Юськив Б. В. «ПАУЭРЛИФТИНГ»

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»     С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ.

 

 «Согласовано»

Председатель  методического совета

______________ Евдокимова Е.В.

 

Протокол № __ от

«___» _________ 20___ года

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ

 

___________ А.В. Олейник

печать

Приказ № от

«      » ________20___ года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«ПАУЭРЛИФТИНГ»

Направленность: физкультурно — оздоровительная

Возраст: 14- 18 лет.

Срок реализации программы: 4 года (864 часа)

 

   Автор – разработчик:

 Юськив Б. В.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

с. Чугуевка

2015 год

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

1.1.  Данная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности является модифицированной учебной программой по пауэрлифтингу (силовое троеборье) для учреждений дополнительного образования.

 Учебная программа по пауэрлифтингу разработана на основе:

  1. Типовой программы « Общая физическая подготовка» (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Спортивные кружки и секции» издание 3, 1986 г.) Из программы для внешних учреждений и общеобразовательных школ «Спортивные кружки и   секции»   Общая Физическая Подготовка взяты следующие темы:

«Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль, оказание медицинской помощи» (1 час теория, 1 час практика)

«Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь» (1 час теория, 1 час практика)

«Подвижные игры» (8 часов)

«Контрольные нормативы, соревнования» (20 часов) Данные тематические блоки объединены в программе «Пауэрлифтинг» и отражены в следующих темах: — вводное занятие: основы гигиены; ОФП, соревнования по календарному плану. 2.     Методических разработок  и рекомендаций по  атлетической гимнастике и  бодибилдингу педагогов  СП-Б колледжа ФК и С имени Б. Вейдера. Вейдеровский метод тренировок отличается исключительной эффективностью и помогает достичь цели, которая ставится на учебных занятиях.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов, практические по возрастной физиологии, педагогики и психологии, спортивной медицине и гигиене, опыт пограничных видов спорта, в том числе тяжелой атлетики, бодибилдинга.

Исходя из  регионально-национального фактора, материально-технической базы центра  и специфики работы: в центр зачисляются все дети, имеющие желание заниматься физической культурой и спортом, т.е. не проводится спортивный отбор перспективных детей; таким образом,  выполняется  задача, она является основной,   —   оздоровление школьников средствами физической культуры и спорта, привитие устойчивого интереса к занятиям.  Немаловажную роль также играют и социальные факторы: отвлечение от «улицы», научение рационально использовать свободное время.

 

1.2. Актуальность занятий пауэрлифтингом в отличии от тяжелой атлетики предполагает, что юные спортсмены развивают физическое качество – силу с меньшими нагрузками на опорно-двигательный аппарат, что уменьшает травматизм.

1.3.Отличительной особенностью данной программы от существующих программ является определенное количество учебных недель (39) и, как следствие количество учебных часов, отведенных для реализации данной программы.

1.4. Педагогическая целесообразность данной программы.      Пауэрлифтинг — это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. В данной дополнительной образовательной программе учитываются индивидуальные особенности подростков, региональный компонент, нагрузка на занятиях.

 

           1.5. Цель  программы «Пауэрлифтинг» — сохранение   и   укрепление   здоровья,   развитие   и   совершенствование   физических   качеств   и   двигательных способностей, формирование красивого телосложения, улучшение физической подготовленности и физического развития подростков посредством занятий пауэрлифтингом.

 

           1.6. Задачи программы «Пауэрлифтинг»:

Образовательные:

Изучение истории и терминологии пауэрлифтинга.

Изучение основ анатомии и физиологии.

Изучение правил соревнований пауэрлифтинга.

Изучение правил гигиены и питания, витаминизации и закаливания. Развивающие:

Развитие   общей   физической   подготовленности,   дыхательной   системы,   сердечнососудистой   системы, укрепление опорно-двигательного и костно-связочного аппарата.

Развитие двигательных качеств: скоростно-силовых,   координации, гибкости, общей выносливости, силы, силовой выносливости.

Обучение основным упражнениям пауэрлифтинга.

Формирование правильной осанки,  пропорционального телосложения, увеличение  силы и мышечного объема.

Воспитательные:

Воспитание у подростков желания самостоятельно заниматься физической культурой, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепление здоровья.

Формирование знаний, навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания.

Повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

Расширение сферы спортивно-культурных контактов детей и подростков, занимающихся в объединении.

Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях пауэрлифтингом, возрастные и физиологические особенности накладывают свою специфику на организацию учебно-воспитательного процесса.

Эти задачи положены в основу программы, как в плане программирования учебного процесса, так и в плане контрольно-нормативных требований.  Для каждой категории групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их функциональных возможностей.

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

. Учебные группы комплектуются юношами и девушками желающими заниматься пауэрлифтингом  на основании заявления родителей и допуска врача к тренировочным занятиям.

Работа в группах  проводится с сентября по май месяц включительно на ос­новании данной программы. Зачисленные в центр ребята распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности. Основными формами проведения учебно-тренировочной рабо­ты  являются:

  • групповые теоретические занятия в виде бесед тренера.
  • ппрактические занятия и тренировки в соответствии с требовани­ями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному администрацией центра; индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;
  • участие пауэрлифтеров в спортивных соревнованиях и восстано­вительных мероприятиях;
  • просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, круп­ных спортивных соревнований;
  • ссудейская практика.

Программа разработана для девушек и юношей с 14лет до 18лет.

1.8.Формы занятий: групповые и индивидуальные, в зависимости от темы занятий

  1. Объем программы:

2.1. Объем программы  — 864 часа: 1год обучения – 216часов, 2 год обучения – 216 часов, 3год обучения – 216часов, 4год обучения – 216часов.

 

2.2 .Срок реализации программы – 4 года

2.3.Режим занятий: _4__ раза  в неделю по _1.5 часов

 

 

  1. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

в течение 1-го года обучения

должны знать: правила   поведения  на   занятиях   и  технику  безопасности  на занятиях в тренажерном зале; технику страховки, интервал и дистанцию при выполнении упражнений, основы гигиены и питания, основные   санитарно-гигиенические   требования   на   занятиях пауэрлифтингом, историю развития пауэрлифтинга, технику правильного дыхания при выполнении упражнений с отягощениями,

должны уметь: соблюдать правильный режим дня и питания, правильно измерять антропометрические данные.

в течение  2-го года обучения

должны знать: правила   поведения   на   занятиях   и   технику   безопасности   на занятиях в тренажерном зале, оказание первой медпомощи, основные    санитарно-гигиенические   требования    на    занятиях пауэрлифтингом, профилактику травматизма и заболеваний.

должны уметь: правильно выполнять усложненные упражнения пауэрлифтинга, развивать     физические     качества     самостоятельно     и     под руководством педагога, контролировать дыхание во время физических нагрузок, составлять    таблицы         индивидуального         питания, сбалансированный рацион.

в течение  3-го года обучения

должны знать: правила поведения на занятиях и технику безопасности на занятиях в тренажерном зале, профилактику травматизма на занятиях, меры предосторожности при поднятии тяжестей, профилактика простудных заболеваний, закаливание организма, историю    развития    силовых    видов    спорта    (гиревой    спорт, культуризм, атлетизм) обзорно, правила соревнований для данного вида спорта, основы анатомии и физиологии, мышечную работу, биологические процессы, влияние витаминов и пищевых добавок на организм,  методику построения и проведения тренировочных занятий.

должны уметь: совершенствовать технику выполнения усложненных упражнений   пауэрлифтинга, самостоятельно      составлять      комплексы      упражнений      для определенной группы,   самостоятельно составлять правильный, сбалансированный рацион, выполнять   страховочные действия.

 

в течение  4-го года обучения

должны знать: правила поведения на занятиях и технику безопасности на занятиях в тренажерном зале, профилактику травматизма на занятиях, меры предосторожности при поднятии тяжестей, профилактику простудных заболеваний, закаливание организма, историю    развития    силовых    видов    спорта    (гиревой    спорт, культуризм, атлетизм) обзорно, правила соревнований для данного вида спорта, основы анатомии и физиологии, мышечную работу, биологические процессы, влияние витаминов и пищевых добавок на организм,  методику построения и проведения тренировочных занятий.

