
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы
В связи с возрастающим интересом детей и подростков к танцевальной
культуре, необходимостью полного удовлетворения жизненно необходимой потребности человека – движения, а также учитывая, что движение является важнейшим средством воспитания, возникла актуальность разработки комплексной программы обучения детей с семилетнего возраста.
Направленность программы по хореографии — художественная. По функциональному предназначению – досуговая, учебно-познавательная и общекультурная; по форме организации – групповая, кружковая, общедоступная для самодеятельных коллективов.
Уровни реализации программы:
— стартовый — первоначальное знакомство с хореографическим искусством, формирует интерес к данным видам деятельности;
— базовый — основные методы обучения техникам хореографического творчества;
Отличительной особенностью программы являетсясинтез движения и музыки, формирующий учащихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (мышечную) память; воспитывает художественный вкус.
Хореографическое творчество нацелено на работу с телом и на снятие внутренних зажимов. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся учащимися из танцевального класса в другие сферы их деятельности и жизни в целом.
Адресат программы: обучающиеся 7–18 лет. В группу принимаются дети, желающие заниматься хореографией. Состав группы — переменный. Набор учащихся в творческое объединение свободный, без особых требований к навыку по хореографии.
В работе творческого объединения «Карусель» могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).
Формы обучения по программе — очная, индивидуально — групповая, дистанционная.
«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Объем программы – 324часа
1 год обучения — 108 ч.
2 год обучения — 108 ч.
3 год обучения — 108 ч.
Сроки реализации программы — 3 года
Режим занятий учебных групп:
— 3 раза в неделю по 1 часу.
При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
- Цель и задачи программы
Цель программы: формирование эстетических, культурных и нравственных ценностей учащихся посредством обучения хореографическому творчеству.
Задачи программы:
Воспитательные: — воспитание культуры общения и поведения в коллективе, чувства ответственности, устойчивого интереса к занятиям танцами и спортом (здоровому образу жизни);
Развивающие: — развитие чувства ритма, музыкального слуха, пластики движений; способности к самостоятельной и коллективной деятельности
Обучающие: освоение основных понятий и стилей хореографического творчества; формирование системы знаний, умений и навыков по гимнастике, классическому, современному, народно-сценическому танцам; ознакомление с расширенной терминологией танцевальных направлений.
- Содержание программы
Учебный план первого года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Опрос |
1.2 | Партерный экзерсис | 8 | — | 8 | Контрольное занятие |
1.3 | Азбука музыкального движения | 4 | — | 4 | Текущий контроль |
1.4 | Элементы классического танца | 6 | 1 | 5 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы народно-сценического танца | 26 | 1 | 25 | Контрольное занятие |
1.6 | Элементы современного танца | 20 | 1 | 19 | Контрольное занятие |
1.7 | Работа над репертуаром | 26 | — | 26 | Наблюдение |
2. | Сценическая работа. | ||||
2.1 | Творческая деятельность. | 10 | — | 10 | Контрольное занятие |
2.2 | Музыкально-танцевальные игры. | 3 | — | 3 | Наблюдение |
3. | Воспитательные мероприятия | ||||
3.1 | Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, просмотр видео. | 4 | — | 4 | Опрос |
Итого | 108 | 4 | 104 | Концерт |
Учебный план второго года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Опрос |
1.2 | Партерный экзерсис | 8 | — | 8 | Контрольное занятие |
1.3 | Азбука музыкального движения | 4 | — | 4 | Текущий контроль |
1.4 | Элементы классического танца | 6 | 1 | 5 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы народно-сценического танца | 26 | 1 | 25 | Контрольное занятие |
1.6 | Элементы современного танца | 20 | 1 | 19 | Контрольное занятие |
1.7 | Работа над репертуаром | 26 | — | 26 | Наблюдение |
2. | Сценическая работа. | ||||
2.1 | Творческая деятельность. | 10 | — | 10 | Контрольное занятие |
2.2 | Музыкально-танцевальные игры. | 3 | — | 3 | Наблюдение |
3. | Воспитательные мероприятия | ||||
3.1 | Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, просмотр видео. | 4 | — | 4 | Опрос |
Итого | 108 | 4 | 104 | Концерт |
