Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок. В. А.Сухомлинский  

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Оригами (яп., букв. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава.

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Актуальность данной программы заключается в уникальной возможности для развития у ребёнка таких качеств, которые необходимы ему в настоящее время и пригодятся ему в будущем, чтобы стать успешным:

— развитие мелких и точных движений рук, что особенно необходимо младшим школьникам для обучения письму;

— развитие 3-D мышления, конструкторских умений и творческих способностей, что закладывает прочную основу для последующего формирования комплексных (технических и гуманитарных) знаний, умений и навыков;

— интересное постижение окружающего мира, освоение практического жизненного опыта, формирование исследовательских интересов, возможность ощутить себя художником, дизайнером, конструктором при работе с бумагой, как с хорошо знакомым с раннего детства материалом, в новом для детей виде творчества.

Необходимо отметить и другие, также актуальные аспекты данной программы:

— возможность через механическую работу руками (конструирование, декорирование), работу с материалами с разнообразными тактильными характеристиками снимать психологическую напряженность ребенка, которая может возникнуть при перегрузках в общеобразовательной школе, неблагоприятной обстановке в семье и т.д.;

— содействие социальной адаптации ребенка, повышение его рейтинга среди сверстников, формирование уверенности в своих силах в процессе создания бумажных элементов декора, атрибутов для игр и других поделок.

Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.). 

Благодаря модульному оригами, у детей появляется возможность создать необычные сувениры, игрушки, ёлочные украшения, гирлянды и подарки на праздники.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира.

Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести нравственно-этические нормы поведения и общения, основанные на национальном самосознании. Как ни странно, может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству складывания бумаги способствует развитию у детей высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: сначала по отношению к близким людям и друзьям; затем   ко всему человечеству.

Данная программа имеет художественную направленность, так как в ходе ее освоения дети приобщаются к искусству оригами, познают культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.

Уровень освоения программы — базовый.  Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями в области модульного оригами, а создание своеобразной среды на занятиях способствует активизации процессов, самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности.

Приобретение комплексных знаний в процессе работы модульного оригами позволяет обучающимся проецировать впечатления и ощущения окружающего мира на продукт своей творческой деятельности, воплощать их в своих творческих процессах.

Особенности программы

Программа «Модульное оригами» является результатом многолетнего экспериментирования, сбора идей и накопленного опыта преподавания в системе дополнительного образования детей, она содержит приёмы и способы обучения и воспитания обучающихся, доказавшие свою эффективность на практике. Каждый ребёнок наделён определённой степенью одаренности, имеет творческие задатки, и наша задача – сохранить и развить их. Программа дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа создает условия для творческого самовыражения детей 7 — 15 лет посредством знакомства с техникой модульного оригами и практической деятельностью по созданию творческих работ. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до размещения фотографий своих работ на сайтах.

Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу ребенка, эстетические навыки, экологические знания. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. 

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к.  музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте 7 – 15 лет (школьники) и реализует межпредметные связи с математикой, технологией, изобразительной деятельностью, мировой художественной культурой.

Состав группы постоянный. Набор в творческое объединение проводится в начале учебного года (начало сентября). Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний. Учебные группы формируются из обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Такая организация взаимодействия способствует формированию у обучающихся коммуникативного опыта, развитию нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Добор в группы второго года обучения производится в течение всего учебного года по результатам собеседования.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Формы обучения по программе

Основная форма обучения – очная, групповая.

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая, очно-заочная.

 Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 8 – 10 человек.

В творческих объединениях возможна организация образовательного процесса со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям, или с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Основной формой является комбинированное занятие, которая фиксируется в учебном плане. Занятия проводятся группой и сочетают в себе теоретическую и практическую части, практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.

Объем программы —  360 часов.

Срок освоения программы

Программа «Модульное оригами» рассчитана на два года обучения.

1 год обучения – 144 часа в год

2 год обучения – 216 часа в год

Режим занятий

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа в режиме: 45 минут с перерывом на 15 минут в конце каждого часа.

2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 учебных часа в режиме: 45 минут с перерывом на 15 минут в конце каждого часа.

Продолжительность образовательного процесса (объём – количество часов) и срок (сколько лет реализации), определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

 формирование и развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через обучение технике модульного оригами.

Задачи программы:

Воспитательные:

—   воспитывать интерес к искусству оригами;

— развивать коммуникативные способности обучающихся, формировать первоначальные навыки сотрудничества;

— создавать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению обучающихся;

— учить управлять своей деятельностью, контролировать свои действия, понимать причины успеха и неуспеха.

Развивающие:

— развивать художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию;

— развивать у детей у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать мелкую моторику рук и синхронизацию работы обеих рук, развивать глазомер;

— формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

— стимулировать развитие самоуважения и самооценки.

Обучающие:

— дать представление об оригами, его традициях и развитии в настоящее время;

— знакомить детей с новыми возможностями использования различных видов бумаги в декоративно-прикладном творчестве;

— помочь детям освоить технические навыки и приемы выполнения изделий с применением традиционных и инноваторских технологий в технике модульного оригами;

— учить работать по показу и по схемам;

— формировать навыки самостоятельной творческой работы с применением полученных знаний и умений.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Название раздела, темыКоличество часов Из нихФормы аттестации
всеготеорияпрактика  контроля
1Введение  431 
1.1Вводное занятие Набор детей, комплектование групп22игра  
1.2 Вводное занятие  Техника безопасности. Инструктаж211беседа викторина    
2Оригами искусство или головоломка1257 
2.1История оригами. Материалы и инструменты2    1    1    проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
2.2Международная азбука оригами211
2.3Модульное оригами. Что такое модуль  211
2.4Базовая форма модульного оригами «Треугольник»  624выставка
3Животный мир20416 
3.1Изготовление стрекозы413проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
3.2Изготовление черепахи413
3.3Изготовление бабочки615
3.4Изготовление морских обитателей615проект
4Чудесный праздник36531 
4.1Изготовление снежинки1019проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
4.2Изготовление снеговика1028
4.3Изготовление ёлочных игрушек615
4.4Изготовление символа года1019выставка конкурс
5Цветы и фрукты  26422 
5.1Изготовление фруктов615проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
5.2Изготовление цветов1028
5.3Композиция «Ромашки в вазе»1019
6Пасха Красная24420 
6.1Изготовление цыплёнка    413проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
6.2Изготовление пасхальной курочки615
6.3Изготовление пасхального яйца615
6.4Изготовление пасхальных сувениров817выставка конкурс
7Герои мультфильмов22220 
7.1Выбор модели. Складывание модулей1019самостоятельная творческая работа,  просмотр и оценка работ
7.2Поэтапная сборка модели1019
7.3Итоговое занятие  22выставка работ
ИТОГО14427117   

Содержание учебного плана 1 года обучения

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.Набор детей, комплектование групп

Практика. Формирование группы, введение в программу. Игра-знакомство «Снежный ком».