должны уметь: совершенствовать технику выполнения сложных упражнений   пауэрлифтинга, самостоятельно      составлять      комплексы      упражнений      для определенной группы,   самостоятельно составлять правильный, сбалансированный рацион, выполнять   страховочные действия.

 

3.2. Способы и формы проверки результатов

участие в муниципальных и республиканских личных и командных соревнованиях по пауэрлифтингу. 

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу

 

Название темы

Формы

 

 

1. Вводное занятие Опрос
2. Основы гигиены и питания Опрос, беседа, тестирование
3. ОФП (общая физическая подготовка) Опрос, тестирование
4. СФП (специальная физическая подготовка) Опрос, тестирование
5. Техническая подготовка Опрос, тестирование
6. Контрольные нормативы (общая физическая подготовка) Тестирование
7. Соревнования согласно календарному плану Подведение итогов, анализ результатов

 

 

 

11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Годовой план распределения учебных часов

(первый год  обучения, возрастная группа  14-15лет).

 

Содержание занятий X XI XII I II III IV V
Распределение нагрузки по часам.

Практические занятия.

1.Обучение владению основам техники в приседаниях и вспомогательных упражнениях

7 3
2.Обучение владению основам техники в жиме лёжа и вспомогательных упражнениях 7 3
3.Обучение владению основам техники в становой тяге и вспомогательных  упражнениях 8 3
4.Совершенствование техники в приседаниях и вспомогательных упражнениях 5 7 8 5 7 7 6 6
5..Совершенствование техники в жиме лёжа  и вспомогательных упражнениях 5 7 8 5 7 6 6 6
6..Совершенствование техники в становой тяге  и вспомогательных упражнениях 5.5 7 7 6 7 6 6 5
7.Развитие специальной силовой выносливости в приседаниях. 1 1
8.Развитие специальной силовой выносливости в жиме лёжа 1 1
9.Развитие силы  в становой тяге. 1 1
10.Развитие силы в приседаниях. 1 1
11.Развитие силы в жиме лёжа. 1.5 1
12.Контрольные занятия. 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5
Теоретические  занятия 13.Соблюдение мер безопасности, правила поведения на занятиях по пауэрлифтингу 1.5 0.5 0.5 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5
14.История развития пауэрлифтинга 1
15.Режим дня. 1
16.Гигиена тела. 1
17.Питание. 1
18.Правила соревнований. 1
19.Самоконтроль. 1
20.Методика тренировок. 1
21.Активный отдых 1
22..Оказание первой помощи. 1
Итого 26 26 24 26 18 24 24 26 20
Всего 216

 

 

Годовой план распределения учебных часов

( второй год  обучения, возрастная группа  15-16лет)

Содержание занятий IX X XI XII I II III IV V
Распределение нагрузки по часам.
Практические занятия. 1.Совершенствование техники в приседаниях и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 5
2..Совершенствование техники в жиме лёжа и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 4
3..Совершенствование техники в становой тяге и вспомогательных упражнениях 6 6 5 5 3 3 5 6 4
5.Развитие специальной силовой выносливости в приседаниях. 3 3 3 5 2.5
6.Развитие специальной силовой выносливости в жиме лёжа 2 2.5 3 4.5 2
7.Развитие силы  в становой тяге. 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5
8.Развитие силы в приседаниях. 2 3
9.Развитие силы в жиме лёжа. 2 3
10.Контрольные занятия. 4 4 2 4 2 2 4
Теоретические  занятия 11.Соблюдение мер безопасности, правила поведения на занятиях по пауэрлифтингу 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
12.История развития пауэрлифтинга 1
13.Режим дня. 1
14.Гигиена тела. 1
15.Питание. 1
16.Правила соревнований. 1
17.Самоконтроль. 1
18.Методика тренировок. 1
19.Активный отдых 1
20..Оказание первой помощи. 1
Итого 26 26 24 26 18 24 24 26 20
Всего 216

 

Годовой план распределения учебных часов

(третий год  обучения, возрастная группа  16-17лет).

 

Содержание занятий IX X XI XII I II III IV V
Распределение нагрузки по часам.
Практические занятия. 1.Совершенствование техники в приседаниях и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 5
2..Совершенствование техники в жиме лёжа и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 4
3..Совершенствование техники в становой тяге и вспомогательных упражнениях 6 6 5 5 3 3 5 6 4
5.Развитие специальной силовой выносливости в приседаниях. 3 3 3 5 2.5
6.Развитие специальной силовой выносливости в жиме лёжа 2 2.5 3 4.5 2
7.Развитие силы  в становой тяге. 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5
8.Развитие силы в приседаниях. 2 3
9.Развитие силы в жиме лёжа. 2 3
10.Контрольные занятия. 4 4 2 4 2 2 4
Теоретические  занятия 11.Соблюдение мер безопасности, правила поведения на занятиях по пауэрлифтингу 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
12.История развития пауэрлифтинга 1
13.Режим дня. 1
14.Гигиена тела. 1
15.Питание. 1
16.Правила соревнований. 1
17.Самоконтроль. 1
18.Методика тренировок. 1
19.Активный отдых 1
20..Оказание первой помощи. 1
Итого 26 26 24 26 18 24 24 26 20
Всего 216

 

 

 

Годовой план распределения учебных часов

(четвёртый год  обучения, возрастная группа  17-18лет).

 

Содержание занятий IX X XI XII I II III IV V
Распределение нагрузки по часам.
Практические занятия. 1.Совершенствование техники в приседаниях и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 5
2..Совершенствование техники в жиме лёжа и вспомогательных упражнениях 7 6 4 5 3 3 4 6 4
3..Совершенствование техники в становой тяге и вспомогательных упражнениях 6 6 5 5 3 3 5 6 4
5.Развитие специальной силовой выносливости в приседаниях. 3 3 3 5 2.5
6.Развитие специальной силовой выносливости в жиме лёжа 2 2.5 3 4.5 2
7.Развитие силы  в становой тяге. 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5
8.Развитие силы в приседаниях. 2 3
9.Развитие силы в жиме лёжа. 2 3
10.Контрольные занятия. 4 4 2 4 2 2 4
Теоретические  занятия 11.Соблюдение мер безопасности, правила поведения на занятиях по пауэрлифтингу 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
12.История развития пауэрлифтинга 1
13.Режим дня. 1
14.Гигиена тела. 1
15.Питание. 1
16.Правила соревнований. 1
17.Самоконтроль. 1
18.Методика тренировок. 1
19.Активный отдых 1
20..Оказание первой помощи. 1
Итого 226 226 224 226 118 224 224 226 20
Всего 216

 

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Теоретическая подготовка

 

Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в под­готовке спортсменов. Начинающих пауэрлифтеров необходимо приучить посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подго­товленность соперников, следить за действиями судей, просматривать фильмы, видеофильмы и спортивные репортажи по пауэрлифтингу.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физи­ческой, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Пауэрлифтер, как и любой другой спорт­смен, должен обладать высокими моральными и волевыми качества­ми, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях лю­бого ранга.

Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы об­щественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных пауэрлифтеров правильное, ува­жительное отношение к товарищам по тренировке, к соперни­кам, к тренеру, к судьям, к зрителям.

На этапе  НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гиги­ены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о тра­дициях пауэрлифтинга, его истории и предназначению. Причем, в группах  НП знакомство детей с особенностями вида спорта проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разу­чивания каких-либо двигательных действий. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных ре­зультатов.

В теоретической подготовке этих групп необходимо большое внима­ние уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познако­мить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения трени­ровочных циклов.

 

 

  1. Физическая культура и спорт в России.

Для всех учебных групп.

Физическая культура и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан. Значение физической культуры для трудовой деятельности людей и защиты Российского государства.

Всестороннее развитие физических и умственных способностей – одно из необходимых условий развития государства.

Комитеты по физической культуре и спорту – органы государственного управления физической культурой и спортом в России. НОК и спортивные федерации.

Физическая культура в системе народного образования. Обязательные занятия по физической культуре в школе. Внеклассная и внешкольная работа.

Коллективы физкультуры, спортивные секции, детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства.

Общественно-политическое и государственное значение спорта в России. Массовый характер российского спорта.

Достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. Значение выступлений российских спортсменов в международных соревнованиях в деле укрепления мира между народами.