Учебный план третьего года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Опрос |
1.2 | Партерный экзерсис | 8 | — | 8 | Контрольное занятие |
1.3 | Азбука музыкального движения | 4 | — | 4 | Текущий контроль |
1.4 | Элементы классического танца | 6 | 1 | 5 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы народно-сценического танца | 26 | 1 | 25 | Контрольное занятие |
1.6 | Элементы современного танца | 20 | 1 | 19 | Контрольное занятие |
1.7 | Работа над репертуаром | 26 | — | 26 | Наблюдение |
2. | Сценическая работа. | ||||
2.1 | Творческая деятельность. | 10 | — | 10 | Контрольное занятие |
2.2 | Актерское мастество | 3 | — | 3 | Наблюдение |
3. | Воспитательные мероприятия | ||||
3.1 | Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, просмотр видео. | 4 | — | 4 | Опрос |
Итого | 108 | 4 | 104 | Концерт |
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Раздел: Учебно-тренировочная работа
1.1 Тема: Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Создание дружелюбной атмосферы на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Основные правила безопасности и гигиены. . Цели и задачи программы Понятие танца, темпа, ритма.
1.2 Тема: Партерный экзерсис
Теория. Знакомство с комплексом упражнений, направленных на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Позиции и положение рук, ног
Практика. Упражнения на гибкость суставов, улучшение эластичности мышц и связок. Подготовка к традиционному классическому экзерсису у станка. Развитие пластичности тела. Позиции ног и рук по первой, второй, третьей .
1.3 Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Основные понятия: музыка, темп, такт. Мелодия и движение. Темп (быстрый, медленный, умеренный). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная.
Практика. Движение под музыку и перестроения. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Музыкально-пространственные упражнения. Соотнесение пространственных построений с музыкой.
1.4 Тема: Элементы классического танца
Теория. Выворотность и сила ног, правильная осанка тела. Правило постановки кистей рук, пальцев, локтей, плеч. Специфика танцевального шага и бега.
Практика. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия — держась за станок одной рукой). Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиция рук – подготовительная.
1.5 Тема: Элементы народно-сценического танца
Теория. История. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений. Положения рук в сольном, групповом танце. Элементы русского танца и характерные черты исполнения.
Практика. Композиции русского народного танца на середине зала: положения рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка»; подготовка к началу движения (preparation); переводы ног из позиции в позицию; приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям.
Позиция рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой 4 шага с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходное, свободная третья позиция. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами по шестой позиции.
1.6 Тема: Элементы современного танца
Теория. Особенности современного эстрадного танца. Музыка, стили, костюмы.
Практика. «Экзерсис non-stop»: demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grandplie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Работа корпуса, ног, головы в современном танце. Простейшие поддержки. Композиции из элементов эстрадного танца.
1.7 Тема: Работа над репертуаром.
Теория. Составление учебных схем и хореографических этюдов.
Практика Постановка танца, синхронность, артистичность, техника исполнения.
Итоговое занятие.
Теория. Тест по изученному материалу.
Практика. Показ элементов.
2. Раздел: Сценическое движение
2.1. Тема: Творческая деятельность
Теория. Технические приёмы выполнения элементов.
Практика. Занятия-фантазии. Танцевальные импровизации, хореографические постановки.
2.2. Тема: Музыкально-танцевальные игры
Теория. Выразительность, точность, индивидуальность. Эмоциональный настрой на игру.
Практика. Танцевально-ритмические упражнения «Море волнуется раз…», «Стирка», «Кошки- мышки». Музыкальные игры с мячами, лентами, флажками. Танец «Угадай мелодию».
3. Раздел: Мероприятия воспитательного характера 3.1. Тема: Беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видео
Теория. Понимание хореографического искусства. Воспитание хореографической культуры. Беседы об истории танца, знакомство с лучшими танцевальными коллективами страны.