Тема 1.2. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструктаж

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с выставкой работ обучающихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами.

Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами».

Практика. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей. Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4.

Раздел 2. Оригами искусство или головоломка

Тема 2.1. История оригами. Материалы и инструменты

Теория. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Презентация «Волшебное искусство оригами».

Практика. Приемы складывания бумаги. Изготовление «квадрата» из произвольного листа бумаги.

Тема 2.2. Международная азбука оригами

Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Презентация «Виды оригами». Рассказ о работе с технологической картой и схемами. Что такое модуль?

Практика. Разметка листа: 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/128. Складывание модулей.

Тема 2.3. Модульное оригами. Что такое модуль

Теория. Основные приёмы складывания базовой детали – модульного треугольника, основными элементы складывания: сложить пополам или вдвое, втрое, вчетверо лист бумаги; сложить квадрат по диагонали, определить середину путём сгибания, загнуть углы к центру, загнуть край листа к середине. Знакомство с разнообразием рыб. Игра «Найди дом для рыбки».  Знакомство с инструкционными картами для складывания различных рыбок.

Практика. Складывание модулей.

Тема 2.4. Базовая форма модульного оригами «Треугольник»

Теория. Основные приёмы складывания базовой детали – модульного треугольника. Беседа по теме. Работа с технологической картой. Игра «Мы весёлые рыбки».

Практика. Складывание модулей и сборка изделия в технике модульного оригами: весёлые рыбки.

Раздел 3. Животный мир

Тема 3.1. Изготовление стрекозы

Теория. Повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника. Базовые соединения. Незамкнутый начальный ряд. Удлинённые детали. Экологическая беседа: «Кто такие насекомые?».  Кроссворд «Насекомые». Игра «Узнай насекомое».

Практика. Складывание модулей и сборка двухстороннего изделия (плоские фигуры): стрекоза.

Тема 3.2. Изготовление черепахи

Теория. Повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника. Базовые соединения. Уменьшение количества модулей. Экологическая беседа: «Поговорим о черепахах». Презентация «Интересные факты о черепахах».

Практика. Складывание модулей и сборка двухстороннего изделия (плоские фигуры): черепаха.

Тема 3.3. Изготовление бабочки

Теория. Повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника, базовых соединений. Увеличение количества модулей. Презентация «Легенды о бабочках».

Практика. Складывание модулей и сборка двухстороннего изделия (плоские фигуры): бабочка.

Тема 3.4. Изготовление морских обитателей

Теория. Основные приёмы складывания базовой детали – модульного треугольника и базовых соединений (повторение). Увеличение и уменьшение количества модулей. Отгадывание загадок. Презентация «Дальневосточный морской заповедник». Беседа «Морские обитатели».

Практика. Складывание модулей и сборка двухстороннего изделия (плоские фигуры): обитатели морского дна. Составление коллективной работы «морское дно». Презентация экологических сказок мини-группами.

Раздел 4. Чудесный праздник

Тема 4.1. Изготовление снежинки

Теория. Повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника и базовых соединений. Лицевая и тыльная сторона модулей. Беседа по теме “Что такое снег и лед”. Опыт со снегом: Цветные льдинки. Презентация «Чудо снежинка».
 Знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий.

Практика. Складывание модулей и сборка двухстороннего изделия (плоские фигуры): «Снежинки». Украшение кабинета к Новому году.

Тема 4.2. Изготовление снеговика

Теория. Основные приёмы складывания базовой детали и базовых соединений (повторение). Виды соединения модулей, приемами сборки объёмной фигуры. Замкнутый начальный ряд. Начало работы: сплошное дно. Презентация «История снеговика». Практика. Складывание модулей и изготовление объёмных фигур: снеговик.

Тема 4.3. Изготовление ёлочных игрушек

Теория. Работа с технологической картой. Повторение пройденного материала (изготовление треугольного модуля, приёмы соединения модулей). Игра «Доскажи словечко». Презентации «Факты о Новом Годе», «Новогодние загадки».

Практика. Выбор модели (новогодний шар, шишка, сосулька и т. д.). Выбор цветовой гаммы модели.  Изготовление треугольных модулей. Поэтапная сборка модели.

Тема 4.4. Изготовление символа года

Теория. Повторение видов соединения модулей, приемов сборки объёмной фигуры, изменение количества модулей. Презентация: «Символы года по восточному календарю». Ребусы.

Практика. Складывание модулей и изготовление объёмных фигур: символ года. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 5. Цветы и фрукты

Тема 5.1. Изготовление фруктов

Теория. Повторение видов соединения модулей, приемов сборки объёмной фигуры, изменение количества модулей. Работа по инструкционным картам. Беседа: «О пользе фруктов». Загадки «Овощи и фрукты».

Практика. Складывание треугольных модулей и изготовление фруктов (вишенки, клубника, ананас, апельсин — по выбору).

Тема 5.1. Изготовление цветов

Теория. Повторение видов соединения модулей, приемов сборки объёмной фигуры, изменение количества модулей. Работа по инструкционным картам. Загадки о цветах. Легенды о цветах (нарцисс, волшебный цветок папоротника).

Практика. Складывание треугольных модулей и изготовление цветов (по выбору) – примула, космея и др.

Тема 5.3. Композиция «Ромашки в вазе».

Теория. Композиции на основе базовых форм. Работа по инструкционным картам. Игры «Я садовником родился», «Собери цветы в корзинку». Беседа: «История празднования дня 8 Марта».