Значение  всероссийской спортивной классификации в развитии спорта в России и в повышении мастерства российских спортсменов. Разрядные нормы и требования спортивной классификации по пауэрлифтингу.

 

  1. Краткий обзор развития пауэрлифтинга в России и за рубежом.

Для всех учебных групп.

Характеристика пауэрлифтинга, место и значение его в российской системе физического воспитания. Возникновение и развитие пауэрлифтинга, как вида спорта.

Силовые упражнения в дореволюционной России. Первые чемпионаты России по подниманию тяжестей. Сильнейшие атлеты дореволюционной России, их достижения, участие в международных соревнованиях, чемпионатах мира и Европы.

Роль тяжёлой атлетики, как вида спорта и его влияние на развитие пауэрлифтинга.

Первые соревнования по пауэрлифтингу за рубежом и в России. Организация федерации силового троеборья (пауэрлифтинга) в России. Международная федерация пауэрлифтинга.                                                  Весовые категории и программа соревнований. Возрастные группы в пауэрлифтинге.

Первые достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.

Российские спортсмены – чемпионы мира и Европы. Влияние российской школы на развитие пауэрлифтинга в мире. Сильнейшие троеборцы зарубежных стран, их достижения.

 

3.Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияния физических упражнений с отягощениями на организм занимающихся.

Для групп спортивно-оздоровительных и начальной подготовки.

Опорно-двигательный аппарат: кости, связки, мышцы, их строение и функции.

Основные сведения о кровообращении, состав и значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения.

Центральная нервная система и её роль в жизнедеятельности всего организма.

Влияние различных физических упражнений и упражнений с отягощениями на организм человека.

Воздействие физических упражнений на развитие силы и других физических качеств. Режимы работы мышц: преодолевающий, уступающий, удерживающий.

 

  1. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.

Для всех учебных групп.

Понятие о гигиене. Личная гигиена троеборца, уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и места занятий пауэрлифтингом. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание, баня).

Понятие о заразных болезнях. Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболевания).

Значение закаливания для юного троеборца. Гигиенические основы и принципы закаливания. Средства закаливания: солнце, воздух, вода. Занятия пауэрлифтингом – один из методов закаливания.

Режим юного троеборца. Роль режима для спортсмена. Режим учёбы, отдыха, питания, тренировки, сна. Примерный распорядок дня юного троеборца.

Весовой режим троеборца. Допустимые величины регуляции веса тела у троеборцев в зависимости от возраста. Показатели веса тела в зависимости от ростовых показателей. Набор веса и переход в более тяжёлую весовую категорию.

Питание. Энергетическая и пластическая сущность питания. Особое значение питания для растущего организма. Понятие об основном обмене. Величина энергетических затрат в зависимости от возраста. Суточные энергозатраты. Энергетические траты в зависимости от содержания тренировочного занятия. Назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в жизни человека. Калорийность пищевых веществ. Суточные нормы питания троеборцев. Режим питания у троеборцев. Зависимость питания от периода, цели тренировки и участия в соревнованиях. Питьевой режим троеборца.

 

  1. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи, основы спортивного массажа.

Для всех учебных групп.

Понятие о врачебном контроле и его роли для юного троеборца.

Значение данных врачебного контроля для физического развития и степени тренированности спортсмена.                                   Понятие о тренированности, утомлении и перетренированности. Показания и противопоказания для занятий пауэрлифтингом. Профилактика перетренированности и роль в этом врачебного контроля.

Самоконтроль – как важное средство, дополняющее врачебный контроль. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективный показатели, отражаемые в дневнике: пульс, дыхание, спирометрия, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие и др. Методика ведения дневника самоконтроля.

Основы массажа. Понятие о массаже. Спортивный массаж. Значение массажа в спортивной практике.

Влияние массажа на организм: кожу, связочно-суставный аппарат, мышцы, кровеносную и лимфатическую системы, дыхательную систему, обмен веществ, нервную систему.

Показания и противопоказания к массажу. Помещение и инвентарь для массажа. Требования к массажисту. Смазывающие вещества.

Виды и последовательность массажных приёмов. Поглаживание. Растирание. Разминание. Выжимания. Поколачивание. Похлопывание. Рубление. Потряхивание. Встряхивание. Валяние. Вибрационный массаж.

Классификация спортивного массажа: гигиенический, тренировочный (частный и общий), предварительный (согревающий, успокаивающий, возбуждающий), восстановительный, массаж при травмах. Самомассаж: приёмы и техника.

Оказание первой помощи. Понятие о травмах. Травматические повреждения, характерные для занятий пауэрлифтингом, меры их пррофилактики. Страховка и самостраховка. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, открытых ранениях. Оказание первой помощи: утопающему, засыпанному землёй, снегом, при электротравмах, обмороке, попадании инородных тел в глаза, уши. Приёмы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

 

  1. Основы техники выполнения упражнений в пауэрлифтинге.

Для всех учебных групп.

Техника выполнения упражнений в пауэрлифтинге – один из главных разделов подготовки спортсмена. Что такое техническое мастерство, от чего оно зависит. Необходимость всестороннего физического развития.

Человек, как биомеханическая система. Биомеханические звенья человеческого тела. Роль нервно-мышечного аппарата в двигательной деятельности троеборца. Сокращение мышечных групп – причина вращенья звеньев тела. Перемещение звеньев тела относительно друг друга – причина движения штанги.

Основные параметры движения атлета и штанги. Усилия, прикладываемые атлетом к опоре и штанге. Ускорение, скорость и вертикальное перемещение штанги. Траектория движения снаряда. Характер изменения суставных углов, мышечная координация и характер возбуждения мышц при выполнении упражнений в пауэрлифтинге.

Сила и скорость сокращения мышц – фактор, определяющий спортивный результат. Режимы мышечной деятельности: преодолевающий, уступающий, удерживающий. Скоростно-силовая подготовка троеборца.

Особенности техники выполнения упражнений со штангой: большой вес снаряда, ограниченность в амплитуде движений, лимит времени, ограниченная площадь опоры, сложность коррекции движения.

Влияние на технику анатомических и антропометрических данных атлета. Определение стартового положения в зависимости от антрометрических данных и развития двигательных качеств атлета.

Характер приложения усилий к штанге в начальный момент выполнения упражнений. Взаимосвязь, прикладываемых атлетом усилий с кинематикой суставных перемещений в процессе выполнения всего упражнения.

Система «атлет-штанга». Движение общего центра тяжести (ОЦТ) системы при выполнении упражнений. Перемещение звеньев тела и снаряда относительно друг друга в процессе выполнения упражнений.

Гибкость – одно из основных качеств троеборца, необходимых для успешного выполнения упражнения в пауэрлифтинге. Взаимосвязь, гибкости и минимального расстояния подъёма штанги, как одного из составляющих высокий спортивный результат.

Взаимодействие атлета со штангой до момента её отделения от помоста. Создание жёсткой кинематической цепи и сохранение её в процессе движения- один из важнейших факторов, предопределяющих успешное выполнение упражнения.

Взаимообусловленность характеристик техники. Ведущие элементы координации. Граничные позы между фазами, как исходные моменты при выполнении двигательных задач по фазам движения.

Не одновременность в изменении кинематических и динамических параметров техники движения атлета и штанги. Взаимосвязь усилий, прикладываемых троеборцем к штанге с кинематикой суставных перемещений, со скоростью движения штанги, временем выполнения отдельных фаз.

Характер сокращения мышц при выполнении упражнения.

Общие требования к выполнению отдельных элементов и фаз движения. Что такое структура движения. Отличительная особенность ритмовой структуры приседаний и жима от тяги.

Траектория движения штанги как результат приложения усилий в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Оптимальность приложения усилий.

Рациональное использование внутренних и внешних реактивных сил при выполнении упражнения.

Основные методы оценки качества техники при выполнении упражнений в пауэрлифтинге. Оценка технического мастерства по траектории, реакции опоры атлета, по работе мышц, ускорению и скорости движения штанги, по изменению угла в суставах. Рациональные отношения характеристик техники.

Управление системой «троеборец-штанга». Рациональное соотношение кинематики суставных перемещений с траекторией движения штанги. Экономичность движения.

Основные ошибки в технике упражнений. Причинно-следственные связи возникновения ошибок. Методические приёмы для устранения ошибок.

