Утверждаю Директор МБУ ДО ДЮЦ ________А.В. Олейник «___» __________20__ г.

«ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

Возраст учащихся: 7–14 лет

Срок реализации: 4 месяца

Калинина Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования

с. Чугуевка

2022 год

Раздел № I.   ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Актуальность программы

      Важными приоритетами государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

         Направленность программы – техническая.

         Уровень освоения программы – стартовый(ознакомительный) — удовлетворение познавательного интереса обучающихся, изучение техники конструирования, приобретение обучающимися умений и навыков по освоению работы с разными материалами при изготовлении технических изделий и конструировании.

         Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает комплексное обучение детей техническому моделированию с элементами художественного конструирования, развитию конструкторских умений и навыков при создании моделей техники, макетов зданий и сооружений, игрушек из бумаги, картона, потолочной плитки, пенопласта, металлического конструктора.  Программа позволит обучающимся реализовать свои базовые технико-технологические знания и умения, а также приобрести опыт творческой и проектной деятельности.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Юный конструктор» построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.

         Предполагается, что в процессе освоения программы учащиеся научатся пользоваться технологическими картами, схемами, чертежами и шаблонами, правильно используя различные инструменты: канцелярский нож, ручной лобзик, циркуль  и др.

         Адресат программы.

         Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 14 лет.

         Младший и средний возраст – важные период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движения. Выполняя различные действия, ребёнок развивает мелкие и точные движения рук.  В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание, а поступать неординарно вызывает желание изготовления собственных изделий, чувство гордости и самовыражения.

          Для ребёнка характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками. Включение в новый коллектив, в новый вид деятельности  предъявляет к нему ряд серьёзных требований

          Подростки активно включаются в творческую деятельность из-за возможностей общения со своими сверстниками, с педагогами в неформальной обстановке внешкольных занятий, из-за возникшего интереса к отдельному виду деятельности и возможности реализации творческого потенциала.

         Проявляя творческую активность, у ребёнка определяется система ценностей человеческого существования, формируется положительная «Я – концепция», которая характеризуется отношением подростка к самому себе и объективностью самооценки.

         Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.

         И ребята охотно демонстрируют свои творческие способности, проявляя нестандартные решения в процессе творчества.

         На обучение принимаются все желающие, без каких – либо испытаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. В течение учебного года могут быть зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование, по результатам которого педагог определяет наличие знаний и компетенций в образовательной области программы.

         Учебные группы создаются от 8 до 10 человек, состав группы – разновозрастной. Наличие в одной группе детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода и использование на занятиях не только групповой, но и микро групповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимного обучения.

При такой организации учебно — воспитательного процесса новый материал всем учащимся даётся на одну тему, предполагающую разного характера задания для определённого возраста и уровня подготовки ребёнка.

          В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

          Сроки реализации программы —  4 месяца.

          Объём программы  – 68 часов.

          Занятия в учебных группах проводятся   два раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с 10 — минутным перерывом;

          При определении режима занятий учтены требования СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

1.2  Цель и задачи программы

          Цель программы:

— приобщение детей к техническому творчеству, формирование системы знаний в области начального технического моделирования и конструирования.

          Задачи программы:

          Воспитательные:

1.Формировать техническое мышление, конструкторские способности, коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность.

2.  Формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности.

3. Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности.

4. Формирование умения правильно называть и различать детали металлического конструктора.

          Развивающие:

1. Содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности учащегося.

2. Развивать основы технического, образного мышления, творческую инициативу, конструкторские способности, навыки самоконтроля.

3. Содействовать развитию воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости.

4. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, усидчивость, творческие способности.

         Обучающие:

1. Обучить приёмам работы с инструментами, умению читать простейшие схемы и чертежи, работать по образцу.

2. Обучить приёмам и технологиям изготовления простейших моделей техники, макетов зданий и сооружений  из различных материалов, металлического конструктора.