Практика. Складывание треугольных модулей и изготовление композиции. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 6. Пасха Красная

Тема 6.1. Изготовление цыплёнка

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Работа по инструкционным картам. Загадки о домашних животных.

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: цыплёнок.

Тема 6.2. Изготовление пасхальной курочки

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Работа по инструкционным картам. Беседа: «Что вы знаете о Пасхе?», видео «10 фактов о Пасхе».

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: пасхальная курочка.

Тема 6.3. Изготовление пасхального яйца

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Беседа по теме. Работа по инструкционным картам. Презентация «Пасхальные яйца».

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: малое яйцо.

Тема 6.4. Изготовление пасхальных сувениров

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение).           Презентация «Праздник Пасхи». Работа по инструкционным картам.

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: пасхальные сувениры – корзиночка, подвески. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 7. Герои мультфильмов

Тема 7.1. Выбор модели. Складывание модулей

Теория. Эскиз. Цветовой круг и правила сочетание цветов. Викторина «А знаете ли вы мультфильмы».

Практика. Выбор модели, эскизная проработка. Подбор бумаги. Складывание треугольных модулей.

Тема 7.2. Поэтапная сборка модели

Теория. Замкнутая форма – цилиндр. Закрытие ряда. Неполный ряд.

Практика. Изготовление поделок по собственному замыслу в соответствии с разработанным эскизом, проработка деталей, оформление готового изделия.

Тема 7.3. Итоговое занятие

Теория. Экспозиция

Практика. Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир оригами»: создание экспозиции, изготовление подарков для родителей, подготовка экскурсоводов. Фотографирование лучших работ. Составление презентации лучших работ сделанных в технике оригами. Проведение итоговой выставки. Коллективное обсуждение итогов года. Промежуточная аттестация: Анализ детских проектных работ. Анализ итогов выставки.

Учебный план 2 года обучения

Название раздела,  темыКоличество часов из нихФормы контроля
всеготеорияпрактика
1Мир оригами642 
1.1 Вводное занятие. Правила поведения. Техника безопасности. Инструктаж33 беседа  
1.2Условные обозначения в оригами. Терминология. Сборка тюльпана312диктант
2Игрушки своими руками45837 
2.1Оригами игрушки1239проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
2.2Оригами транспорт1239
2.3Оригами праздник21219выставка конкурс
3Модульные картины54846 
3.1Картина в технике модульного оригами «Снежинка»15312проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
3.2Картина в технике модульного оригами «Снеговик»18315
3.3Картина в технике модульного оригами «Символ Года»21219выставка конкурс
4Цветы в вазах  39732 
4.1Разновидности модулей в оригами312проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
4.2Изготовление цветов в технике оригами927
4.3Изготовление вазы в технике оригами12210
4.4Композиция «Подарок для мамы»15213конкурс
5Пасхальный перезвон30624 
5.1Изготовление цыплят927проверочные вопросы, просмотр и оценка работ
5.2Изготовление пасхальных яиц12210
5.3Изготовление пасхального кулича927выставка конкурс
6Забавные поделки42240 
6.1Выбор модели. Эскиз624самостоятельная творческая работа, выставка работ
6.2Складывание модулей1818
6.3Поэтапная сборка поделки1212
6.4Итоговые занятия66тест выставка
  ИТОГО  21635181   

Содержание учебного плана 2 года обучения

Раздел 1. Мир оригами

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила поведения. Техника безопасности. Инструктаж

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности.

Практика. Просмотр лучших работ из фонда объединения. Повторение пройденного материала. Базовые формы оригами. Складывание модулей.

Тема 1.2. Условные обозначения в оригами. Терминология. Сборка тюльпана

Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, условные обозначения, терминология. Повторение геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, угол в 90 и 45 градусов, сторона, треугольник и т.д. Повторение терминов, принятых в оригами. Понятие «грань». Знаки и обозначения первого японского оригамиста Акира Иошизова. Модули в оригами. Повторение терминов в оригами из 1-го года обучения.

Практика. Терминологиче­ский диктант. Складывание модулей и сборка тюльпана.

Раздел 2. Игрушки своими руками

Тема 2.1. Оригами игрушки

Теория. Деловая игра «Планирование работы объединения на учебный год». Знакомство с календарем конкурсных мероприятий. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практика. Изготовление оригами: Пианино. Домик. Кошелек.

Тема 2.2. Оригами транспорт

Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Воздушный змей». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Беседа «Виды транспорта».

Практика. Изготовление оригами: самолеты, вертолёты, ракеты, лодки, корабли.

Тема 2.3. Оригами праздник

Теория. Подарки к празднику. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Базовая форма «Двойной квадрат».

Практика. Подарки к празднику День матери. Изготовление сердечек. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 3. Модульные картины

Тема 3.1 Картина в технике модульного оригами «Снежинка»

Теория. Разметка листа А4 1/32.Основные приёмы складывания базовой детали. Виды соединения модулей для изготовления картин в технике модульного оригами, приемы сборки. Работа по схеме. Требования к работе.

Практика. Подготовка бумаги.Складывание модулей и сборка картины.

Тема 3.2 Картина в технике модульного оригами «Снеговик»

Теория. Работа по схеме. Приёмы сборки односторонней картины. Требования к работе. Оформление.

Практика. Складывание модулей и сборка картины.

Тема 3.3 Картина в технике модульного оригами «Символ года»

Теория. Работа по схеме. Приёмы сборки двусторонней картины. Требования к работе.

Практика. Складывание модулей и сборка картины. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 4. Цветы в вазах

Тема 4.1 Разновидности модулей оригами

Теория. Знакомство с видами модулей модульного оригами. Презентация.

Практика.  Складывание разных видов модулей.

Тема 4.2 Изготовление цветов в технике оригами

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Загадки о цветах.

Практика. Выбор модели, эскизная проработка. Подбор бумаги. Складывание модулей. Поэтапная сборка модели.

Тема 4.3 Изготовление вазы в технике оригами

Теория. Варианты изготовления ваз. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Легенды о цветах (лотос, колокольчики).

Практика. Выбор модели, эскизная проработка. Подбор бумаги. Складывание модулей. Поэтапная сборка модели.