 

  1. Методика обучения троеборцев.

Для всех учебных групп.

Обучение и тренировка – единый процесс. Обучение классическим и специально-вспомогательным упражнениям. Последовательность изучения упражнений в пауэрлифтинге и компонентов техники. Физическое развитие занимающихся и эффективность обучения технике. Роль волевых качеств в процессе обучения. Страховка и самостраховка при обучении. Контроль и исправление ошибок при обучении технике.

Взаимосвязь обучения и воспитания в процессе тренировки. Влияние общей и специальной физической подготовки на процесс обучения технике.

Использование принципов дидактики в процессе обучения. Этапы становления двигательного навыка. Содержание теоретического и практического материала в период обучения. Расчленение материала в логической последовательности.

Использование технических средств в процессе обучения и контроля за усвоением материала. Приборы срочной информации. Виды срочной информации: зрительные, звуковые и тактильные. Методика исправления ошибок.

 

  1. Методика обучения троеборцев.

Для всех учебных групп.

Спортивная тренировка – как единый педагогический процесс формирования и совершенствования навыков, физических, моральных и волевых качеств занимающихся.

Понятие о тренировочной нагрузке: объём, интенсивность (вес штанги), количество подъёмов, упражнений, максимальные веса, использование специальной экипировки. Методика их определения. Понятие о тренировочных весах: малые, средние, большие, максимальные.

Понятие о тренировочных циклах: годичных, месячных, недельных. Отдельные тренировочные занятия. Урок – как основная форма занятий. Части урока. Разновидности уроков. Эмоциональность урока.

Понятие о тренировке. Влияние тренировочного процесса на организм занимающихся. Физическая, техническая, тактическая, моральная, волевая и теоретическая подготовка, их взаимосвязь в процессе тренировки. Принципы тренировки: систематичность, непрерывность, всесторонность, постепенное повышение нагрузки, сознательность, учёт индивидуальных особенностей организма.

Тренировочные нагрузки. Взаимосвязь объёма и интенсивности тренировочной нагрузки в различные циклы тренировки: годичные, месячные, недельные, в отдельных тренировках.

Роль больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Вариативность – как метод построения тренировки. Величина интервала между подходами и занятиями.

Особенности построения тренировочных занятий перед соревнованиями. Применение специальной экипировки. Разминка на занятиях и соревнованиях. Количество подходов и величина поднимаемого веса в разминке и на соревнованиях.

 

 

  1. Планирование спортивной тренировки.

Для всех учебных групп.

Планирование и учёт проделанной работы и их значение для совершенствования тренировочного процесса.

Понятие о планировании. Цель и задачи планирования.

Круглогодичная тренировка – основа спортивных успехов.

Понятие о тренировочной нагрузке и её параметрах.

Групповое и индивидуальное планирование. Дневник тренировки атлета. Форма дневника и порядок его ведения. Значение ведения дневника.

Планирование тренировки и основные требования, предъявляемые к планированию.

Виды планирования: перспективное(на несколько лет), текущее(на год), оперативное(на этап, месяц, неделю, занятие).

Задачи тренировочных циклов и их содержание. Динамика тренировочной нагрузки в циклах: объём, интенсивность, количество подъёмов максимальных весов.

Формы тренировочных планов: перспективного, годичного, месячного, недельного, план-конспект урока.

Документы планирования учебно-тренировочной работы: программа, учебный план, годовой график учебно-тренировочной работы, рабочий план, конспект занятия. Расписание занятий.

Календарный план соревнований. Дневник спортсмена. Методика ведения спортивного дневника и отчётов о тренировке.

 

  1. краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки.

Для всех учебных групп.

Мышечная деятельность – необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.

Спортивная тренировка, как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.

Понятие о физиологических основах физических качеств, необходимых троеборцу. Понятие о силовой и скоростно-силовой работе. Методы развития силы мышц.

Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов кровообращения, дыхания при занятиях пауэрлифтингом. Продолжительность восстановления физиологических функций организма после различных по величине тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях. Повторяемость различных по величине физических нагрузок и интервалы отдыха.

Явление задержки дыхания и натуживания. Энергозатраты троеборца.

Понятие о снижении работоспособности, утомлении и восстановлении. Увеличение работоспособности выше исходного уровня (суперкомпенсация). Методы и средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления: активный отдых, водные процедуры, массаж, питание, витамины, фармакологические средства и др.

Характеристика предстартового состояния троеборца в период подготовки и во время соревнований.

 

  1. Психологическая подготовка.

Для всех учебных групп.

Понятие о психологической подготовке. Основные методы развития и совершенствования моральных и волевых качеств спортсменов. Преодоление трудностей в процессе тренировки и соревнованиях, связанных с подъёмов предельных весов.            Преодоление отрицательных эмоций перед тренировками и соревнованиями. Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности, темперамента, психологических особенностей троеборца.

Психологическая подготовка перед, во время и после соревнований. Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки и совершенствования моральных и волевых качеств. Влияние коллектива и тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы отдельных психологических качеств.

 

  1. Общая и специальная физическая подготовка.

Для всех учебных групп.

Общая и специальная физическая подготовка юных троеборцев и её роль в процессе тренировки.

Общая подготовка, как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Требования к общей физической подготовке троеборцев. Средства общей физической подготовки и их характеристика. Общая физическая подготовка, как средство восстановления работоспособности и активного отдыха спортсмена. Взаимосвязь общей и специальной физической подготовки троеборца. Контрольные тесты для выявления уровня развития общей физической подготовки.

Специальная физическая подготовка троеборца и краткая характеристика её средств. Взаимосвязь и соотношение общей и специальной физической подготовки троеборца.

Характеристика физических качеств троеборца: мышечная сила, быстрота движений, выносливость, ловкость и гибкость.

 

  1. Правила соревнований, их организация и проведение.

Для всех учебных групп.

Разбор правил соревнований по пауэрлифтингу. Виды и характер соревнований. Положение о соревнованиях. Программа. Права и обязанности участников. Требования к специальной экипировке. Представители, тренеры, капитаны команд. Весовые категории и возрастные группы. Порядок взвешивания. Правила выполнения упражнений. Вызов участников на помост. Количество подходов и надбавка веса на штангу. Определение личных и командных результатов соревнований. Условия регистрации рекордов. Помещение для соревнований. Оборудование и инвентарь.

Организация и проведение соревнований по пауэрлифтингу. Работа главной судейской коллегии. Работа судей и секретарей. Проверка мест соревнований, заявок, судейских документов. Распределение обязанностей между судьями. Взвешивание участников. Требования к экипировке. Процесс судейства. Управление судейской сигнализацией. Медицинское обслуживание соревнований. Работа со зрителями. Информация о ходе соревнований. Проведение торжественного открытия и закрытия соревнований. Награждение призёров соревнований. Отчёт о проведённом соревновании. Итоговые протоколы и подведение итогов командной борьбы.

 

Практический материал.

 

Общая физическая подготовка.

Для всех учебных групп.

Строевые упражнения. Понятие о строе: шеренга, фланг, фронт, тыл, ширина и глубина строя, дистанция, интервал, направляющий, замыкающий. Выполнение команд. Расчёт на группы. Повороты.

Движение: строевым шагом, обычным, бегом, на носках, на пятках. Изменения направления при беге и ходьбе.

Общеразвивающие упражнения без предметов:

— упражнения для рук и плечевого пояса: движение руками из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа), сгибание, разгибание, вращение, махи, отведение, приведение, рывковые движения руками одновременно и разноименно во время движения шагом и бегом. Упражнения вдвоём с сопротивлением. Отталкивание.

— упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны, круговые движения туловищем, повороты туловища, сочетание поворотов и наклонов туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, седы из положения лёжа на спине;

— упражнения для ног: поднимание на носки, различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на одной и обеих ногах, выпады, перемены выпадов с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на месте и т.д.;

— упражнения для всех частей тела: сочетания движений различными частями тела (приседания с наклоном вперёд и движением и руками, выпады с наклоном и движениями руками, выпады с наклоном и движениями туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками и др.), разноименные движения на координацию, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на растягивание и расслабление, различные упражнения с сопротивлением партнёра, имитационные упражнения (имитация техники пауэрлифтинга).