1.3  Содержание программы

Учебный план

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации / контроля
Все-гоТео-рияПрак- тика
1Введение в программу20.51.5Викторина «Что мы знаем о бумаге?»
1.1Вводное занятие20.51.5
2Художественное конструирование26719 
2.1Бумага и картон, их свойства и виды211Наблюдение
2.2Парусник413Мини-выставка
2.3Лягушонок211Мини-выставка
2.4Домик в деревне413Мини-выставка
2.5Слоники413Мини-выставка
2.6Паровозик413Мини-выставка
2.7Мой дом615Мини-выставка
3Техническое конструирование из различных материалов183.514.5 
3.1Материалы, инструменты и приспособления20,51,5Наблюдение
3.2Беседка413Самоанализ
3.3Корабль615Самоанализ
3.4Сказочный домик615Мини-выставка
4Техническое конструирование20515 
4.1Металлические конструкторы20,51,5 
4.2Стул20,51,5Фотоотчёт
4.3Самокат, мотороллер20,51,5Фотоотчёт
4.4Мотоцикл, мельница20,51,5Фотоотчёт
4.5Самолёт, тележка багажная20,51,5Фотоотчёт
4.6Качели, велосипед20,51,5Фотоотчёт
4.7Коляска, автомобиль20,51,5Фотоотчёт
4.8Танк, кран20,51,5Фотоотчёт
4.9Экскаватор, кресло20,51,5Фотоотчёт
4.10Истребитель,  штурмовик20,51,5Фотоотчёт
5Итоговое занятие20,51,5Выставка работ, игры
 Итого6816.551.5 

Содержание учебного плана

1. Раздел: Введение в программу

        1.1 Тема: Вводное занятие

        Теория. Знакомство с детьми. Информация о режиме работы объединения, о виде деятельности. Знакомство с программой, образцами моделей предложенных  программой. Инструктаж по техники безопасности,  противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Знакомство с основными санитарно — гигиеническими нормами, инструментами и материалами необходимые для работы, правила их использования. Организация рабочего места.

       Практика. Формирование группы, введение в программу. Викторина  «Что мы знаем о бумаге?»

2. Раздел: Художественное  конструирование

         2.1 Тема: Бумага и картон, их свойства и виды

       Теория. Презентация «История возникновения бумаги». Беседа «В чём отличие бумаги от картона?». Разнообразие бумаги и картона, виды, фактура, свойства.

Чертежные инструменты (линейка, циркуль, карандаш, угольник) и их назначение. Основные материалы при конструировании, применение бумаги в художественном и техническом конструировании. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Инструктаж по технике безопасности.

       Практика. Демонстрация изделий, иллюстраций. Приемы разметки по линейке. Работа с линейкой, циркулем, угольником. Чтение простейших схем, чертежей. Выполнение работ «Моя любимая поделка» на основе геометрических фигур.

         2.2  Тема:  Парусник

       Теория. Видеосюжет «Парусники мира».  Аппликация, её виды. Техника выполнения объёмной аппликации. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения поделки. Линии чертежа: линия сгиба, сплошная линия, линия видимого и невидимого контура. Понятия о плоском и объемном изображениях. Последовательность изготовления парусника из бумаги и картона. Инструктаж по технике безопасности.

       Практика. Изготовление частей парусника  с помощью шаблонов. Сборка аппликации.

        2.3  Тема:  Лягушонок

       Теория:  Художественное слово «Лягушонок Ква». Демонстрация и анализ аппликаций. Цветовая гамма.  Материалы и инструменты, необходимые для изготовления аппликации. Последовательность изготовления поделки. Инструктаж по технике безопасности.

       Практика: Выполнение аппликациипо технологической карте   «Лягушонок Ква»  с использованием шаблонов.

        2.4  Тема: Домик в деревне

       Теория:  Презентация «Деревенский домик».  Анализ аппликации. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления поделки. Этапы выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности.

     Практика: Мастер – класс «Изготовление домика»

       2.5   Тема:  Слоники

      Теория.  Виды  геометрических тел  — шар, цилиндр, конус, куб. пирамида.  Техника изготовления моделей на основе геометрических тел. Правила разметки. Работа с готовым шаблоном. Приемы  соединения деталей между собой:  при помощи клея; «в замок»; «заклёпка». Последовательность изготовления поделки. Инструктаж по технике безопасности.

      Практика: Подбор материала и работа с заготовками. Изготовление деталей на основе развёрток геометрических тел. Мастер-класс по теме «Слоники».

        2.6  Тема: Паровозик

     Теория. Транспорт и его значение в хозяйстве и жизни человека. Основные части паровоза, их название и назначение.  Последовательность изготовления модели. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления.  Инструктаж по технике безопасности.

     Практика. Мастер – класс «Паровозик».Изготовление деталей, сборка модели.

        2.7   Тема: Мой дом

     Теория. Презентация  «Мебель для дома».  Материалы, инструменты, декор мебели. Изучение чертежей, шаблонов мебели. Последовательность изготовления мебели. Инструктаж по технике безопасности.

     Практика. Мастер-класс «Мебель из картона и бумаги»

3. Раздел:  Техническое конструирование из различного материала

        3.1  Тема: Материалы, инструменты и приспособления.

