Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в развитии и популяризации детского хоккея в Чугуевском муниципальном округе, пропаганде здорового образа жизни и массового привлечении школьников для обучения игры в хоккей с шайбой.

Программа призвана удовлетворять потребности детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психологическое и нравственное оздоровление воспитанников. Хоккей – один из самых мужественных командных видов спорта. Это лучшая игра для настоящих мужчин. Хоккей называют спортом космических скоростей – огромная скорость, быстрота тактического мышления хоккеистов, мгновенная реакция в ежесекундно меняющихся ситуациях неординарность и неожиданность решения для соперника.

Отличительные особенности данной программы от существующих образовательных программ заключаются в том, что данная программа подходит для любого возраста, объем и нагрузку определяет сам педагог в зависимости от возраста обучающихся путём увеличения количества упражнений и их интенсивности выполнения с учетом интервалов отдыха. Программа ориентирована на развитие творческих и физических способностей обучающихся. Содержание программы является основой для развития двигательных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых обучающихся. Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) подготовки учащихся.

Направленность —   физкультурно-спортивная. Программа содействует успешному решению задач физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Уровни реализации программы: базовый. Данный  уровень предполагает приобретение детьми базовой общей физической подготовки и получение представления о начальных технических действиях для вида спорта хоккей с шайбой.

Адресат программы

Возраст обучающихся по данной программе: 5–18 лет.

Принцип набора в группы – свободный, без предварительного отбора для учебных занятий. Дети не должны иметь медицинские противопоказания к занятиям спортом. Количественный состав групп каждого года обучения – от 10 до 24 человек. Обучение предусматривает последовательное освоение и совершенствование спортивных навыков.

Форма обучения по программе – очная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.Основная форма обучениягрупповая.

 «Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная.

 В физкультурном отделении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Объём программы1080 часов

Сроки реализации программы — 3 года 

Режим занятий.  Занятия учебных групп проводятся 5 раз в неделю по 2 академических часа на первом, втором и третьих годах обучения.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: физическое воспитание и образование детей через организацию занятий хоккеем.

Задачи программы:

воспитательные:

— воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;

— воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;

— воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;

— приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.

развивающие:

— укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;

— развитие выносливости;

— развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

образовательные:

— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в хоккее;

— освоение знаний о хоккее, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

— обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

— овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;

— освоение ударов по шайбе и остановок;

— овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;

— освоение техники ведения шайбы;

— освоение техники ударов по воротам;

— закрепление техники владения шайбой и развитие координационных способностей;

— освоение тактики игры.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план 1 года обучения

Наименование раздела, темыКоличество часовФорма аттестации
ВсегоТеорияПрактика
 1 Раздел: «Теоретическая подготовка»880 
1Значение занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека.22тестирование
2Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль, самоконтроль обучающегося.22       —   тестирование
3Сведения о технике хоккея.44тестирование
 2 Раздел: «Практическая подготовка»2089199 
1Общая физическая подготовка90387наблюдение тестирование
2Специальная физическая подготовка33330 
3Техническая подготовка75372 
4Тактическая подготовка303 
5Игровая деятельность202 
6Соревновательная деятельность202наблюдение
7Контрольные нормативы4646наблюдение
 Итого21617199 

Содержание учебного плана 1 года обучения.

  1. Раздел: «Теоретическая подготовка»

1 Тема: «Значение занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека»

Теория. Значение занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека. История развития хоккея за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях. Значение занятий хоккея для развития детей.

2 Тема: «Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль, самоконтроль обучающегося»

Теория. Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль, самоконтроль обучающегося. Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда обучающегося. Самостоятельные занятия дома и их значение.

3 Тема: «Сведения о технике хоккея»

Теория. Основные техники и технической подготовки.