Обще развивающие упражнения с предметом:

  • упражнения со скакалкой;
  • с гимнастической палкой;

Упражнения на гимнастических снарядах:

  • на гимнастической скамейке;
  • на брусьях;
  • на перекладине4

Спортивные игры:

  • настольный теннис, футбол;

Специальная физическая подготовка.

 Изучение и совершенствование техники упражнений пауэрлифтинга (изучение).

Для всех учебных групп.

ПРИСЕДАНИЕ. Действия спортсмена до съёма штанги со стоек. Съём штанги со стоек. Положение спины и расстановка ног. Действия атлета при уходе в подсед, способствующие системы в подседе. Зависимость высоты фиксации штанги от подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Величина углов в этих суставах.

Вставание из подседа. Биомеханические условия сохранения равновесия и вставания в разных способах подседа. Фиксация. Выполнение команд судьи. Дыхание при выполнении упражнения.

ЖИМ ЛЁЖА. Действия спортсмена до съёма штанги со стоек. Расстановка ног. Ширина хвата. Положение туловища на скамье. Опускание и остановка штанги на груди. Жим от груди. Фиксация. Выполнение команд судьи. Дыхание при выполнении упражнения.

ТЯГА. Стартовое положение. Расстановка ног. Способы захвата и оптимальная ширина хвата. Положение ног, головы, туловища, рук на старте, величины углов в коленных, голеностопных и тазобедренных суставах. Разновидности старта (динамический, статический). Дыхание во время выполнения упражнения.

Съём штанги с помоста. Работа мышц разгибателей ног и туловища. Фиксация штанги в верхней точке подъёма. Выполнение команд судьи.

 

Изучение и совершенствование техники выполнения упражнений в пауэрлифтинге (совершенствование).

Для групп начальной подготовки 2-4 года обучения.

ПРИСЕДАНИЕ. Совершенствование ухода в подсед. Оптимальное соотношение быстроты и глубины подседа. Техника подведения рук под гриф штанги.

Максимальное использование средств специальной экипировки для достижения наивысшего результата.

Вставание из подседа. Порядок перемещения звеньев тела при вставании, не вызывающий резких смещений штанги в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Динамика усилий, использование упругих и реактивных сил при приседаниях. Ритмовая структура приседаний. Фиксация. Техника постановки штанги на стойки.

ЖИМ ЛЁЖА. Подъём штанги от груди Положение рук, ног и туловища на старте. Использование максимального прогиба в позвоночнике для уменьшения пути штанги. Направление, амплитуда и скорость опускания. Положение звеньев тела перед началом жима. Динамика усилий, использование упругих и реактивных сил при жиме лёжа. Ритмовая структура жима лёжа. Фиксация веса и техника опускания штанги на стойки. Максимальное использование средств специальной экипировки для достижения высокого результата в жиме лёжа.

ТЯГА. Направление и скорость движения штанги и звеньев тела спортсмена в первой и второй фазах тяги. Кинематика суставных перемещений и усилий атлета в тяге. Наиболее рациональное расположение звеньев тела. Ритмовая структура тяги. Основные факторы, предопределяющие величину скорости и подъёма штанги. Использование средств специальной экипировки для достижения наивысшего результата в тяге.

Для всех упражнений в пауэрлифтинге. Целостное и расчленённое выполнение отдельных периодов и фаз упражнения. Специально-вспомогательные упражнения. Применение пассивного растяжения мышц перед выполнением упражнения и после него. Ударный метод развития взрывной силы мышц для совершенствования элементов техники с повышением реактивной способности нервно-мышечного аппарата. Избирательная тренировка отдельных мышц или мышечных групп.

 

Контроль процесса становления и совершенствования технического средства. 

Причинно-следственные связи возникновения ошибок, их систематизация. Контроль техники выполнения упражнений с помощью технических средств. Критерии технического мастерства: минимальное расстояние и траектория движения штанги, вертикальная составляющая реакции опоры, скорость и ускорение движения штанги, изменения углов в суставах, порядок и характер возбуждения отдельных мышечных групп. Ритм выполнения отдельных периодов и фаз движения штанги. Временные и амплитудные соотношения характеристик техники.

 

Развитие специфических качеств троеборца.

Упражнения, используемые на тренировке троеборца.

ПРИСЕДАНИЯ. Приседания в уступающем режиме с дополнительным весом, с задержкой в приседе, полуприседания с большим весом, приседания с прыжками, приседания с широкой и узкой расстановкой ног, приседания со штангой на груди; жиме ногами вертикально и под углом, разгибании ног сидя, сгибании ног лёжа, приседания с весом на поясе, сведение и разведение ног в специальном тренажёре, изометрические упражнения.

ЖИМ ЛЁЖА. Жим лёжа в уступающем режиме с дополнительным весом, с задержкой на груди, жим со стоек от груди, жим под углом вверх и вниз головой, разведение гантелей на горизонтальной и наклонной скамье, подъём лёжа из-за головы, отжимания от брусьев, отжимания от пола с хлопком, разгибание рук лёжа и стоя, полу жим, жим стоя с груди и со спины, жим гантелей, подъём гантелей через стороны, изометрические упражнения.

ТЯГА. Тяга в уступающем режиме, с задержками, с виса, с плинтов, стоя на подставках, сидя, наклоны со штангой, наклоны лежа в станке, изометрические упражнения. (Приложение 2-3)

 

 Тренировка на учебно-тренировочных сборах и спортивном лагере

(на каникулах).

Учебно-тренировочные сборы организуются, как правило, при подготовке к различного рода соревнованиям, поэтому тренировочный процесс строится с учётом подготовки к определённому дню. На УТС, носящих оздоровительный характер тренировка троеборца должна носить оздоровительную направленность.

В спортивных лагерях, организуемых во время каникул, учащиеся должны заниматься преимущественно общей физической подготовкой, включая в тренировочный процесс занятия различными видами спорта.

В зимние каникулы: лыжи, коньки, хоккей, санный спорт. В этот период тренировки с силовой направленностью полностью не исключаются. Необходимо проводить занятия со штангой, гирями, гантелями, используя  специально-вспомогательные упражнения.

В летние каникулы: спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, настольный теннис и др.), гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, гребной спорт, велосипед и др. В летний период также не исключаются тренировки по пауэрлифтингу. Необходимо проводить тренировки со штангой, гирями, гантелями, на тренажёрах, используя в основном специально-вспомогательные упражнения, но иногда включая упражнения на технику.

В качестве контроля за ростом спортивной подготовки, рекомендуется проводить контрольные уроки, планируя на них подъёмы максимальных весов не только в классических, но и в специально-вспомогательных упражнениях, особенно это важно для спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

 

2.3.  Учебный план

В таблице представлены виды учебно-тренировочной работы по годам обучения.

Учебный план строится из расчета 39 недель.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

 

 

Учебный план на 39 недель

учебно-тренировочных занятий по пауэрлифтингу.

 

 

 

Разделы

подготовки

 

ГНП
1 год 2-4 год
1. Теоретические занятия 6 6
2. Общая физическая подготовка 36 26
3. Специальная физическая подготовка 172 180
4. Участие в соревнованиях
5. Инструкторская и судейская практика 2
6. Контрольные и переводные испытания 2 2
Всего часов 216 216

 

 

 

111.Организационно-педагогические условия и формы аттестации

3.1.Методическое обеспечение программы:

 

Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов и распределен по группам начальной подготовки подготовки: спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, что позволяет предложить  направление, выработанное комплексным научным подходом к оценке тренировочного процесса в

В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи. Большое значение для реализации целей спортивной подготовки пауэрлифтеров имеет использование в работе центра пере­довых методов обучения, тренировки и организации учебно-трени­ровочного и воспитательного процесса с помощью единой методи­ческой системы, доведенной до уровня поурочных программ. Программа служит руководящим документом по организации и руководству учебно-тренировочным процессом для пауэрлифтеров всех возрастных групп, разрядов и половых признаков.

Структура занятия состоит из 3-х частей:

подготовительная (разминочный комплекс, строевые и порядковые упражнения, спортивные и подвижные игры, ОРУ);

основная (атлетическая тренировка на основные и дополнительные мышечные группы, индивидуальные сплиты, пауэрлифтинг, СФП, ОФП):

заключительная   (упражнения   на   расслабление   и   растяжку,       упражнения   в   парах, подтягивания, висы).