      Теория. Материалы: пенопласт, спички, фольга, мягкая проволока, фанера и т.д., их назначение. Сравнение свойств материалов по внешнему виду, прочности, твердости, гибкости, сопротивляемости при обработке. Способы скрепления разных материалов, соединения деталей,  последовательность изготовления поделок. Применение дополнительных инструментов (кусачки, шило) и работа с ними.  Инструктаж по технике безопасности.

     Практика: Упражнение на определение основных частей  поделок, их назначения, материала из которого они изготовлены. Работа по чертежам, эскизам, техническим рисункам.

        3.2  Тема: Беседка

     Теория. Видеосюжет «Как делают спички».  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления изделия из спичек. Последовательность выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности.

     Практика. Работа по технологической карте  «Изготовление макета беседки».

        3.3  Тема: Корабль

     Теория. Пенопласты, их классификация. Свойства пенопластов. Приёмы работы с пенопластом. Модели кораблей из пенопласта.  Части макета изделия и последовательность его изготовления. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделки. Последовательность выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности.

     Практика. Работа по технологической карте «Изготовление частей корабля». Сборка макета.

       3.4  Тема: Сказочный домик

      Теория. История жилища. Деревянные постройки: избы, терема, колодцы и т.д. Демонстрация  макетов строений из потолочной плитки. Приёмы работы с потолочной плиткой.  Инструменты, используемые при изготовлении макетов из плитки. Последовательность изготовления поделки.  Инструктаж по технике безопасности.

     Практика. Изготовление деталей домика по шаблонам, сборка, оформление макета.

4. Раздел: Техническое конструирование

      4.1  Тема:  Металлические конструкторы

    Теория. Мир конструкторов. Наборы металлических конструкторов. Виды и типы деталей (детали вращения, крепёжные детали) и способы их соединения. Установка подвижных колёс. Правила сборки  моделей из деталей готовых наборов. Инструменты, используемые для выполнения соединения. Инструктаж по технике безопасности.

    Практика.  Сборка простейших узлов, несложных моделей из деталей конструкторов.

       4.2  Тема: Стул

    Теория: Различные виды соединений, крепёжные и  соединительные детали конструктора.  Дорожки длинные и короткие. Последовательность изготовления модели. Инструктаж по технике безопасности.

    Практика. Сборка модели по технологической карте.

       4.3  Тема: Самокат, мотороллер

    Теория: Машины и механизмы. Различие между ними. Классификация транспорта.  Модели и их конструкции. Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

   Практика.  Сборка моделей по технологической карте.

      4.4  Тема: Мотоцикл, мельница

    Теория. Презентация «Мельницы, история, виды».  Модели и их конструкции. Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

   Практика. Сборка моделей по технологической карте.

      4.5  Тема: Самолёт, тележка багажная

    Теория.  Презентация «Аэродромные тележки для багажа: особенности и виды».  Модели и их конструкции. Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

    Практика. Сборка моделей по технологической карте.

        4.6  Тема: Качели, велосипед

    Теория. Модели и их конструкции.  Последовательность изготовления моделей.  Инструктаж по технике безопасности.

   Практика. Сборка моделей по технологической карте.

       4.7  Тема: Коляска, автомобиль

   Теория. Модели и их конструкции. Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

   Практика. Сборка моделей по технологической карте.

       4.8  Тема: Танк, кран

    Теория. Модели и их конструкции. Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

    Практика. Сборка моделей по технологической карте.

       4.9  Тема: Экскаватор, кресло

     Теория.   Модели и их конструкции.  Последовательность изготовления моделей. Инструктаж по технике безопасности.

   Практика. Сборка моделей по технологической карте.

1.4 Планируемые результаты.

       Личностные результаты:

     Обучающийся будет

 — самостоятельно определять и объяснятьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения;

—  уметь работать в коллективе;

—  уважительно относиться к чужому мнению;

—  чувствовать уверенность к себе, верить в свои возможности;

     У обучающегося будет сформировано

— умение организовывать индивидуальную и трудовую деятельность;

— умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

— сформирована готовность  и способность к саморазвитию, мотивация к творческой деятельности, работа на результат.

— сформирован познавательный интерес к дальнейшему изучению конструирования.

      Метапредметные результаты:

   Обучающийся будет знать

основы конструирования;

— способы и условия контроля и оценки процесса и результатов своей деятельности;

— технику безопасности с колюще – режущими инструментами;

  Обучающийся приобретёт

—  умения предлагать приёмы  и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;

—  способность определять и формулировать цель деятельности, выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;

      Предметные результаты:

   Обучающийся будет знать

— название, свойства и назначение инструментов;

— правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

— свойства бумаги, картона и других, используемых в творчестве материалов и правил работы с ними;

— ключевые графические понятия, геометрические фигуры;

— приёмы и технологии изготовления несложных моделей из различных материалов.