Практика. Просмотр и обсуждение видео, участие в фестивалях, концертах, конкурсах.
Содержание учебного плана второго года обучения
1.Раздел: Учебно-тренировочная работа
1.1 Тема: Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Создание дружелюбной атмосферы на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Основные правила безопасности и гигиены. Цели и задачи программы Понятие танца, темпа, ритма.
1.2 Тема: Партерный экзерсис
Теория. Знакомство с комплексом упражнений, направленных на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Позиции и положение рук, ног
Практика. Упражнения на гибкость суставов, улучшение эластичности мышц и связок. Подготовка к традиционному классическому экзерсису у станка. Развитие пластичности тела. Позиции ног и рук по первой, второй, третьей .
1.3 Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Музыка, темп, такт. Динамические оттенки в музыке.
Мелодия и движение. Темп (быстрый, медленный, умеренный). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых). Контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная.
Практика. Движение под музыку и перестроения. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Музыкально-пространственные упражнения. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Акцентирование на сильную долю такта в шагах. Чередование сильной, слабой доли такта.
1.4 Тема: Элементы классического танца
Теория. Выворотность и сила ног, правильная осанка тела. Правило постановки кистей рук, пальцев, локтей, плеч. Специфика танцевального шага и бега.
Практика. Обобщение полученные практических навыков и знаний.
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки. Постановка корпуса. Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук.
— «Экзерсис non-stop»: demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grand plie в сочетании с releve
— . Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendujete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendujete с использованием brash
— . Rond de jambe parterre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes
1.5 Тема: Элементы народно-сценического танца
Теория. История. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений. Положения рук в сольном, групповом танце. Элементы русского танца и характерные черты исполнения.
Практика. Композиции народного танца на середине зала: Притопы одинарные. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад. Основной ход. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед. Позиции рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой 4 шага с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходное, свободная третья позиция. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами по шестой позиции.
1.6 Тема: Элементы современного танца
Теория. Особенности современного эстрадного танца. Музыка, стили, костюмы. Современные направления: хип-хоп, хаус, диско, кул-херк,.
Практика. Работа рук, тела, головы корпуса с изменением направлений. Координация движений: шаги (приставной, тройной), волна, позиции рук – flex, позиции ног (параллельные), положения стоп: point. Kick. Упражнения стетч-характера, приставной шаг (steptouch), виноградная лоза (grapevine), V-шаг (V-step). Кросс: комбинации с перемещением, различные способы вращений и прыжков, «кач» как основы пластики хип-хопа.
1.7 Тема: Работа над репертуаром.
Теория. Составление учебных схем и хореографических этюдов.
Практика Постановка танца, синхронность, артистичность, техника исполнения.Отработка движений, синхронности, артистичности. Техника танцевального элемента. Манера исполнения танцевальных элементов. Ритмико-гимнастические упражнения. Комплексные танцевальные упражнения.
Итоговое занятие.
Теория. Тест по изученному материалу.
Практика. Показ элементов.
2. Раздел: Сценическое движение
2.1. Тема: Творческая деятельность
Теория. Технические приёмы выполнения элементов.
Практика. Занятия-фантазии. Танцевальные импровизации, хореографические постановки.
2.2. Тема: Музыкально-танцевальные игры
Теория. Выразительность, точность, индивидуальность. Эмоциональный настрой на игру.
Практика. Танцевально-ритмические упражнения «Море волнуется раз…», «Стирка», «Изобрази животное». Музыкальные игры с мячами, лентами, флажками. Танец «Угадай, кто я».
3. Раздел: Мероприятия воспитательного характера 3.1. Тема: Беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видео
Теория. Понимание жанров хореографического искусства. Воспитание хореографической культуры. Беседы об истории танца, знакомство с лучшими танцевальными коллективами страны.
Практика. Просмотр и обсуждение видео, участие в фестивалях, концертах, конкурсах.