 

Режимы учебно-тренировочного работы и требования

по спортивной подготовке

 

Этап

Год

обучения

Возраст

для

зачисления

Минималь

ное число учащихся

в группе

Максимальное количество учебных часов

в неделю

Требование по физиче

ской, технической, спортивной подготовке

на конец учебного года

ГНП 1год с 14 лет 10 7
ГНП с 2 до 4 лет с 14 лет 10 9

КПН

2юн

 

Наполняемость в группах на различных этапах подготовки.

 

Этап

Год

обучения

Минимальное число учащихся

в группе

Максимальное число учащихся

в группе

ГНП 1год 10 15
ГНП с 2 до 7 лет 10 12

 

 

 

Методическая часть учебной программы

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки троеборцев, его распределение по годам обучения; рекомендуемые объемы соревновательных и тренировочных нагрузок; планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля; рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, а так же требования к технике безопасности в условиях учебно-тренировочных занятий и соревнований.

 

Педагог дополнительного образования обязан:

— осуществлять дополнительное физкультурное образование обучающихся средствами силового троеборья и всесторонней скоростно-силовой подготовки и развивать их разнообразную творческую деятельность;

— перед началом занятий в целях безопасности и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в исправности спортивного инвентаря и оборудования, надежности установки и закрепления тренажеров и другого оснащения;

— соблюдать принципы доступности, последовательности в освоении физических упражнений;

— ознакомить занимающихся с правилами техники безопасности при занятиях пауэрлифтингом;

— по данным медицинского осмотра знать уровень психофизических возможностей занимающихся и следить за их состоянием в процессе занятий;

— следить за своевременным прохождением занимающимися медицинского обследования и предоставлением медицинских справок, заверенных подписью врача и печатью медицинского учреждения;

— по установленным признакам комплектовать состав группы обучающихся и принимать меры  по сохранению контингента в течении срока обучения;

— обеспечивать педагогически обоснованный выбор, форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности;

— составлять программы и планы-конспекты занятий, обеспечивать их выполнение;

— выявлять творческие способности занимающихся, способствовать их всестороннему и гармоничному развитию, формированию профессиональных интересов и склонностей, поддерживать одаренных обучающихся;

— организовать участие занимающихся в соревнованиях по пауэрлифтингу и жиму лежа, а так же в других спортивно-массовых мероприятиях на различном уровне;

— при проведении занятий обеспечить правил норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной защиты;

— повышать свою профессиональную квалификацию;

— проводить учебно-тренировочные занятия в соответствии с расписанием;

— контролировать безопасный проход занимающихся к месту занятий и уход с него после окончания.

 

Занимающиеся обязаны:

— приходить на занятия только в дни и часы согласно расписанию;

— выполнять учебно-тренировочную программу только в присутствии педагога;

— иметь справку от врача о результатах медицинского осмотра;

— покидать центр не позднее 30 минут после окончания учебно-тренировочного занятия.

 

Организационно-методические указания

Учебно-тренировочный процесс по пауэрлифтингу в УДОД строится в соответствии с задачами, стоящими перед каждой учебной группой.

Изучаемый материал программы распределяется по годам обучения в определённой последовательности в соответствии с физической и технической подготовленностью троеборцев.

Занятия по теории проводятся в форме лекций или бесед с демонстрацией наглядных пособий. Некоторые вопросы теоретической подготовки можно разбирать и на практических занятиях, на которые отводится несколько минут для беседы.

Уроки по вопросам гигиены, медицинского контроля, о строении и функциях человеческого организма, питания, оказания первой медицинской помощи должны проводиться врачом.

Занятия необходимо проводить с учётом возраста и объёма знаний занимающихся. В старших группах вопросы теории должны раскрываться более подробно и углублённо с использованием современных научных данных.

Общая физическая подготовка троеборца осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, в которые включаются общеразвивающие упражнения, а также упражнения из других видов спорта. В некоторых тренировочных циклах могут проводиться отдельные тренировочные занятия по общей физической подготовке.

Изучение и совершенствование техники упражнений пауэрлифтинга проходит на учебно-тренировочных занятиях групповым или индивидуальным методом. Овладение техникой упражнений пауэрлифтинга осуществляется последовательно. Обучение технике упражнения или его элементам осуществляется в три фазы: ознакомления, разучивания и совершенствования. Применяются следующие методы: рассказ, показ и самостоятельное выполнение упражнения или его элементов. Для более эффективного обучения рекомендуется применять средства срочной информации.

Основной формой организации и проведения учебно-тренировочного процесса является групповой урок. Урок по пауэрлифтингу состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части урока определяются свои задачи и средства их решения.

Подготовительная часть (20% времени всего урока): организация занимающихся, изложение задач и содержание урока, разогрев и подготовка организма к выполнению специальных нагрузок, формирование осанки, развитие координации движений и др.

Рекомендуются средства: строевые и порядковые упражнения, разные виды ходьбы, бега, прыжков, обще развивающие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости, специальные подготовительные упражнения с предметами и без предметов, имитация техники упражнений пауэрлифтинга.

Основная часть (70% времени урока) изучение или совершенствование техники упражнений или отдельных элементов, дальнейшее развитие силовых, скоростно-силовых и других физических качеств троеборца.

Средства: классические и специально-вспомогательные упражнения троеборца, подбираемые с учётом первостепенности скоростно-силовых упражнений, а в последующем – силовые упражнения, также чередование упражнений, выполняемых в быстром и медленном темпе, упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц. Вес отягощения должен быть вариантным: применяются отягощения малые, средние и максимальные, основная тренировка со средними и большими весами.

Заключительная часть (10% времени урока): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов урока.

Средства: различная ходьба, прыжки, упражнения для мышц брюшного пресса, висы, размахивания и раскачивания, упражнения для расслабления и успокоения дыхания. Уборка инвентаря, подведение итогов урока, замечания и задания тренера на дом.

Практика спорта показала, что высоких показателей в пауэрлифтинге преимущественно достигают те атлеты, которые начали заниматься со штангой ещё подростками. Научные исследования последних лет позволили получить данные, отражающие благоприятное влияние дозированных упражнений со штангой в сочетании с другими видами движений на здоровье и физическое развитие молодого организма.

Высокая пластичность нервной системы юношей и девушек даёт возможность быстро и эффективно освоить упражнения классического троеборья и подготовить основу для дальнейшего совершенствования. Всесторонняя физическая подготовка с использованием упражнений с отягощениями создаёт хорошую основу для развития качеств, необходимых не только в спорте, но и в трудовой деятельности.

Весьма сложная проблема – это отбор подростков, обладающих потенциальными возможностями и способных достичь высоких спортивных результатов.

В первую очередь важно обратить внимание на состояние здоровья – не должно быть никаких отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, печени, искривлений позвоночника и др. Физическое развитие должно быть на уровне соответствующих возрастных норм: рост, вес, окружность и экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, сила кисти и становая сила.

В процессе занятий нужно внимательно изучить индивидуальные способности подростков, вести педагогические и врачебные наблюдения. Главное внимание обращать на приспособленность организма и в частности сердечно-сосудистой системы к упражнениям с отягощениями, умении осваивать классические упражнения со штангой, учитывая координацию, равновесие, понимание структуры упражнения, чувство веса, ход развития силовых качеств, интерес к занятиям, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, настойчивость и аккуратность.

Обязательное условие занятий с юными троеборцами – всемерное использование средств, обеспечивающих всестороннее физическое развитие. Разносторонняя физическая подготовка позволяет успешно развивать физические качества, совершенствует деятельность нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и другие жизненно важные органы организма юных спортсменов, обогащает двигательные навыки, необходимые в спорте и трудовой деятельности. Разнообразные физические упражнения, разносторонне воздействуя на организм, способствуют активному отдыху, снимают утомление, исключают возможное появление различного рода морфологических и функциональных отклонений.

В учебной программе предусматривается освоение не только определенного объема знаний, двигательных умений и навыков, но и развитие мышления занимающихся.

Личность одаренного силового троеборца характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности лежат мотивы, интересы, потребности, связанные с содержанием тренировочной и соревновательной деятельности.