Тема 4.4 Композиция «Подарок для мамы»

Теория. Беседа по теме “История    празднования дня 8 Марта”.

Практика. Изготовление цветов – тюльпаны, хризантемы, ромашки и вазы для цветов. Оформление готовой работы. Фотографирование лучших работ.

Раздел 5. Пасхальный перезвон

Тема 5.1 Изготовление цыплят

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Работа по инструкционным картам. Беседа по теме.

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: цыплёнок.

Тема 5.2 Изготовление пасхальных яиц

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Беседа по теме. Работа по инструкционным картам.

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: яйцо на подставке.

Тема 5.3 Изготовление пасхального кулича

Теория. Виды соединения модулей, приемы сборки объёмной фигуры (повторение). Работа по инструкционным картам.

Практика. Складывание треугольных модулей и сборка объёмного изделия в технике модульного оригами: пасхальные куличи. Подготовка работ к участию в конкурсе. Фотографирование лучших работ.

Раздел 6. Забавные поделки

Тема 6.1. Выбор модели.

Теория. Эскиз. Цветовой круг и правила сочетание цветов. Оригами в Интернете.

Практика. Выбор модели, эскизная проработка. Подбор бумаги.

Тема 6.2 Складывание модулей

Практика. Складывание треугольных модулей для выбранной модели.

Тема 6.3 Поэтапная сборка поделки

Практика. Изготовление изделий в технике оригами по выбору (Зайчик, Радужный лебедь, Жар-птица, Дракон, Слон, Павлин и др.) в соответствии с разработанным эскизом, проработка деталей, оформление готового изделия.

Тема 6.4 Итоговые занятия

Практика. Подготовка к отчетной выставке «Увлекательный мир оригами»: создание экспозиции, изготовление подарков для родителей, подготовка экскурсоводов. Составление презентации лучших работ сделанных в технике оригами. Проведение итоговой выставки.

Коллективное обсуждение итогов года. Итоговая аттестация обучающихся.

Итоговая диагностика. Анализ детских творческих работ. Анализ итогов выставки.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к мировым культурным ценностям.

Личностные результаты:

У обучающегося будут развиты следующие личностные качества:

• осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях;

  • аккуратность, организованность, целеустремленность, усидчивость, самостоятельность и инициативность, овладение навыками культуры труда;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;
  • умение работать в группе, команде;
  • интерес к творческому познанию;

• повышение уровня учебной мотивации, самоуважения и самооценки;

  • развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей, мелкой моторики рук, глазомера.

Метапредметные результаты:

• осознание себя членом коллектива творческого объединения «Модульное оригами», а также МБУ ДО ДЮЦ;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты:

В результате освоения программы первого года обучения обучающиеся

будут знать:

  • что такое оригами;
  • некоторые факты из истории искусства оригами;
  • условные обозначения оригами;
  •  различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание;
  •  основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;
  •  базовые формы оригами: квадрат, треугольный модуль;
  • правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).

будут уметь:

  • пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • читать и зарисовывать элементарные схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
  •  анализировать образец;
  •  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.

В результате освоения программы второго года обучения обучающиеся

будут знать:

  • базовые формы оригами: конверт, дом, воздушный змей, дверь;
  • название, приемы соединения модулей;
  • основные правила организации рабочего места.

будут уметь:

  • читать и зарисовывать сложные схемы изделий;
  •  создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами;
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • создавать композиции из готовых поделок оригами;
  • анализировать свою работу;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.


РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимы:

1. Учебный кабинет: просторное, светлое помещение, удовлетворяющее санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 8 – 10 человек.

2. Оборудование и ТСО: парты или столы, стулья, соответствующие возрасту обучающегося в соответствии СанПиН, школьная доска, шкафы для хранения материалов, компьютер с выходом в Интернет и необходимым компьютерным программным обеспечением, принтер, ксерокс, мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска; цифровой фотоаппарат; флеш-карты; сувенирная продукция для награждения лучших участников выставки.

3. Для реализации программы необходимы следующие материалы:

1) Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной, ватман.

2) Бумага разного формата: А3, А4, А5.

3) Материалы для творчества детей: пластилин, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

4. Для занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности:

1) линейки, треугольники;

2) простые карандаши, ластики;

3) кисточки для клея;

4) ножницы небольшие с острыми концами для вырезания деталей, а также с длинными лезвиями;

5) зубочистки для фиксации мелких деталей при склеивании.

5. Для реализации программы необходимы канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага офисная; клей; степлеры, файлы, папки.

Перечень расходных материалов для реализации

дополнительной общеразвивающей программы «Модульное оригами»

в расчете на одного обучающегося

            Наименование расходного материалаКоличество 
1.Бумага писчая, А40,5 пачки 
2.Бумага цветная для оригами, 100 листов3 пачки 
3.Линейка1 шт. 
4.Ножницы1 шт. 
5.Карандаш простой4 шт. 
6.Ластик2 шт. 
7.Клей-карандаш2 шт.
8.Клей ПВА2 шт.
9.Картон цветной2 упаковки
10.Клеевой пистолет (горячий клей)1
11.Стержни для клеевого пистолета5
12.Зубочистки1 пачка
13.Бумага для акварели1 пачка

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Наглядные пособия:

–   схемы (базовые формы оригами, модули оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

–   иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы и др.).

Аудио- , видеоматериалы:  

–   классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

–   музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

–   детские музыкальные произведения (песни);

–   учебный видеофильм «Искусство оригами»; видеофильм «10 фактов о Пасхе»;

–   медиапрезентации «Волшебное искусство оригами», «Виды оригами», «Интересные факты о черепахах», «Легенды о бабочках», «Дальневосточный морской заповедник»,        «Чудо снежинка»,  «История снеговика», «Факты о Новом Годе», «Новогодние загадки», «Символы года по восточному календарю», «Цветы из бумаги», «Пасхальные яйца», «Оригами игрушки», «Оригами: мир птиц и животных», «Модульное оригами, бумажные поделки из модулей оригами», и др.

