышивка шёлковыми лентами. Основные приёмы.                                                 Теория. Подготовка к вышивке шёлковыми лентами, основные приёмы.

Практика. Закрепление ленты в работе плоским узелком в начале работы и после завершения.                                                                                                                                                     

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.10. Вышивка шёлковыми лентами. Швы, стежки.                                                            

 Теория. Швы и стежки, применяемые в вышивке шёлковыми лентами.                                                              

Практика. Вышивка прямого и ленточного швов, французских узелков шёлковыми лентами.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.11. Тамбурный шов.                                                                                                                    

Теория. Тамбурный шов. Техника. Приёмы. Изделия.                                                                          

Практика. Обшивка края салфетки тамбурным швом. Вышивка тамбурным швом по контуру.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.12. «Вытянутый стежок с прикрепками».                                                                                                                                                                            Теория. Шов  «вытянутый стежок с прикрепками», «полупетельки с прикрепкой». Техника. Приёмы. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                     

Практика. Обшивка края изделия «полупетельками с прикрепкой», вышивка «полупетельками с прикрепкой» как вертикально, так и горизонтально. Окантовка работы или отделка инициалов швом «вытянутый стежок с прикрепками».                                                                                 

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.

Тема 4.13. Шов «вперёд иголку».                                                                                                         

Теория.  Шов «вперёд иголку». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                      Практика. Обшивка контура разных фигур. Настил швом «вперёд иголку». Вышивка стеблей цветов.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.                                                                                   

Тема 4.14. Шов «вытянутый стежок с завитком».                                                                                                            

Теория. Шов «вытянутый стежок с завитком». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                      

 Практика. Выполнение лепестков, листочков швом «вытянутый стежок с завитком».                                                                                                            

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  

Тема 4.15. Шов «перекрученный вытянутый стежок».                                                                               

Теория.  Шов «перекрученный вытянутый стежок». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Практика.  Вышивка стебельков цветков или абстрактные, созданные фантазией узоры.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.                                                                     

Тема 4.16. Шов «перекрученный стежок с узелком».

Теория.  Шов «перекрученный стежок с узелком». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         Практика. Вышивание пестиков цветков. Создание абстрактных узоров.                            Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  

Тема 4.17. Шов «петелька с глазком».

 Теория. Шов «петелька с глазком». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Практика. Заполнение основы вышивки стежками «петелька с глазком», выполнение цветков этими стежками.                                                                                                                             Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  

Тема 4.18. Шов «стянутая по центру намётка».                                                                                   Теория. Шов «стянутая по центру намётка». Техника. Приёмы.  Предназначение. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Практика. Выполнение изящных розочек швом «стянутая по центру намётка»                                                                                    с применением двух цветов и вышивкой центра цветка «узелком».

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.  

Тема 4.19. Сборка .                                                                                                                                                               Теория. Способы сборки для изображения самых различных цветов из шелковых лент.

Практика. Вышивание цветка с помощью присборенной ленты – многогранная и гибкая техника.                

                                                                                                                                                                Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.    

Тема 4.20. Вышивка изделий шёлковыми лентами.                                                                                   

 Теория. Вышивка  изделий шёлковыми лентами. Изделия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Практика. Вышивка изделий шёлковыми лентами  по индивидуальному выбору.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Раздел 5. Обработка вышитых изделий.

Тема 5.1. Обработка вышитых изделий.

Теория. Обработка края и низа изделия. Техника. Приёмы.                                                                                                                                                                                                  

Практика. Обработка нижнего края:

— «простая подгибка уголком конверта»;                                                                                                      — «двойная подгибка уголком конверта»;

— шёлковыми лентами по краю изделия;                                                                                                              — пришивание шнурка;

— обшивание тесьмой;

— пришивание тесьмы;                                                                                         

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 5.2. Обработка вышитых изделий.  Окантовка.                                                                                                                         

Теория. Обработка низа изделия. Техника. Приёмы:

— потайным подшивочным швом с подогнутым срезом;

—  швом «козлик»;                                                                                                                                       — окантовка «косой бейкой» двумя способами.                                                                                                                         

Практика. Выполнение изделия одним из способов.

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Раздел 6. Подготовка к выставке.

Тема 6.1.  Выставка декоративно — прикладного творчества.                      

Теория. Сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление                             и оформление выставки. Познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика. Осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества. Разработка алгоритма работы, выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы. Экскурсия на выставку.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».       

Раздел 7. Заключительное занятие.

Тема 7.1. Подведение итогов.                                                                                                                                                           Теория. Подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности. Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.                                                                                                                        

Практика. Выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений и навыков.         Формы контроля.  Контрольное задание.

Тема 7.2. Итоговая аттестация.

Теория. Подведение итогов завершающегося года обучения, анализ результатов обучения. Оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика. Контрольное занятие, тестирование. Отчетная выставка декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                            Формы контроля: тестирование.

Содержание тем программы                                                                                                          

четвёртый год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие.                                                                                                            Теория. Знакомство с планом работы. Правила ТБ, ПБ, общие правила.                                    Практика. Экскурсия по ДЮЦ.                                                                                                   Форма контроля. Инструктаж.