Учебный материал представлен по видам подготовки: технико-тактической, физической, психологической, методической и соревновательной. В технико-тактической подготовке предусматривается изучение техники силовых упражнений, приседа, тяга, жим лежа, а так же рассматриваются варианты тактической борьбы на помосте в зависимости от реально складывающейся ситуации на соревнованиях, рассматриваются наиболее показательные моменты соревновательной борьбы ведущих троеборцев прошлого и современного этапов развития пауэрлифтинга посредством анализа видеоматериалов и протоколов соревнований. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Специальная физическая подготовка представлена средствами принадлежащими пауэрлифтингу, общая – средствами других видов деятельности. Психическая подготовка базируется на развитии волевых и нравственных качеств. Методическая подготовка содержит учебные материалы по теории и методике пауэрлифтинга и судейской практике. Раздел рекреации представлен материалами по восстановительным мероприятиям.

В нормативной части излагаются параметры зачетных требований по основным разделам подготовки по годам обучения. Расчетно-плановая часть включает учебный план и планы-графики расчета учебных часов по годам обучения.

Для достижения физического и нравственного совершенства необходимо решить следующие задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Образовательные задачи состоят из усвоения теоретических и методических основ пауэрлифтинга, овладения двигательной культурой приседа, тяги и жима лежа штанги, основными принципами подготовки к соревнованиям.

Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных волевых качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развития форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и медицинских мероприятий.

На теоретических занятиях занимающиеся пауэрлифтингом овладевают знаниями по истории вида спорта, способами наблюдения и другими видами необходимыми профессиональными умениями и навыками, осваивают методические основы планирования, методов обучения, анализа критериев и параметров тренировочных нагрузок.

Занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные и контрольные, а соревнования – на главные, основные и контрольные.

     На учебных занятиях изучают, различные элементы техники и тактической борьбы, исправляют ошибки. Закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми упражнениями. В тренировочных занятиях многократно повторяют хорошо освоенные элементы техники, совершенствуют их в условиях различного объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий, объединяющий учебные и тренировочные занятия. В них осваивают новый учебный материал.

    Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки уровня подготовленности троеборцев по разделам подготовки – технической, тактической, физической и морально-волевой.

Занятия по воспитанию физических и психических качеств состоят из занятий по пауэрлифтингу и другим видам спорта. Из пауэрлифтинга используются тренировочные и контрольные занятия, из других видов – круговая тренировка, тренировочные и другие типы занятий.

     Рекреационные занятия характеризуются малыми объемами, низкой интенсивностью, а также эмоциональной нагрузкой.

На практических занятиях решаются вопросы обучения двигательным действиям и воспитанию необходимых физических качеств. В данном случае важное значение имеет разминка, включающая различные упражнения – для различных групп мышц, упражнения на техническое выполнение приседа, тяги, жима лежа со штангой с небольшим весом.

Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к младшим, примеры трудолюбия, скромности и честности играют большую роль в спортивной биографии занимающихся пауэрлифтингом. Равные права и единые требования к спортсменам облегчают построение педагогического обучения и повышают его эффективность.

 

Интеграция видов обучения позволит в большей мере индивидуализировать подготовку юных атлетов:

 

Классификация видов обучения

 

 

№п/п Вид обучения Действия тренера и спортсмена
1 Сообщающий

1.Педагог сообщает учебную информацию

2.Спортсмен слушает, воспринимает, копирует способ действия, выполняет учебное задание

2 Программированный

1.Педагог предлагает программу, расчлененный учебный материал по дозам (шагам)

2.Контроль педагога и самоконтроль атлета. Атлет усваивает учебную информацию последовательно, по частям

3 Проблемный

1.Педагог ставит проблему. Выделяет ее основные части

2.Педагог заинтересовывает (вскрывает противоречия), атлет формирует побудительные стимулы к решению проблемы

3.Атлет осознает, понимает проблемную ситуацию, осуществляет поиск ответа, обеспечивает процесс разрешения проблемы, получает результат, усваивает знания, вырабатывает способ их приобретения

4 Игровой 1.Присвоение ролей субъектов обучения, игровой эксперимент, результат, обсуждения, выводы
5 Самостоятельный 1.Атлет находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает, применяет, вырабатывает способы формирования умений, использует знания, умения и навыки в практике

 

1.Педагог готовит конкретный учебный материал для освоения обучающимися в форме заданий:

— программированных;

— проблемных;

— игровых;

— самостоятельных.

2.Обучающиеся в группах в процессе освоения учебного материала взаимоконтролируют и взаимооценивают качество его освоения (при этом происходит закрепление элементов процесса обучения).

3.Рефлексирование результатов освоения учебного материала (рефлексия).

Ознакомление с двигательным действием должно происходить в соответствии с принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации и практического опробывания (в целом или по частям), что позволяет выделить и использовать имеющиеся в двигательном опыте атлета готовые элементы и подсистемы координации, которые должны служить предпосылкой для построения движения.

Обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания процесса системы движений, входящих в состав конкретного действия, и закономерностей связей между ними. Это относится как к форме, так и к содержанию двигательных действий.

На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по мере того, как спортсмен овладевает его частями.

На этапе детализируемого разучивания применяются формы словесных методов в определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной наглядности.

В дальнейшем происходит переход ведущей роли управления движениями к двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что зачем позволяет исключить зрительный контроль над движением.

На этапе достижения двигательного мастерства происходит совершенствование техники выполнения движения и повышения уровня развития специальных физических качеств. (табл.4).

 

Сроки благоприятных фаз развития двигательных качеств

(сенситивные периоды)

Возрастные периоды, годы Двигательные качества
Абсолютная становая сила

Быстрота движения

(смешан. упоры)

Скор.-сил.качества (прыжки в длину с места) Выносливость

Статич. силовая

(сгибат. рук)

Динамич.

силовая

(сгибат. туловище)

 

Общая

(бег 500м)

Гибкость (наклоны вперед)
1 2 3 4 5 6 7 8
Юноши
14-15 +++ ++ +++ ++++
15-16 ++ +++ ++++ +++
16-17 ++ ++ +++ ++++
17-18 ++++ ++++
Девушки
14-15 ++++ +++
15-16 ++ +++ ++++
16-17 ++
17-18 ++++ ++++

Примечание. ++ критические периоды низкой чувствительности. +++ Критические периоды средней чувствительности. ++++ Критические периоды высокой чувствительности.

План-схема годового цикла подготовки

Планирование годового цикла тренировки учащихся определяется:

  • задачами, поставленными в годичном цикле;
  • закономерностями развития и становления спортивной формы;
  • календарем спортивных соревнований.

 

План-схема годичного цикла подготовки разрабатывается на основе  комплексного планирования основных количественных и качественных показателей учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления. План-схема представляет собой конкретно выраженную и четкую организационно-методическую концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки.

1- ый  этап начальной подготовки. Периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке, освоению технических элементов и формированию навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования по общефизической физической подготовке.

Длительность этапа -1 год. Главные задачи: овладение основами спортивной техники, приобщение к регулярным тренировочным занятиям. На этом этапе прививается любовь к пауэрлифтингу, выявляются индивидуальные способности воспитанника. В группе начальной подготовке 1 года обучения основной акцент в учебно-тренировочном процессе делается на развитие общей физической подготовки. Теоретическая подготовка составляет лишь небольшой фрагмент ознакомительной программы о понятии силовых видов спорта, об основных терминах и элементарных основах силового троеборья.

Специальной физической подготовке отводится не много времени: развиваются такие качества, как гибкость, сила и силовая выносливость. В техническом оснащении начальной подготовки применяются элементарные упражнения для овладения навыками силовых упражнений.

Тактическая и интегральная подготовки взаимосвязаны и требуют немного меньшего внимания в ранней стадии обучения пауэрлифтингу. Интегральная подготовка служит для закрепления  тренировочных упражнений в техническом варианте. Соревнования для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки первого года обучения представляют собой квалификационные соревнования для выполнения нормативов и личных достижений.

Кроме того, следует уделить внимание работе с родителями и совместным мероприятиям. Очень важно проводить организационно-воспитательные мероприятия  со спортсменами, когда они определяются с выбором спортивной направленности и формируют свои характерные особенности.