2 Раздел: «Практическая подготовка»

Тема 2.1. Общая физическая подготовка

Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие обучающихся. Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей. Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно координационные способности. Для этого применяются комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения: -упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; -повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; -из положения вис на гимнастической стенке (или перекладине) подъем согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла по отношению к туловищу; -подъем ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лежа на спине; -подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине; -медленный бег на время; -бег на короткие дистанции на время-20 метров, 30 метров, челночный бег 5по 15 метров; -кросс 1-3 км. -комплекс силового упражнения; 10 раз отжим, 10 подъем туловища к ногам, 10 раз поднос ног к груди 10 раз приседаний и так максимум 5 подходов каждого цикла без перерыва. -ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни; -подвижные игры с мячом и без мяча.8 В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.2. Специальная физическая подготовка (33 часа) Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в хоккее мышц туловища, ног, рук. Упражнения для развития силы мышц ног и туловища: -бег на кроткие дистанции от 15 до 30 метров; -прыжки одной или двумя ногами в различных направлениях; -многоскоки; -прыжки в приседе вперед-назад, влево — вправо; -приставные шаги и выпады; -бег скрестным шагом в различных направлениях; -прыжки через гимнастическую скамейку; -прыжки боком через гимнастическую скамейку; -имитация движений в игровой стойке вправо-влево и вперед-назад; -приседания; -выпрыгивание из приседа; -выпрыгивание с подтягиванием колен к груди; -повороты, вращения и наклоны туловища в различных направлениях; -поднимание ног за голову из положения, лежа на спине; -поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения, лежа на спине; -сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; Для развития мышц рук и верхней части туловища: -упражнения с набивными мячами разного веса; метание двумя, одной рукой в различных направлениях; -метание шайбы клюшкой на дальность и точность попадание в заданную цель; -имитация ударов без шайбы, с клюшкой, с утяжеленным пером (отягощением), утяжеленными манжетами и т.п. -упражнения с амортизаторами и резиновыми бинтами с двигательной структурой упражнений, близкой к двигательной структуре ударов в хоккее; В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.3. Техническая подготовка (75 часов) При осуществлении технической подготовке основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному. Для реализации этих принципов наиболее эффективными (в порядке повышения сложности упражнений) являются: -многократное повторение правильной хватки клюшки игрока и основной стойки игрока; -упражнения с клюшкой и с шайбой: дорабатываем кистевой бросок, бросок шайбы всей рукой. Щелчок клюшкой по шайбе партнеру. Прием и обратно с ловлей шайбы; -различные виды жонглирования клюшкой с шайбой, подвешенным «на удочке», подбрось шайбы правой, левой клюшки двумя сторонами поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами клюшки, двумя сторонами поочередно; — с последующей ловлей шайбы вратарем ловушкой без отскока от него; — упражнения с клюшкой и шайбой в движении – на коньках медленно, с ускорением, с ведением шайбы по сторонам и двумя сторонами клюшки поочередно, то же с поворотами, изменением направления движения; — удары по воротам с вратарем необходимо попасть в ловушку вратаря. 9 После освоения элементарных упражнений с шайбой и клюшкой переходим на изучение техник простейших ударов: — разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций – положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение клюшки, кисти, предплечье, плеча; — многократное повторение ударов на разных скоростях (сначала-медленное, затем – ускоренное) без шайбы, с шайбой у стенки; — игра один на один с вратарем е с тренером (партнером) одним видом удара (только слева или только справа), а затем сочетание ударов справа и слева; -свободная игра ударами по ворота. Изучение техники удара щелчок справа и слева против наката. Отличие броска от откидки (щелчок бросок). Повышение скорости выполнения всех ударов. Усиление броска шайбы как в исполнении отдельных элементов техники ударов, так и в состоянии разных ударов. Изучение удара контрнакатом. Отличие контрнаката от наката и броска. Изучение техники выполнения топ – спина. Имитация удара у зеркала, с применением тренажеров. Пути повышения быстроты вращений шайбы при ударе топ – спином: выполнение удара с резким поворотом туловища, увеличение быстроты движения руки в направлении удара с тонким (по касательной) контактом пера и палки клюшки. Спортсмен сначала добивается наиболее сильного вращения в одном, а затем – в разных направлениях при тренировке топ – спина против подрезки. Сочетание коротких подач с длинными по разным направлениям. Тренировка приема сложных подач разными способами. Передвижения вперед – назад и влево — вправо при сочетании различных ударов. Разновидности изучаемых способов передвижений. Разучивание техники укороченного удара с подрезки. В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.4. Тактическая подготовка (3 часа) Индивидуализация стиля игры в зависимости от особенности физического развития, психо–физиологических показателей и склонностей учащихся. В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.5. Игровая деятельность (2 часа) Игра на счет с применением различных заданий: применение определенного вида подач, бросков, ударов по шайбе, все подачи выполняются одним участником, игры с форой и т. д. В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.6 Соревновательная деятельность (2 часа) Соревнования по хоккею. Планирование, организация и проведение соревнований. Положение о соревнованиях. Характеристика систем розыгрыша: круговая, с выбиванием, комбинирования. Основные правила игры в хоккей. Судейство соревнований. Судейская бригада, ее состав и функциональные обязанности членов. Соревнования в группах. Участие в квалификационных турнирах. В ходе занятий физическая нагрузка дается дозировано с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема 2.7. Контрольные нормативы (3 часа) В конце учебного года проводится тестирование по физической подготовке и упражнениям с шайбой и клюшкой согласно контрольным нормативам.