Раздел 2. История предмета.

Тема 2.1. Объёмная вышивка.                                                                                                            Теория. Новый увлекательный способ вышивания – объёмная вышивка.

Практика. Обзор иллюстрированных изделий выполненных объёмной вышивкой.                                                                                          

 

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Раздел 3.  Материалы и   инструменты.

Тема 3.1. Материалы и   инструменты.                                                                                         Теория. Материалы и   инструменты, необходимые для объёмной вышивки. Рекомендации.

Практика. Обзор материалов и  инструментов, необходимых для объёмной вышивки.                                                                                                                                              Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Раздел 4. Объёмная вышивка.

Тема 4.1. Виды стежков.                                                                                                                        

Теория. Виды стежков в объёмной вышивке. Техника. Приёмы. Предназначение. Изделия.                          

Практика. Обзор иллюстраций и образцов  видов стежков в объёмной вышивке.                                                                                                                   

 Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.2. Узелок «рококо».                                                                                                                                  

Теория. Узелок «рококо».  Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                                                                                                                                                        

 Практика. Выполнение стежков «рококо».                                                                                      

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.3. Стежок «ёлочкой» и летящий стежок.                                                                                                                           

 Теория. Стежок «ёлочкой» и летящий стежок. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                                                                                                                                                                 

 Практика. Выполнение стежков «ёлочкой» и летящий стежок.                                                                                       

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.4.  Петля вприкреп.                                                                                                                                           Теория. Петля вприкреп. Техника. Приёмы. Предназначение.

 Практика. Выполнение стежка петля вприкреп.                                                                                                                                           Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.                                                         

Тема 4. 5. Французский узелок и петельный стежок.                                                                  Теория. Французский узелок и петельный стежок. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                                                                                                                                                     

Практика. Выполнение стежков  французский узелок и петельный стежок.                                                                  

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.   

Тема 4. 6. Заполнение листа «летящими» стежками.                                                                                    

Теория. Заполнение листа «летящими» стежками. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                                                                                     

Практика. Выполнение «летящих» стежков, заполнение листа «летящими» стежками.                                                                                                                                             Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.7. Длинные и короткие петельные стежки.                                                                   

Теория. Длинные и короткие петельные стежки. Техника. Приёмы.                                                                   Предназначение.

Практика. Выполнение длинных и коротких петельных стежков.                                                                   

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4. 8. Стежок «узелок с хвостиком».                                                                                                 

Теория. Стежок «узелок с хвостиком».  Техника. Приёмы.                                                                                             

Предназначение.

Практика. Выполнение стежков  «узелок с хвостиком».                                                                                                  

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.9.  Стебельчатый стежок и прямые стежки.                                                                       

Теория. Стебельчатый стежок и прямые стежки. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                              

Практика. Выполнение стебельчатого стежка и прямых стежков.                                                                       

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.10. Турецкие стежки.                                                                                                          

Теория. Турецкие стежки. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                          

Практика. Выполнение турецких стежков.                                                                                                           

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.11. Тамбурный стежок с обвивкой.                                                                                    

Теория. Тамбурный стежок с обвивкой. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                     

Практика. Выполнение тамбурных стежок с обвивкой.                                                                                    

Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.12.  Прикрепление проволоки на ткань – изготовление листиков и лепестков, бутонов.                                                                                                                             

Теория. Прикрепление проволоки на ткань – изготовление листиков и лепестков, бутонов. Техника. Приёмы. Предназначение.                                                                                                                              

Практика. Изготовление листиков и лепестков с прикреплённой проволокой на ткани.                                                                                                                                                                 Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание. 

Тема 4.13.   Объёмная вышивка. Модели.

Теория. Модели объёмных изделий.                                                                                 Практика. Обзор готового изделия «Белые лилии, иллюстрированных изделий выполненных в технике «объёмная вышивка». Подготовка к выполнению моделей.                                                                                                                  

 Форма контроля. Контрольный опрос. Контрольное задание.                                                      

Тема 4.14.  Объёмная вышивка изделий.

Теория. Модели в технике «Объёмная вышивка».

Практика. Обзор иллюстраций изделий выполненных в технике «объёмная вышивка». Выполнение моделей по индивидуальному выбору с применением техники «объёмная вышивка».

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».

Раздел 5. Обработка вышитых изделий.

Тема 7.1. Советы и техники, обработка.                                                                                           

Теория. Обработка вышитых изделий.

Практика. Придание естественных форм листикам и лепесткам в изделиях из вышивки шёлковыми лентами, приутюживание деталей вышивки.

Формы контроля.  Контрольное задание.

Тема 7.1. Уход и хранение.                                                                                                       

 Теория. Как сохранить вышитые изделия, уход и хранение.                                                                                                                                    

Практика. Обработка от пыли вышитых изделий, восстановление изделий – придание изделию первоначального вида.                                                                                                                                         

Формы контроля.  Контрольное задание.                                                                                                                                                                      

Раздел 6. Подготовка к выставке.