Содержание учебного плана третьего года обучения
1.Раздел: Учебно-тренировочная работа
1.1 Тема: Вводное занятие
Теория. Приветствие. Инструктаж по технике безопасности. Основные правила безопасности и гигиены. Цели и задачи программы. Знакомство с репертуаром планом на новый учебный год.
1.2 Тема: Партерный экзерсис
Теория. Знакомство с комплексом упражнений, направленных на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Позиции и положение рук, ног
Практика. Упражнения на гибкость суставов, улучшение эластичности мышц и связок. Подготовка к традиционному классическому экзерсису у станка. Развитие пластичности тела. Позиции ног и рук по первой, второй, третьей.
1.3 Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Музыка, темп, такт. Динамические оттенки в музыке. Терминология современного танца. Мелодия и движение.
Практика. Основные позиции, положения и функции рук, ног в современном танце: нейтральное, или подготовительное положение, press-position, 1, 2, 3 позиция. Двойная функция ног: передвижения тела в пространстве и выполнение самостоятельных движений. 1, 2, 3 параллельные позиции. 3, 4, 5 аналогично классической позиции. Положение стопы point и flex. Лексика: различные танцевальные шаги. Упражнение на развитие осанки, плечевого пояса, для бедер. Наклоны с изменением направления. Кросс: для развития координации движений. Партерная гимнастика.
1.4 Тема: Элементы классического танца
Теория. Выворотность и сила ног, правильная осанка тела. Правило постановки кистей рук, пальцев, локтей, плеч. Специфика танцевального шага и бега.
Практика. Обобщение полученные практических навыков и знаний.
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки. Постановка корпуса. Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиции рук.
— «Экзерсис non-stop»: demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grand plie в сочетании с releve
— . Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendujete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendujete с использованием brash
— . Rond de jambe parterre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески.
1.5 Тема: Элементы народно-сценического танца
Теория. История. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений. Элементы русского танца и характерные черты исполнения. Русский стилизованный танец. Танцы народов мира.
Практика. Стилизованный танец. Положение рук в танце. «Веревочка» — простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «Карусель», «Мельница» Припадания. Движения рук — взмахи. Движения плеч — поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы, движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
1.6 Тема: Элементы современного танца
Теория. Особенности современного эстрадного танца. Музыка, стили, костюмы. Современные направления: хип-хоп, хаус, диско, кул-херк,
Практика. Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, highrelease, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге.
Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.
Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень.
. Упражнения стретч-характера, приставной шаг (steptouch), виноградная лоза (grapevine), V-шаг (V-step). Кросс: комбинации с перемещением, различные способы вращений и прыжков, «кач» как основы пластики хип-хопа.
1.7 Тема: Работа над репертуаром.
Теория. Составление учебных схем и хореографических этюдов.
Практика Постановка танца, синхронность, артистичность, техника исполнения.Отработка движений, синхронности, артистичности. Техника танцевального элемента. Манера исполнения танцевальных элементов. Ритмико-гимнастические упражнения. Комплексные танцевальные упражнения.
Итоговое занятие.
Теория. Тест по изученному материалу.
Практика. Показ элементов.
2. Раздел: Сценическое движение
2.1. Тема: Творческая деятельность
Теория. Технические приёмы выполнения элементов.
Практика. Занятия-фантазии. Танцевальные импровизации, хореографические постановки.
2.2. Тема: Актерское мастерство
Теория. Сюжет танца. Развитие творческого воображения.
Практика. Творческие постановки. Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей. Этюды, развивающие игры, пантомима.
3. Раздел: Мероприятия воспитательного характера 3.1. Тема: Беседы об искусстве, прослушивание музыки, просмотр видео
Теория. Понимание жанров хореографического искусства. Воспитание хореографической культуры. Беседы об истории танца, знакомство с лучшими танцевальными коллективами страны.