Интернет — источники информации по разделам программы:

Животные, птицы, насекомые https://origamka.ru/modulnoe-origami/krylja-lapy-i-hvosty/

Картины из модулей http://masterrukodelia.ru/modulnoe-origami-urok-8/

Картины из модулей http://www.origami-do.ru/729-kartina-iz-moduley-shema-sborki.html

Конкурсы — образовательный портал «Учебно-методический кабинет» http://ped-kopilka/ru,

                   — сайт Академии развития творчества «Арт-талант» www.art-talant.org

Модульное оригами https://www.stranamam.ru/post/7644260/

Пасхальное яйцо https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-aleksandrovna-karaeva/master-klas-pashalnoe-jaico-romashkovoe-pole-v-tehnike-modulnoe-origami.html

Список книг по оригами  http://jorigami.narod.ru/Ori_book_shelfs/Jorigami_book_shelfs.htm

Сайт Московского центра оригами www.origami.ru

Сайт Омского центра оригами http://sch139.5ballov.ru/origami/

Сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами» http://oriart.ru/

Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru/

Сайт «Мастер-классы» http://masterclassy.ru/

Цветы http://origami-modul.ru/origamimodul/flowers/

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196).

4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28).

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога

  1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. М., Амрита, 2017
    1. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймет. М., Амрита, 2017
    1. Амонашвили Ш.А. Истина школы.  М.: Свет, 2017
    1. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина.  СПб.: Литера, 2003
    1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами.  М.: Аким, 1999 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб.: Кристалл, 2002
    1.  Белим С.Н. Геометрия листа бумаги.  М.: Издательство ОмГУ, 1997
    1. Богатова И.В. Оригами.  М.: Мартин-пресс, 2015
    1. Валюх О., Валюх А. Модульное оригами: Веселые объемные фигурки. М.: Клуб семейного досуга, 2013
    1.  Гончар В.В. Модульное оригами. М.: Айрис-пресс, 2015
    1. Дорогов Ю. И., Дорогова Е. Ю. Оригами: самые необычные игрушки и поделки.  Ярославль: Академия развития, 2010
    1. Зайцева А. Модульные оригами: забавные объемные фигурки.  М.: Эксмо, 2018
    1. Карлесси М.А. Модульное оригами: Веселые объемные фигурки. СПб.: Клуб семейного досуга, 2014
    1. Коротеев И.А. Оригами — полная иллюстрированная энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2011
    1. Макарова Н.Р. Тайна бумажного листа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: «Мозаика-синтез», 1998
    1. Соколова С.В. Игрушки – оригамушки.  СПб.: Химия, отд., 2017
    1. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.  М.: Аст – Пресс, 2015

для учащихся

  Книги

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. От простых фигурок до сложных форм. 337 моделей оригами. М.: Оникс, 2008
  2. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М, 1999
  3. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди.  М.: Мой мир, 2008
  4. Зайцева А. Модульные оригами: забавные объемные фигурки. М.: Эксмо, 2018
  5. Карлесси М.А. Модульное оригами: Веселые объемные фигурки. М.: Клуб семейного досуга, 2014
  6. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами.  М.: Айрис-пресс, 2009
  7. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие / Е.Ф.Черенкова.  СПб.: Дом XXI век, Рипол Классик, 2007
  8. Чернов В.П. Оригами для детей и взрослых.  М.: АЙРИС-Пресс, 1996
  9. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Мир бумаги. Цветы.  Южный регион, 2006

Интернет-ресурсы:

http://www.mirknig.com/  — большая детская энциклопедия для детей.

www.origami.ru  — сайт для всех, кто интересуется оригами

Сайт «Книжный сайт» http://jorigami.narod.ru/Ori_book_shelfs/Jorigami_book_shelfs.htm

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу «Модульное оригами» может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, постоянно повышающий уровень профессионального мастерства, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности в области художественного образования младших школьников и владеющий техникой оригами.

Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности учащихся.

Реализация программы «Модульное оригами» предусматривает входной, текущий, промежуточный контроль и итоговую аттестацию (см. Приложение 3).

В начале учебных занятий педагогом проводится входной контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме викторины «Что я знаю об оригами» (см. Приложение 6). Кроме того, входная диагностикавключает в себя:

наличие и качество навыка элементарного складывания бумаги;

наличие и качество навыка разрезания бумаги;

наличие и качество навыка изобразительного искусства (рисование);

определение уровня способностей (творческих);

наличие и качество элементарного пространственного воображения.

В течение всего курса обучения осуществляется текущий контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся. Это позволяет выявить затруднения учащихся и оперативно изменить ход учебно-воспитательного процесса. Оценивание обучающихся на занятиях носит словесный характер. Педагог оценивает любое продвижение ребёнка. В конце занятия отмечается активность детей. При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и своевременность выполнения работы, осуществление самоконтроля. Кроме наблюдения текущий контроль включает следующие формы: беседа в форме «вопрос – ответ», творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, защита творческих работ, проектов, конкурс.

В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится:

промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) для групп первого года обучения в форме итоговой выставки достижений учащихся;

итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь период обучения по программе) для групп второго года обучения в форме итоговой выставки достижений учащихся «Увлекательный мир оригами».

За промежуточную аттестацию принимаются результаты участия обучающегося в конкурсах, викторинах, фестивалях, конференциях, выставках, соревнованиях, иных мероприятиях.

Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года, и формой фиксации результатов детской деятельности являются диагностические карты«Оценка результатов освоения программы (см. Приложение).

Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии.

Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение:

— активность участия во всех проводимых ДЮЦ мероприятиях;

— самоконтроль и уверенность в поведении и деятельности;

— привлечение к занятиям других детей;

— умение позитивно взаимодействовать в паре, группе, команде;

— участие в социально-значимых мероприятиях и акциях;

— вежливость, доброжелательность, бесконфликтность поведения.

Обучающимся, успешно освоившим дополнительную общеразвивающую программу, выдается свидетельство, могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.