Тема 6.1.  Выставка декоративно — прикладного творчества.                      

Теория. Сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление                             и оформление выставки. Познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика. Осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества. Разработка алгоритма работы, выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы. Экскурсия на выставку.

Форма контроля. Оценка по блоку «Творческая работа».       

Раздел 7. Заключительное занятие.

Тема 7.1. Подведение итогов.                                                                                                                                                           Теория. Подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности. Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.                                                                                                                        

Практика. Выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений и навыков.                                                                                                                                                                                     

Формы контроля.  Контрольное задание.

Тема 7.2. Итоговая аттестация.

Теория. Подведение итогов завершающегося года обучения, анализ результатов обучения. Оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика. Контрольное занятие, тестирование. Отчетная выставка декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                            Формы контроля: тестирование.

 

Организационно-педагогические условия и формы аттестации

 

Методическое обеспечение программы

Работа по данной программе сочетает в процессе вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий. При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, творческие задания, конкурсы, мастер-классы.

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

— поставленными  целями и задачами;

— принципами обучения (от практической деятельности к внутреннему развитию всех качеств личности);

— возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки, мотивации и др.);

— наличием соответствующей материальной базы.

Для реализации программы используются следующие методы:

— развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий);

— дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания).

Одними из важнейших методов обучения являются методы стимулирования познавательной деятельности, создание ситуации успеха.

Приоритетная технология обучения – метод проектов. Обучающиеся выполняют исследовательские, творческие проекты при завершении тем, а также творческий проект, как итоговую зачетную работу, интегрирующую знания и умения по всему материалу за год.

Условия реализации программы

  1. Социальная значимость программы: — формирование направленности системы образования на поддержку получения дополнительных знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.
  2. 2. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  3. 3. Психолого-педагогические условия:
  4. — использование практики педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
    детей и взрослых;                                                                                                                           — обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
    материала.
  5. 4. Материально-техническая база: наличие учебного кабинета, в котором имеется необходимое оборудование, материалы и инструменты: столы и стулья, доска ученическая, ножницы, иголки, проволока, пяльцы, нитковдеватели, нитки: «мулине», шерсть, шелк, шелковые ленты и другие, ткань: х/б, лен, канва.

 

Список литературы                                                                                                                                                                        

Литература для педагога                                                                                                        

  1. Энциклопедия вышивания. Миронова Т. В. Вышиваем крестом. Первые шаги. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  2. Энциклопедия вышивания. Ермакова С. А. «Вышиваем крестом». Большая

коллекция орнаментов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

  1. Энциклопедия вышивания. Миронова Т. В. Вышиваем гладью. Основы и лучшие техники. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  2. Энциклопедия вышивания. Хворостухина С. А. Вышиваем гладью. Идеи для домашнего уюта. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  3. Энциклопедия вышивания. Хворостухина С. А. Вышиваем гладью пейзажи и натюрморты. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  4. Хворостухина С. А. «Золотая книга женского рукоделия» изд. «Вече» 2002г. 7. Вышивка. – М.: АСТ, Астрель, 2001.
  5. burda Альбом по рукоделию С иллюстрированными учебными курсами 1995, Издательство Aenne Burda GmbH & Co. KG, Оффенбург, Германия ТО Внешсигма, Москва, 1995 9. Популярная серия «Вышивка от А до Я» Техника «рококо». – М.: Издательский дом «Ниола 21 –й век», 2004
  6. Диана Лэмп Цветочные фантазии. – ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2008 11. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – (Золотая библиотека увлечений).
  7. Пирс Х. Объёмная вышивка. – М.: Издательский дом «Ниола 21 –й век», 2003

Литература для учащихся                                                                                                                                               1. Энциклопедия вышивания. Хворостухина С. А. «Вышиваем крестом». Мастер-класс для рукодельниц.– М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

2. Вышивка. – М.: АСТ, Астрель, 2001.                                                                                                     3. burda Альбом по рукоделию С иллюстрированными учебными курсами 1995, Издательство Aenne Burda GmbH & Co. KG, Оффенбург, Германия ТО Внешсигма, Москва, 1995

  1. Популярная серия «Вышивка от А до Я» Техника «рококо». – М.: Издательский дом «Ниола 21 –й век», 2004
  2. Диана Лэмп Цветочные фантазии. – ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2008 6. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – (Золотая библиотека увлечений).
  3. Пирс Х. Объёмная вышивка. – М.: Издательский дом «Ниола 21 –й век», 2003
  4. 8. Журналы «Валя — Валентина» М.ЮОО Издательский дом «03 А-ПРЕСС» 2005 — 2007.
  5. 9. Журналы «Диана Креатив» М.: ЗАО Издательский дом «Здипресс Конлига» 2005, 2007

Литература для родителей                                                                                                                                                  1. Загин Л.В. Иванова В.М. Воспитатели и родители. Москва Просвещение 1982г.

2.  Машиева В.А. Работа с родителями. Москва Просвещение 1982 г.

3. Сухомлинский В. А. О воспитании.  Издательство политической литературы  Москва 1985