Учебный план 2 года обучения

Наименование темыВсегоТеоретические знанияПрактические занятияФорма аттестации
1Физическая культура и спорт в России11тестирование
2Развитие хоккея в России11тестирование
3Гигиенические знания и навыки. Закаливание22тестирование
4  Правила игры, организация и проведение соревнований по хоккею44 тестирование
5Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся11тестирование
6Основы техники и технической подготовки игры в хоккей44 тестирование
7Специальная физическая подготовка8282наблюдение тестирование
8Общая физическая подготовка7272наблюдение тестирование
9Техническая подготовка7474наблюдение тестирование
10Тактическая подготовка8080наблюдение тестирование
11Участие в соревнованиях по хоккею3535наблюдение
12Аттестация учащихся22Контрольные задания, тестирование
13Инструктаж по ТБ и ППБ22наблюдение
 Итого     36016344 

Содержание учебного плана 2-го года обучения.

1 Раздел: Физкультура и спорт в России:

Теория. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта. Физическая культура и спорт в системе народного образования.

2 Раздел: Развитие хоккея в России:

Теория. Характеристика хоккея, его значение и место в системе физического воспитания. Возникновение хоккея и его развитие в СССР и России. Первое первенство СССР по хоккею. Растущая популярность хоккея. Краткая характеристика соревнований по хоккею, проводимых в России.   

Участие советских и российских хоккеистов в розыгрыше первенств Мира, Европы и Олимпийских играх. Ведущие игроки и тренеры советского и российского хоккея.

Вклад ведущих советских и российских хоккеистов и тренеров в развитие техники и тактики хоккея.            

Лучшие Российские команды, тренера, игроки.                     

3 Раздел: Гигиенические навыки и знания:

Теория. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по хоккею. Значение закалывания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом.

4 Раздел: Правила игры, организация и проведение соревнований по хоккею:

Теория. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Методика судейства: выбор места при различных ситуациях игры, удаление игроков с поля. Роль судьи, как воспитателя, способствующего повышению мастерства хоккеиста.

Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности проведения соревнований «Золотая шайба».

Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, смешанная и с выбыванием, их особенности. Положение о соревнованиях и его содержание. Составление календаря спортивных встреч.

Судейская бригада, обслуживающая соревнования. Подготовка места соревнований, информация.

Воспитательная роль судьи как педагога.

5 Раздел: Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся:

Теория. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).

Пассивный аппарат движения. Кости, их строение и соединения. Суставы, их строение.

Активный аппарат движения — мышцы и их вспомогательные образования.

Взаимодействия мышц при выполнении движений — мышцы-антагонисты и синергисты, роль мышц в укреплении суставов

Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).

Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы.

Влияние физических упражнений различной интенсивности на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование ‘координации движений и точности их выполнения под влиянием тренировок.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.

6 Раздел: Основы техники и технической подготовки игры в хоккей

Теория. Основные понятия о технике игры «хоккей» и ее значимость в подготовке хоккеистов. Классификация техники. Анализ техники передвижения хоккеиста на коньках, владения клюшкой и шайбой, приемов силовой борьбы. Особенности техники игры вратаря. Сред­ства, методы и методические подходы к разучиванию приемов тех­ники. Характеристика технического мастерства: объем и разносто­ронность технических приемов; эффективность выполнения тех­нических приемов; степень обученности владения техническими приемами. Показатели надежности, стабильности и вариативно­сти. Просмотр видеозаписей.