Критерии оценивания знаний обучающихся во время итоговых занятий по окончании 1-го года обучения

  Оцениваемые показатели  Критерии оценки
Высокий уровень знанийСредний уровень знанийНизкий уровень знаний
Знание техники безопасности при работе с бумагой, режущим инструментом и клеящим веществомОбучающийся отлично знает правила ТБ. Уверенно пользуется различными инструментами и самостоятельно их применяет.Обучающийся в основном формулирует правила ТБ. Работает с инструментами под контролем педагога.Обучающийся неуверенно формулирует правила ТБ. При их использовании требуется помощь педагога.  
2. Теоретические знания 2.1. Знание основных приемов и способов работы в технике модульного оригами 2.2. Знание способов оформления творческих работОбучающийся отлично знает основные приемы и способы работы, может объяснить порядок и приемы работы. Обучающийся отлично знает основные способы оформления изделий.Обучающийся хорошо знает основные приемы и способы работы, объясняет их с помощью педагога Обучающийся хорошо знает основные способы оформления изделий, но не всегда может их различить.Обучающийся слабо знает основные приемы и способы работы, не может их вербализовать. Обучающийся слабо знает основные способы оформления изделий.
3. Практические навыки             3.1. Умение использовать в работе различные материалы с учетом их свойств 3.2. Умение складывать базовые формы, модули 3.3 Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения и по образцуОбучающийся владеет разными приёмами, грамотно и самостоятельно выполняет работу. Обучающийся очень хорошо умеет складывать базовые формы, модули. Обучающийся быстро осваивает работу по образцу, не применяя помощи.



Обучающийся качественно выполняет работу под контролем педагога. Обучающийся хорошо умеет складывать базовые формы, модули. Обучающийся осваивает работу по образцу с минимальной помощью со стороны педагога.Обучающийся выполняет задание с помощью педагога. Обучающийся недостаточно хорошо умеет, складывать базовые формы, модули, на выполнение задания ему требуется больше отведенного времени. Обучающийся осваивает работу по образцу только с помощью.
4. Проявление фантазии и творчества в работеРаботы отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Обучающийся творчески выполняет работу, самостоятельно подбирая материал, внося усложнения в задание, добивается оригинальности и художественной ценности работы.Работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы. Обучающийся вносит творческие изменения по подсказке педагога.

Работы выполнены на недостаточном уровне. Отсутствует фантазия в творческой работе. Стремления к творчеству не проявляет.
5.  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков 5.1. умение  организовать свое рабочее место
5.2. умение рационально использовать материалы
5.3. аккуратность выполнения работы
Обучающийся очень хорошо организует своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы. Работы выполнены точно и аккуратно.Обучающийся хорошо организует своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы. Работы выполнены менее аккуратно.Обучающийся недостаточно хорошо организует своё рабочее место, нерационально использует необходимые материалы. Работы выполнены недостаточно аккуратно.

Критерии оценивания знаний обучающихся во время итоговых занятий по окончании 2-го года обучения

Оцениваемые показатели    Критерии оценки
Высокий уровень знанийСредний уровень знанийНизкий уровень знаний
Знание техники безопасности при работе с бумагой, режущим инструментом и клеящим веществомОбучающийся отлично знает правила ТБ. Уверенно пользуется различными инструментами и самостоятельно их применяет.Обучающийся в основном формулирует правила ТБ. Работает с инструментами под контролем педагога.Обучающийся неуверенно формулирует правила ТБ. При их использовании требуется помощь педагога.
Теоретические     знания Знание традиционных и современных способов использования оригами в дизайнеЗнание базовых форм и приёмов соединения модулей Обучающийся отлично знает традиционные и современные способы использования оригами в дизайне, свободно использует их в работе. Обучающийся отлично знает приемы работы в технике модульного оригами.  Обучающийся хорошо знает традиционные и современные способы использования оригами в дизайне, использует их в работе. Обучающийся хорошо знает приемы работы в технике модульного оригами.Обучающийся слабо знает традиционные и современные способы использования оригами в дизайне, использует их в работе по подсказке педагога. Обучающийся слабо знает приемы работы в технике модульного оригами.
3. Практические навыки 3.1. Умение складывать базовые формы, модули 3.2. Умение читать и зарисовывать схемы изделий
3.3. Умение создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами 3.4. Умение использовать различные приёмы и способы работы для создания авторских открыток, панно и подарков
Обучающийся очень хорошо умеет, складывать базовые формы, модули; свободно работает по схемам, уверенно владеет приёмами и способами работы. Обучающийся очень хорошо умеет использовать различные приёмы и способы работы с бумагой для создания авторских открыток, панно и подарков; в работе проявляет самостоятельность, творческую фантазию.Обучающийся хорошо умеет, складывать базовые формы, модули; работает по схемам под контролем педагога. Обучающийся хорошо умеет использовать различные приёмы и способы работы с бумагой для создания авторских открыток, панно и подарков; в работе проявляет самостоятельность.Обучающийся недостаточно хорошо умеет, складывать базовые формы, модули; при работе по схемам требуется помощь педагога. Обучающийся недостаточно хорошо использует различные техники работы с бумагой для создания авторских открыток, панно и подарков в работе не проявляет самостоятельность.  
Проявление фантазии          и творчества       в работеРаботы отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Обучающийся творчески выполняет работу, самостоятельно подбирая материал, внося усложнения в задание, добивается оригинальности и художественной ценности работы.Работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы. Обучающийся вносит творческие изменения по подсказке педагога.Работы выполнены на недостаточном уровне. Отсутствует фантазия в творческой работе. Стремления к творчеству не проявляет.
5.  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков 5.1. умение  организовать свое рабочее место
5.2. умение рационально использовать необходимые материалы
5.3. аккуратность выполнения работы
Обучающийся очень хорошо организует своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы. Работы выполнены точно и аккуратно.Обучающийся хорошо организует своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы. Работы выполнены менее аккуратно.Обучающийся недостаточно хорошо организует своё рабочее место, нерационально использует необходимые материалы. Работы выполнены недостаточно аккуратно.