Практика. Просмотр и обсуждение видео, участие в фестивалях, концертах, конкурсах.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
— обучающийся будет тренировать память, внимание, расширять свой умственный кругозор, развивать в себе коммуникативные качества;
— у обучающегося будут сформированы позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей, развитие танцевального и художественного вкуса, духовные ценности и нравственные идеалы
Метапредметные результаты:
— обучающийся будет знать особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);
— обучающийся приобретёт навыки решения творческих задач, высказывания личностно- оценочных суждений о роли хореографии; владения системой растяжки и укрепления мышц тела;
Предметные результаты:
В результате первого года обучения обучающиеся будут знать: — как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
— навык легкого шага с носка на пятку;
— пластику движения;
— позиции ног и рук классического танца;
— правила постановки ног у станка (при выворотной опоре);
— положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное».
— разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и рон де жамб пар тер).
будут уметь: — тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двух тактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4); — чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге; — изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.; — распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца; — исполнить переменный шаг; — правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
В результате второго года обучения обучающиеся будут знать:
— правила постановки рук, группировки рук танце;
— положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции;
— характерные движения рук в танцах;
— навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону);
будут уметь:
— закрывать руку, заканчивая движение в адажио.
— акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 –м размере.
— слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях.
— различать особенности маршевой музыки (спортивной, военной).
В результате третьего года обучения обучающиеся будут знать:
— музыкальный размер: 1/4, 2/4, 3/4, 4/4, 4/8;
— ритмико-гимнастические упражнения;
— перестроения на ходу в круг, в колонну;
— хореографические термины;
— азбуку музыкального движения;
будут уметь:
— различать музыкальные темпы;
— слышать и просчитывать ритм в музыкальной фонограмме;
— активизировать внимание;
— свободно и грамотно ориентироваться в терминологии современного танца;
— самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца;
— владеть исполнительским мастерством сценического танца;
— работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
— уметь эмоционально и технически верно выступать перед зрителем
РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
— спортивный зал с оборудованием: лавочки, музыкальный центр, ноутбук, гимнастические коврики, обручи, скакалки;
— раздаточный материал: карточки со схемами хореографических этюдов и карточки с описанием техники танцевального элемента по современной и классической хореографии.
2. Учебно-методическое информационное обеспечение:
— аудио музыка: сборники по современной хореографии, бальной стилизации, модерн, кон темп;
— видео ролики: с учебными схемами хореографических этюдов на разработку танцевального корпуса, растяжку, с учебными схемами танцев,
— презентации: награждение коллектива, награды коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, концертов хореографического творчества;
— фотографии учебных схем, позиций, перестроений;
— иллюстрации со сценическими костюмами;
— словарь с хореографическими терминами.
Информационное обеспечение:
http://ciassik-musik/ru/ http://www.baletmusic/ru/ http://www.horeogpaf.com http://www.moderndance.ru
Нормативно правовая база:
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р);
— СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Список литературы:
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Барышникова Т. Азбука хореографии. «Респект Люкс» СП.: 2015г
- Васильева Е. Танец.- М.: Искусство, 2018г.
- Джозеф С.Хавилер «Тело танцора» 2013г.
- Захаров Р.Сочинение танца.- М.: Искусство, 2018г.
- Калинина С.А. Духовная культура России. М., 2016.
- Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 2017г.
- Никитин В.Ю. Модерн-танец: начало обучения / В.Ю. Никитин .- М., 2019
- Петровский Е.Н. Культурное наследие. М., 2017.
9. Секрет танца. СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,2018.
10. Сломский Ю. Дидло. Л.-м.: Искусство, 2018г.
11. Хочу танцевать: Метод. Пособие. М.: Махаон, 2016г.
12. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2017г.
13. Эльшин Н. Образы Танца. М.: Знание, 2013г.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Вашкевич А. «История хореографии» 2012г:
- Карп П.Младшая муза. М.: Дет. лит., 2016
- Никитин В. Модерн-джаз танец: начало обучения. М.,2015. («Я вхожу в мир искусств»; № 5)
- Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 2015..
5. Спиридонова И.А. Сюжетные танцы. М., « Россия»,2016.
6. Уральская В.И. «Рождения танца»2013г.
7. Филатов И. Д. Дорога к танцу. М., «Планета», 2017.