7 Раздел: Специальная физическая подготовка.

Практика.

1. Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки к шайбе с пос­ледующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овла­дение шайбой. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка, препятствий. Переменный бег. Бег с изменением направления. Бег с «тенью» (повторение движений партнера).

2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением. Подскоки и прыжки после приседа. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением. Спрыгивание (высота 40–80  см) с последующим прыжком вверх. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок»  т. д. Вбрасывание шайбы на дальность.

3. Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное вы­полнение беговых и прыжковых упражнений. Переменный бег. Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые специальные тех­нико-тактические упражнения. Игровые упражнения с шайбой большей интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.

8 Раздел: Общая физическая подготовка.

Практика.

1. Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения.

2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упраж­нения для мышц шеи. Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения с сопротивлением.

3. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гантелями, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.

4. Подвижные игры и эстафеты. Игры с шайбой, бегом, прыжками, мета­нием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встреч­ные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастичес­ких снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской грузов, метанием в цель, бросками и ловлей шайбы.

5. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30 м, 60 м, 100 м, 400 м, 800м. Кроссы от 1000 до 3000м (в зависимости от возраста), 6-минутный
и 12-минутный бег. Прыжки в длину с места и с разбега. Многоскоки.

6. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, пионербол, волейбол, гандбол с элементами регби.

9 Раздел: Техническая подготовка.

Практика. Широкое ведение шайбы в движении с перекладыванием крюка клюшки через шайбу; ведение шайбы не отрывая крюка клюшки от шайбы; ведение шайбы дозированными толчками вперёд; короткое ведение шайбы с перекладыванием крюка клюшки; ведение шайбы коньками; обводка соперника на месте и в движении; длинная обводка; короткая обводка; обводка с применением обманных действий-финтов; финт клюшкой; финт головой и туловищем; бросок шайбы с длинным разгоном; бросок шайбы с коротким разгоном; удар шайбы с длинным замахом (щелчок); броски в процессе ведения, обводки и передач шайбы; броски шайбы с неудобной стороны; остановка шайбы крюком клюшки и рукояткой, коньком, рукой, туловищем; отбор шайбы клюшкой способом выбивания; отбор шайбы клюшкой способом подбивания клюшки соперника.

Техника игры вратаря:  обучение основной стойке вратаря; обучение низкой и высокой стойке вратаря и переходу от одного вида стойки к другому; передвижения на параллельных коньках (вправо, влево); Т-образное скольжение (вправо, влево); передвижение вперёд выпадами; торможение на параллельных коньках; передвижения короткими шагами; повороты в движении на 180 , 360 градусов в основной стойке вратаря; бег спиной вперёд, лицом вперёд не отрывая коньков от льда и с переступаниями; ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону на параллельных коньках; ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону (вправо, влево) Т- образным скольжением; ловля шайбы на грудь стоя , с падением на колени; отбивание шайбы блином стоя на месте; отбивание шайбы блином с одновременным движением в сторону (вправо, влево) на параллельных коньках; отбивание шайбы коньком; отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево); отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево) с падением на одно и два колена; прижимания шайбы туловищем и ловушкой; выбивание шайбы клюшкой, выбивание клюшкой в падении; остановка шайбы клюшкой у борта; бросок шайбы на дальность и точность.

10 Раздел: Тактическая подготовка

Практика. Скоростное маневрирование и выбор позиции; отбор шайбы перехватом; отбор шайбы клюшкой; атакующие действия без шайбы; атакующие действия с шайбой: ведение обводка, бросок, прием шайбы, единоборство с вратарем; передачи шайбы – короткие, средние, длинные; передачи по льду и на до льдом, в крюк клюшки партнера и на свободное место; тактические действия при вбрасывании судьей шайбы; организация атаки и контратаки из зоны защиты, организованный выход из зоны защиты через центральных нападающих; организованный выход из зоны защиты через крайних нападающих.

Тактика игры вратаря: выбор позиции при атаке ворот противником в численном большинстве (2:1,3:1,3:2); выбор позиции (вне площадки ворот) при позиционной атаке противника; прижимание шайбы; перехват и остановка шайбы; выбрасывание шайбы.