Критерии оценки результата воспитания (в основе лежат воспитательные задачи и личностные результаты):

  проявляет/не проявляетинтерес    к    истории, традициям    МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка;усидчивость, терпение, ответственность дисциплинированность, самоорганизованность;активность и дружелюбие, взаимопомощь в коллективе уважительное отношение при общении с педагогом, с одногруппниками;общительность, стремление помочь, отзывчивость;
активен/пассивенв   учебной   деятельности, в   деятельности   коллектива, в процессе подготовки к культурно-образовательным массовым мероприятиям;  
конструктивно/ неконструктивновзаимодействует с другими членами коллектива и взрослыми;  
понимает/не понимаетнеобходимость доброжелательного положительного отношения к окружающим, ко всему живому;  
соблюдает/не соблюдаетправила поведения в различных ситуациях образовательного процесса и в процессе публичных выступлений;  

2.3 Методические материалы

Модульное оригами – увлекательная бумажная технология: в ней складывают объёмные композиции из своеобразного конструктора – разноцветных базовых модулей. Чтобы научить, обучающихся собирать фигурки, надо начать с самой простой модели, постепенно усложняя способы соединения модулей, что позволяет придать фигуркам ту или иную форму (Анна Зайцева «Модульное оригами.)

Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учётом общедидактических принципов, а также личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, авторских персонажей. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • словесные (устное изложение, беседа, сравнение и т.д.);
  • наглядный (показ видео — и мультимедийных материалов, иллюстраций, образцов изделий, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • игровой — создание воображаемой ситуации, создание определенного образа;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Воспитательный компонент

 Воспитание является неотъемлемым аспектом образовательной деятельности, логично «встроенной» в содержание учебного процесса и может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня программы, тематики занятий, этапа обучения. На вводном занятии (или на начальном этапе обучения) очень важно познакомить обучающихся с историей и традициями Детско – юношеского центра, познакомить с педагогом и друг с другом. Важно договориться о правилах поведения в учреждении, в учебном кабинете.

В процессе обучения по программе приоритетным является стимулирование интереса к занятиям, воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию, используемых на занятиях. В процессе обучения педагог особое внимание обращает на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры поведения в различных образовательных ситуациях на занятиях, культуры публичного выступления, культуры общения в детско-взрослом коллективе, внимательного отношения к окружающим, взаимоуважении, стремлении к взаимопомощи, работоспособности, аккуратности, самодисциплины. Важным компонентом программы, способствующим развитию культурного уровня обучающихся, является участие обучающихся в различных мероприятиях (тематические праздники, проекты, концерты, учебно-познавательные экскурсии, мастер-классы) объединения, ДЮЦ и района. В целях качественной подготовки обучающихся предусмотрено участие в дистанционных конкурсных мероприятиях, а также в мероприятиях учреждения, района, края в соответствии с планом.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка творческих работ. Надо помнить, что критическое замечание лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки – выставка творческих работ. Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности (ум)Рассказ, объяснение, беседа, анализ ситуаций.
 Методы организации жизнедеятельности и поведения обучающихся (воля)Поручение, упражнение, приучение, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций,
 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (чувства)Соревнование, поощрение, метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие.
 Методы контроля и самоконтроля в воспитании  Педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности обучающихся, создание контрольных ситуаций
Методы самовоспитанияРефлексия, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

Технологии воспитательной работы:

 Гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили. Целевыми ориентациями являются: — способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; — развитие и становление познавательных сил ребенка; — идеал воспитания – самовоспитание.

При реализации программы используются такие педагогические технологии:

проектная деятельность (предполагается реализация учебных проектов).

ИКТ (Поиск детьми информации в интернете для выполнения проекта. Формирование электронного альбома лучших работ объединения. Размещение на сайтах фотографий лучших работ. Поиск, сбор и систематизация текстовой информации и изображений с использованием Интернет. Создание каталогов изделий оригами в виде компьютерной презентации в программе Microsoft PowerPoint; Создание текстовых документов на компьютере в программе Microsoft Word. Презентация результатов работы, личных достижений на сайтах).

игровые технологии (Игра «Снежный ком» — знакомство друг с другом. Дидактические игры. Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Конкурс-игра «Состязание оригамистов» и др.)

здоровьесберегающие технологии (создание обстановки доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха; соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой, ножницами, канцелярским ножом, клеем; динамические паузы, физкультминутки, дыхательная гимнастика, упражнения для эмоциональной разрядки и другие.)

Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.

Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

Методические материалы для педагога

1. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки и др.; комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего школьного возраста); схемы оригами.

2. Организационно-методические материалы: календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; положения, письма, приказы организаторов конкурсов и конференций разных уровней по профилю объединения.

3. Диагностический инструментарий: комплект диагностических материалов по проведению итоговой диагностики: показатели и критерии оценки детских творческих работ, показатели и критерии анализа итогов отчетной выставки; анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий творческой мастерской», индивидуальные карточки учета результатов.

Дидактические материалы:
Инструкционные карты сборки изделий по темам программы.

Подборка дидактических материалов в виде статей из журналов и книг об оригами, подборки наглядно-иллюстрационного материала, фото- и видео материалы.

Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Стенды (правила техники безопасности; наши достижения и др.).

Демонстрационные работы и образцы.

Игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена» и др.

Викторины, ребусы, загадки, шарады, кроссворды.

Формы организации учебного занятия

Основная форма учебного процесса – это занятия, которые включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть может быть представлена в виде демонстрации приёмов работы педагогом, объяснения материала, показа наглядных пособий и образцов изделий, презентаций, бесед по искусству, групповых и индивидуальных консультаций для учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы, изготовления изделий, а также игр, экскурсий, выставок, мастер-классов.

Реализация программы «Модульное оригами» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

− занятия по изучению нового материала (объяснения, демонстрация и практическое выполнение работы.);

− занятия по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков

(повторение, обобщение и т.д.);

− практические занятия на самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельная работа, мастер-класс и т.д.);

− комбинированные занятия;

− открытые занятия (в том числе итоговые).

Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

    Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. 

В процессе освоения программы применяются три вида заданий:

1) тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе освоения технологии.

2) частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование изделия;

3) творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую учащийся должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ воплощения образа.

Алгоритм учебного занятия

На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (насекомые, фрукты, овощи, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).

Почти все занятия строятся по одному плану.

  • Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
    инструменты и материалы, лежащие на парте).
  • Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
    безопасности.
  •  Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки)
  • повторение правил техники безопасности.
  • Практическая часть:
  • показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте — в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • Подведение итогов:

— анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Отсутствие обязательных «заданий на дом» не означает их полного отсутствия. Детям предлагается дома, в качестве тренировки, сложить по памяти модели оригами, которые складывались на занятии, самостоятельно поработать по рекомендованным для «домашнего изучения» книгам, создать, по желанию, творческую работу на определенную тему или подумать над тем, как можно «усовершенствовать или украсить» изделие, изготовленное на занятии. Этот педагогический приём в полной мере поможет выделить из основной (подавляющей) группы детей, которые «это» делать не будут, тех ребят, у которых изначально развито огромное чувство ответственности, трудолюбие, и качества, присущие одарённым людям.

Для занятий по оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в котором можно играть. На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать окружающий мир, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами литературы и русского фольклора. Поэтому образовательный процесс в объединении организуется как длительная познавательная игра.

 Одной из форм работы по программе является проектная деятельность, которая предоставляет обучающимся творческую свободу, право выбора объекта проектирования и техник его воплощения.

Изучение содержания программы осуществляется в разнообразных формах:

коллективных (организация и проведение досуговых мероприятий, выезды на экскурсии, ролевые игры по планированию деятельности, обсуждение итогов года и др.),

групповых (самостоятельная работа по заданию педагога),

индивидуальных (выполнение практических заданий, подготовка к конкурсным мероприятиям).

Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Выставочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса. Выставки могут быть:

постоянные — проводятся в помещении, где работают дети;

однодневные — проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов;

тематические — по итогам изучения разделов, выполнения проектов. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности.

персональные – выставки отдельных, наиболее успешных учащихся;

итоговые – в конце учебного года проводится выставка практических работ учащихся «Увлекательный мир оригами».

Работа с родителями

Работа с родителями на протяжении учебного года включает в себя: индивидуальные и коллективные консультации; родительские собрания; открытое занятие для родителей; анкета для родителей «Опрос родительского мнения о качестве образовательных услуг и степени удовлетворенности образовательным процессом в объединении»; привлечение родителей к участию в жизни коллектива (участие в подготовке выставок, экскурсиях и т.п.),

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней72108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021- 31.12.20211.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие11.01.2022- 31.05.202211.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет7-157-15
Продолжительность занятия, час22
Режим занятия2 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час144216

2.5 Календарный план воспитательной работы

Название мероприятия  УровеньСроки
 День открытых Дверей  ДЮЦавгуст
 Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»;  — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»;  — «Правила поведения на дорогах»ТОсентябрь
 Беседы, экскурсии:  «Безопасный путь домой»  ТОсентябрь
 День района  районныйсентябрь
 Конкурс работ «Моя Родина – Приморье», посвященный образованию Приморского краярайонныйсентябрь — октябрь
 Беседа: «Полезны ли полезные привычки?»  ТОоктябрь
 Конкурс-игра по английскому языку «Лев» для 1 — 4 классовмеждународныйоктябрь
 Спортивно-игровая программа: «УРА! Каникулы!»  ТОноябрь
 Акция, посвященная Международному Дню отказа от куренияТОноябрь
 Акция «Внимание, дорога!»  ДЮЦноябрь
 конкурс творческих работ «Земля талантов» среди обучающихся образовательных организацийрайонныйноябрь — декабрь
 Изготовление подарков ко Дню Матери  ТОноябрь
 осенняя онлайн-олимпиада по английскому языку  всероссийскийноябрь
 «Всемирный день ребёнка»  ТОноябрь
 Классный час «Символы России в наших сердцах»                               ТОдекабрь
 Беседа об истории празднования Нового года; -изучение новогодних песен, стихотворений.                               ТОдекабрь
 Конкурс творческих работ «Символ Нового года»                             ДЮЦдекабрь
 Новогодний утренник  ДЮЦдекабрь
 Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»;  — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»;  — «Правила поведения на дорогах». январь
 «Зимние забавы»  ТОянварь
 Мероприятие по культуре питания: «Правила этикета за столом»ТОянварь
 конкурс декоративно – прикладного творчества «Радуга Талантов»районныйянварь — февраль
 Беседа: «Есть такая профессия – Родину защищать!»ТОфевраль
 Военно – спортивная игра «Зарница»  ДЮЦфевраль
 зимняя онлайн-олимпиада по английскому языку  всероссийскийфевраль
 конкурс творческих работ, посвященный Дню Землирайонныймарт
 изготовление сувениров для мам, бабушек к 8 Марта                       ТО  март
 конкурс декоративно – прикладного творчества «Радуга Талантов»краевоймарт
 конкурс декоративно – прикладного творчества «Пасхальные мотивы»районныймарт — апрель
 «Дом, где мы живём» (экологический КВН)  ТОмарт
 фестиваль декоративно – прикладного творчества «Твори, выдумывай, дерзай!»межрайонныйапрель
 конкурс — выставка декоративно – прикладного творчества «Город мастеров» Краевого фестиваля талантов «Достань свою звезду»краевойапрель — май
 весенняя онлайн-олимпиада по английскому языку  всероссийскийапрель — май
 экскурсия в музей им.А.А.Фадеева  ТОмай
 Беседа: «Ваши родственники – участники Вов»  ТОмай
 Участие в акциях «Свеча Памяти», «Бессмертный полк»районныймай
 «День Победы» — митинг  районныймай
 Акция «Дорога без опасностей!»  ТОмай
 «Праздник детства» — праздничная программа, посвященная Международному дню защиты детейрайонный  июнь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной при составлении программы

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина; Издание 3-е.  М.: Аким, 1996. 

2. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/

3. Валюх О., Валюх А. Модульное оригами: Веселые объемные фигурки. М.: Клуб семейного досуга, 2013.

4. Зайцева А. Модульные оригами: забавные объемные фигурки.  М.: Эксмо, 2018.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко.  СПб.: КАРО, 2006.

6. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В. Кайгородцева.  Волгоград: Учитель, 2009.

7. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф.Радионовой и к.п.н. М.Р.Катуновой.  СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. 

8. Оценка результатов дополнительного образования детей/ Сост. Н.Ю. Конасова.  Волгоград: Учитель, 2011.

9. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.  М.: Аст – Пресс, 2015

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко.  М.: Народное образование, 1998.

11. Справочник педагога дополнительного образования/ Сост. Л.Б. Малыхина.  Волгоград: Учитель, 2013.