8. Рубштейн Нина. Закон успешной тренировки. М., «Один из лучших»,2018.
9. Рубштейн Нина. Что нужно знать, чтобы стать первым. М., «Маренго Интернейшнл принт»,2019.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы:
— тестирование;
— контрольная работа;
— анкетирование;
— музыкально-хореографические игры с сюжетом;
— итоговый мониторинг.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
— входной контроль – тестирование;
— промежуточный контроль;
— текущий контроль;
— итоговую аттестацию.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: концерты, фестивали, конкурсы.
2.3 Методические материалы
Используемые методы:наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, упражнения — многократного повторения, проблемно-поисковый.
Используемые технологии:
—технология индивидуализации обучения;
-технология группового обучения;
-технологи коллективного взаимообучения;
-технология развивающего обучения;
-технология игровой деятельности;
-технология коллективной творческой деятельности;
-здоровьесберегающая технология
Формы организации учебного занятия:
— индивидуальные, фронтальные, групповые, подгрупповые. Формы организации меняются в зависимости от поставленных задач:
— занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
— комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, просмотр видео роликов с хореографическим коллективом, постановочно-репетиционная работа);
— практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над танцевальным репертуаром, публичные выступления-концерты;
— коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания хореографического произведения, его творческого воплощения, а также способствует достижению исполнительского мастерства группы в целом. Алгоритм учебного занятия:тема, цель, задачи, материалы, ход урока, организационный момент, беседа, практическая часть, техника безопасности, самостоятельная работа, физминутка, продолжение самостоятельной работы, игровой момент, итог занятия.
Перечень дидактических материалов:
— Учебные и методические пособия, технологические карты, схемы, образцы элементов;
— Материалы интернет-сайтов;
— Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).
2.4. Календарный учебный график
Участники образовательного процесса | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | 108 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-10 | 11-13 | 14-18 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | 1 | 1 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 108 | 108 | 108 |
2.5. Календарный план воспитательной работы
Мероприятия | Объем | Дата проведения |
Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»; «Правила поведения на дорогах» | 01.09.21. -05.09.21. | |
Муниципальный праздник «День рождения района» | 23.09.21. | |
Мероприятия, посвящённые Дню Приморского края | 25.10.21. | |
Мероприятия , посвящённые Дню народного единства | 03.11.21. | |
Концерт, посвященный Дню матери | 24.11.21. | |
Мероприятия , посвящённые Дню согласия и примирения | 07.11.21. | |
Музыкально-развлекательные программы «Новогодние чудеса» | 18.12.21.-25.12.21. | |
Мероприятия , посвящённые Международному Дню прав человека | 10.12.21. | |
Новогодние утренники | 26.12.21.-30.12.21. | |
Военно-патриотический месячник | 23.01.22.-23.02.22. | |
Акция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни» | 29.01.22. | |
Военно-патриотический месячник | 23.01.22. 23.02.22. | |
Мероприятия (концерт, фестиваль), посвящённые Дню защитника Отечества | 22.02.22. | |
Мероприятия к международному женскому дню | 3.03.22.-8.03.22. | |
Участие в районном празднике «День Земли» | 21.03.22. | |
Неделя здоровья | 01.04.22.-08.04.22. | |
Патриотический месячник «Весенняя неделя добра», посвящённый годовщине Победы над фашистской Германией | 15.04.22.-15.05.22. | |
Месячник по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 15.04.22.-15.05.22. | |
Месячник, посвящённый международному дню семьи и Международному Дню защиты детей. Организация мероприятий | 15.05.22.- 15.06.22. | |
Отчетный концерт ДЮЦ | 22.05.22. | |
Праздничная программа, посвящённая Международному дню защиты детей «Праздник детства» | 01.06.22. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Москва: Изд-во «Исток». 2011. С. 483.
- Валанова А. Основы классического танца. Москва: Изд-во «Дрофа». 2009. С. 282.
- Ткаченко Т. Работа с танцевальными коллективами. Москва: Изд-во «Исток». 2011. С. 254.