2ой этап начальной подготовки (2-4год). Длительность этапа 3 года. Обучение в этих группах является основной частью учебного материала. Именно в этот период учащиеся изучают все тонкости силового троеборья, стараются овладеть умениями и навыками теоретической и практической деятельности, а итоги учебно-тренировочного процесса характеризуются результатами сдачи контрольных нормативов и соревновательной деятельностью. Поэтому количество часов отведенных на соревнования увеличивается с каждым годом.

Время, отведенное на развитие общей физической подготовки, почти равномерно распределено на протяжении всего учебно-тренировочного процесса.

Немалая роль в учебно-тренировочном процессе отводится технической и тактической подготовке, которые с каждым годом требуют к себе все большего внимания.   За время обучения спортсмены должны овладеть практикой тренеров-инструкторов и судейскими навыками. Эта практика используется, как правило, при работе со своим младшими «коллегами» в квалификационных соревнованиях, на «проходке», в тренировочных заданиях, в теоретических беседах.

Тренировочная нагрузка в пауэрлифтинге формируется из: определенного количества специфических средств, величин отягощения, количества повторений за подход, различных режимов мышечной деятельности, оптимального состояния критериев объема и интенсивности нагрузки и других факторов.

В предсоревновательном периоде основная задача – достижения спортивной формы. С этой целью снижается объем нагрузки и разносторонней подготовки (ОФП), которая заканчивается за 10-14дней до старта, уменьшается количество применяемых упражнений, особенно группы дополнительных упражнений.

После соревновательного периода начинается переходный. В переходном периоде снижается силовая нагрузка, но повышается общефизическая подготовка.

Тренировки переходного периода служат в качестве активного отдыха после проведенного предсоревновательного, соревновательного цикла подготовки и одновременно настройкой к очередному циклу подготовки.

Современное представление о планировании годичных циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют, микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

       Микроциклом тренировки называют совокупность несколько тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю (7 дней).

В практике отдельных видов спорта встречаются от 4-х до 9-ти различных типов микроциклов;

  • втягивающий
  • базовый (общеподготовительный)
  • контрольно-подготовительный,
  • подводящий
  • восстановительный
  • соревновательный

В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:

  • развивающий физический
  • развивающий технический
  • контрольный
  • подводящий
  • соревновательный
  • восстановительный

Следует отметить, что условные обозначение микроциклов применяются для удобства планирования подготовки к соревнованиям. Основными внешними признаками микроциклов является наличие 2-х фаз – стимуляционный и восстановительный. Успех планирования годичного цикла подготовки зависит от рациональной последовательности микроциклов разной направленности, разного объема и интенсивности.

Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный по воздействию ряд микроциклов. В практике средний цикл тренировки содержит от 2-х до 6-ти микроциклов. Мезоструктура подготовки представляет собой относительно целый законченный этап тренировочного процесса, задачами которого является решение определенных промежуточных задач подготовки.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки. На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке.

Таким образом, предпосылки развития спортивной формы закладываются не только в подготовительном периоде, но создаются и развиваются в ходе всего тренировочного процесса на всех этапах и цикла подготовки.

 

3.2.Условия реализации программы

 

Места занятий. Оборудование и инвентарь. Экипировка троеборца. Техника безопасности.

Для всех учебных групп.

Требования к спортивному залу для занятий пауэрлифтингом и подсобным помещениям. Размеры зала. Освещение. Вентиляция. Покрытие пола, стен, помостов.

Оборудование и инвентарь зала для пауэрлифтинга. Штанги: «лифтёрская», тренировочная, нестандартная. Устройство штанги. Специальная скамья для жима лёжа и стойки для приседаний. Вспомогательные тренажёры. Гири, разборные гантели, эластичные бинты, подставки. Специализированный помост. Видеомагнитофон. Наглядная агитация. Методический уголок. Справочные материалы. Правила технического осмотра, ремонта и хранения спортивного инвентаря.

 

Тренерская и судейская практика.

 

Одной из задач обучения является подготовка учащихся к роли по­мощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведе­нии спортивных соревнований в качестве судьи.

Приобретение навыков судейства и самостоятельного проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки. Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения учащимися званий и навыков инструктора и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе. Она имеет большое воспитательное значение — у занимающихся вырабатывается сознательное отношение к тренировочному процессу, к решениям судей, дисциплинированность, занимающиеся приобретают определенные навыки наставничества.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретают на всем протяжении многолетней подготовки в процессе  теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.

В группах начальной подготовки с учащимися проводится коллективный разбор тренировочных занятий и соревнований, изучаются правила соревнований. Отдельные, наиболее простые по содержанию тренировочные занятия учащиеся выполняют самостоятельно. Они привлекаются к подготовке мест соревнований и помогают в судействе соревнований по сдаче контрольных нормативов.

Учащиеся учебно-тренировочного этапа должны овладеть принятой в виде спорта терминологией; овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминкой, основной и заключительной частью. Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и исправлять их

Спортсмены участвуют в проведении тренировочных занятий в качестве помощника тренера, участвуют вместе с ним в составлении планов подготовки, привлекаются к судейству контрольных соревнований.

 

Классификация

 

Весовые категории как вариант (категории собственного веса)

Мужчины:

категория 53,0 кг – до 53,0 кг – только для юношей и юниоров

Категория 59,0 кг — до 59,0 кг

 “ 66,0 кг — от 59,01 до 66,0 кг

 “ 74,0 кг — от 66,01 до 74,0 кг

“ 83,0 кг — от 74,01 до 83,0 кг

“ 93,0 кг — от 83,01 до 93,0 кг

“ 105,0 кг — от 93,01 до 105,0 кг

“ 120,0 кг — от 105,01 до 120,0 кг

“ 120,0 + кг — от 120,01 кг и выше без ограничения

 

Женщины:

категория 43,0 кг – до 43,0 кг – только для девушек и юниорок

Категория 47,0 кг — до 47,0 кг

 “ 52,0 кг — от 47,01 до 52,0 кг

“ 57,0 кг — от 52,01 до 57,0 кг

“ 63,0 кг — от 57,01 до 63,0 кг

“ 72,0 кг — от 63,01 до 72,0 кг

“ 84,0 кг — от 72,01 до 84,0 кг

“ 84,0 + кг — от 84,01кг и выше без ограничения

 

Восстановительные мероприятия.

В России разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в дополнительном образовании.

Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические, гигиенические, психологические и медико-биологические.

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особое значение имеет определение психологической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости спортивных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путём, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

 

3.3. Список литературы.

 

  1. Бычков А.Н. Пауэрлифтинг (силовое троеборье). — Красноярск, 1999.
  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — Москва: Физкультура и спорт, 1977.
  3. Воробьёв Ф.Н. Учебник по тяжёлой атлетике для институтов физической культуры, под редакцией профессора Ворбьёва Ф.Н. Москва физкультура и спорт 1988г. 238стр.
  4. Интернет ресурсы: Юрий Устинов президент федерации пауэрлифтинга WPC/WPO Россия
  5. Чернышёв Павел Николаевич – заслуженный тренер России
  6. Георгий Фунтиков Построение цикла тренировок
  7. Пауэрлифтинг программа тренировок на силу и массу по Шейко.
  8. Котлубей Александр Павлович заслуженный тренер Украины.
  9. Муравьёв Владимир Леонидович чемпион мира по жиму лёжа AWPC-2009 рекордсмен мира Европы России.
  10. Plbaza narod.ru Павел Ющенко МС(350-240-345 в 125) неоднократный чемпион и призёр Приморского края и Дальнего Востока по пауэрлифтингу.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

 

  1. Воробьёв Ф.Н. Учебник по тяжёлой атлетике для институтов физической культуры, под редакцией профессора Воробьёва Ф.Н. Москва физкультура и спорт 1988г. 238стр.
  2. Интернет ресурсы: Юрий Устинов президент федерации пауэрлифтинга WPC/WPO Россия
  3. Чернышёв Павел Николаевич – заслуженный тренер России
  4. Георгий Фунтиков Построение цикла тренировок
  5. Пауэрлифтинг программа тренировок на силу и массу по Шейко.
  6. Котлубей Александр Павлович заслуженный тренер Украины.
  7. Муравьёв Владимир Леонидович чемпион мира по жиму лёжа AWPC-2009 рекордсмен мира Европы России.
  8. Plbaza narod.ru.