— знать детали металлического конструктора;

   Обучающийся будет уметь

— работать с различными инструментами;

— читать простейшие схемы и чертежи;

— выполнять разметку деталей по шаблону, трафарету;

— осуществлять последовательную сборку простейших моделей из отдельных деталей;

— изготавливать модель по готовому образцу;

— организовывать рабочее место, соблюдать порядок на нём во время работы;

— бережно относиться к инструментам и материалам;

— соблюдать правила безопасности труда;

— контролировать правильность выполнения работы;

— работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, схемы, рисунки;

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

     Обучающийся будет владеть

— навыками саморегуляции, выражения своего эмоционального состояния;

— правилами техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе с инструментами;

— правилами разметки и контроля по шаблонам, линейке;

— навыками составления плана и последовательности выполнения работ.

— свойствами и способами обработки различных материалов, правила работы с ними;

— умением разными способами соединять детали конструктора;

— умением анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно собирать его.

РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

        1. Материально-техническое обеспечение:

     Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности труда. Имеется мебель, образцы разных поделок, моделей.

    Для успешной реализации программы имеется материально-техническое обеспечение:

— столы и стулья для работы;

— картон белый и простой, гофрокартон;

— краски акварельные, гуашь;

— кисти малярные и художественные;

— бумага белая и цветная, гофрированная;

— клей ПВА, полимерный «Престиж»;

— простые карандаши;

— наборы «Конструктор»;

— линейки.

       2. Учебно — методическое и информационное обеспечение:

— аудио, видео-, фото-, интернет источники

http://videouroki.net/

http://www.edu.ru/

http:// www.uchportal.ru/

http://infourok.ru

http://kopilka.ru/

http://sdelajrukami.ru

youtube.сom

http://nsportal.ru

http://radugamaster.ru.

http://www.ruk-tvorchestvo.ru.

http://site-tvorchestva.ru.

http://masterica.maxiwebsite.ru/

http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

      В ходе образовательного процесса ведётся постоянный контроль освоения обучающимися навыков и умений, предусмотренных программой.   Это контролируется путем выполнения творческих  практических заданий и самостоятельных работ.

      Отслеживание и фиксация образовательных результатов определяется наличием грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках.

      Основными критериями оценки работ учащихся являются:

— внешний вид изделия;

— соблюдение технологий;

— аккуратность и эстетический вид;

— самостоятельные творческие замыслы.

2.3 Методические материалы

      При реализации программы используются традиционные методы обучения:

         по способу подачи материала:

— словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, викторины, разъяснение, словесная оценка и коррекция);

— наглядный (демонстрация образцов, просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, показ видеоматериала, иллюстраций, образцы изделий, педагогический показ, наблюдения);

— практический (выполнение работ с применением полученных знаний, изготовление образцов и макетов изделий, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, творческие задания);

        по характеру деятельности обучающихся:

— объяснительно-иллюстрационный;

— репродуктивный;

— частично-поисковый;

— изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка  во время занятий и различных видах деятельности,  анализ творческой деятельности обучающегося;

—  проблемный;

—  эвристический;

—  методы развивающего обучения;

—  метод взаимного обучения;

—  метод игрового содержания;

—  проектный;

—  исследовательский.

      В учебном процессе  используются образовательные технологии:

— технологии развивающего обучения: развитие личности и ее способностей, вовлечение учащихся в различные виды деятельности: работа индивидуальная и в парах, коллективная и групповая работа, консультативная работа,  творческая мастерская;

—  технология конструирования и моделирования;

— информационно-коммуникационных технологий;

—  формы  организации  учебного занятия:интегрированная,  комплексная.

      Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер — классы.

      Изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала, постепенного его усложнения и предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить обучающимися, что способствует развитию у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

      Все задания по сложности соответствуют определенному возрасту ребёнка. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

2.4 Календарный учебный график

Продолжительность учебного периода4 месяца
Количество учебных дней2
Возраст детей, лет7-14 лет
Продолжительность одного занятия  (час)2
Режим занятий2 раз в неделю
Учебная нагрузка (час)68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Печатные издания

1.  Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Справочник.- Ташкент: ЦК Компания Узбекистана, 1988

2. Копцев В.П., учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 г.

3. Конышева Н.М., Чудесная мастерская – Изд-во «Ассоциация ХХ! век» — 2003 г.

Электронные ресурсы:

http://stranamasterov.ru/

http://www.liveinternet.ru

http://www.rukodel.tv/

www.vk.com/detskiepodelki