11 Раздел: Участие в соревнованиях по хоккею.

Практика. Участие в районных соревнованиях по хоккею.

12 Раздел: Аттестация учащихся.

Практика. Зачет по практике – выполнение нормативов по технической подготовке, общей и специальной физической подготовке.

Учебный план 3 года обучения

 Наименование темыВсегоТеоретические знанияПрактические занятияФорма аттестации
1Физическая культура и спорт в России11тестирование
2Развитие хоккея в России11тестирование
3Гигиенические знания и навыки. Закаливание22тестирование
4  Правила игры, организация и проведение соревнований по хоккею22 тестирование
5Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся11тестирование
6Основы техники и технической подготовки игры в хоккей22 тестирование
7Специальная физическая подготовка8080наблюдение тестирование
8Общая физическая подготовка7575наблюдение тестирование
9Техническая подготовка8080наблюдение тестирование
10Тактическая подготовка8080наблюдение тестирование
11Участие в соревнованиях по хоккею3232наблюдение
12Аттестация учащихся22Контрольные задания, тестирование
13Инструктаж по ТБ и ППБ22наблюдение
 Итого36011349 

Содержание учебного плана 3-го года обучения

1 Раздел: Физкультура и спорт в России.

Теория. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта. Физическая культура и спорт в системе народного образования.

2 Раздел: Развитие хоккея в России.

Теория. Характеристика хоккея, его значение и место в системе физического воспитания. Возникновение хоккея и его развитие в СССР и России. Первое первенство СССР по хоккею. Растущая популярность хоккея. Краткая характеристика соревнований по хоккею, проводимых в России.   

Участие советских и российских хоккеистов в розыгрыше первенств Мира, Европы и Олимпийских играх. Ведущие игроки и тренеры советского и российского хоккея.

Вклад ведущих советских и российских хоккеистов и тренеров в развитие техники и тактики хоккея.            

Лучшие Российские команды, тренера, игроки.                      

3 Раздел: Гигиенические навыки и знания.

Теория. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по хоккею. Значение закалывания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом.

4 Раздел: Правила игры, организация и проведение соревнований по хоккею.

Теория. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Методика судейства: выбор места при различных ситуациях игры, удаление игроков с поля. Роль судьи, как воспитателя, способствующего повышению мастерства хоккеиста.

Значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности проведения соревнований «Золотая шайба».

Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, смешанная и с выбыванием, их особенности. Положение о соревнованиях и его содержание. Составление календаря спортивных встреч.

Судейская бригада, обслуживающая соревнования. Подготовка места соревнований, информация.

Воспитательная роль судьи, как педагога.

5 Раздел: Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся.

Теория. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).

Пассивный аппарат движения. Кости, их строение и соединения. Суставы, их строение.

Активный аппарат движения — мышцы и их вспомогательные образования.

Взаимодействия мышц при выполнении движений — мышцы-антагонисты и синергисты, роль мышц в укреплении суставов

Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).

Нервная система — центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы.

Влияние физических упражнений различной интенсивности на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование ‘координации движений и точности их выполнения под влиянием тренировок.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.

6 Раздел: Основы техники и технической подготовки игры в хоккей

Теория. Основные понятия о технике игры «хоккей» и ее значимость в подготовке хоккеистов. Классификация техники. Анализ техники передвижения хоккеиста на коньках, владения клюшкой и шайбой, приемов силовой борьбы. Особенности техники игры вратаря. Сред­ства, методы и методические подходы к разучиванию приемов тех­ники. Характеристика технического мастерства: объем и разносто­ронность технических приемов; эффективность выполнения тех­нических приемов; степень обученности владения техническими приемами. Показатели надежности, стабильности и вариативно­сти. Просмотр видеозаписей.

7 Раздел: Специальная физическая подготовка.

Практика.

1. Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки к шайбе с пос­ледующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овла­дение шайбой. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка, препятствий. Переменный бег. Бег с изменением направления. Бег с «тенью» (повторение движений партнера).

2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением. Подскоки и прыжки после приседа. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением. Спрыгивание (высота 40–80  см) с последующим прыжком вверх. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок» т т. д. Вбрасывание шайбы на дальность.

3. Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное вы­полнение беговых и прыжковых упражнений. Переменный бег. Кроссы с переменной скоростью. Многократно повторяемые специальные тех­нико-тактические упражнения. Игровые упражнения с шайбой большей интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.

8 Раздел: Общая физическая подготовка.

Практика.

1. Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения.

2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упраж­нения для мышц шеи. Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения с сопротивлением.

3. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гантелями, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.

4. Подвижные игры и эстафеты. Игры с шайбой, бегом, прыжками, мета­нием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встреч­ные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастичес­ких снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской грузов, метанием в цель, бросками и ловлей шайбы.

5. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30 м, 60 м, 100 м, 400 м, 800м. Кроссы от 1000 до 3000м (в зависимости от возраста), 6-минутный
и 12-минутный бег. Прыжки в длину с места и с разбега. Многоскоки.

6. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, пионербол, волейбол, гандбол с элементами регби.

9 Раздел: Техническая подготовка.

Практика. Широкое ведение шайбы в движении с перекладыванием крюка клюшки через шайбу; ведение шайбы не отрывая крюка клюшки от шайбы; ведение шайбы дозированными толчками вперёд; короткое ведение шайбы с перекладыванием крюка клюшки; ведение шайбы коньками; обводка соперника на месте и в движении; длинная обводка; короткая обводка; обводка с применением обманных действий-финтов; финт клюшкой; финт головой и туловищем; бросок шайбы с длинным разгоном; бросок шайбы с коротким разгоном; удар шайбы с длинным замахом (щелчок); броски в процессе ведения, обводки и передач шайбы; броски шайбы с неудобной стороны; остановка шайбы крюком клюшки и рукояткой, коньком , рукой , туловищем; отбор шайбы клюшкой способом выбивания; отбор шайбы клюшкой способом подбивания клюшки соперника.

Техника игры вратаря :  обучение основной стойке вратаря; обучение низкой и высокой стойке вратаря и переходу от одного вида стойки к другому; передвижения на параллельных коньках (вправо, влево); Т-образное скольжение (вправо, влево); передвижение вперёд выпадами; торможение на параллельных коньках; передвижения короткими шагами; повороты в движении на 180 , 360 градусов в основной стойке вратаря; бег спиной вперёд, лицом вперёд не отрывая коньков от льда и с переступаниями; ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону на параллельных коньках; ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону (вправо, влево) Т- образным скольжением; ловля шайбы на грудь стоя , с падением на колени; отбивание шайбы блином стоя на месте; отбивание шайбы блином с одновременным движением в сторону (вправо, влево) на параллельных коньках; отбивание шайбы коньком; отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево); отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево) с падением на одно и два колена; прижимания шайбы туловищем и ловушкой; выбивание шайбы клюшкой, выбивание клюшкой в падении; остановка шайбы клюшкой у борта; бросок шайбы на дальность и точность.

10 Раздел: Тактическая подготовка.

Практика. Скоростное маневрирование и выбор позиции; отбор шайбы перехватом; отбор шайбы клюшкой; атакующие действия без шайбы; атакующие действия с шайбой: ведение обводка, бросок, прием шайбы, единоборство с вратарем; передачи шайбы – короткие, средние, длинные; передачи по льду и на до льдом, в крюк клюшки партнера и на свободное место; тактические действия при вбрасывании судьей шайбы; организация атаки и контратаки из зоны защиты, организованный выход из зоны защиты через центральных нападающих; организованный выход из зоны защиты через крайних нападающих.

Тактика игры вратаря: выбор позиции при атаке ворот противником в численном большинстве (2:1,3:1,3:2); выбор позиции (вне площадки ворот) при позиционной атаке противника; прижимание шайбы; перехват и остановка шайбы; выбрасывание шайбы.

11 Раздел: Участие в соревнованиях по хоккею.

Практика. Участие в районных и краевых соревнованиях по хоккею.

12 Раздел: Аттестация учащихся.

 Практика. Зачет по практике – выполнение нормативов по технической подготовке, общей и специальной физической подготовке.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.

Предметные результаты:

1 год обучения

Обучающийся должен знать:  

— технику безопасности при занятии хоккеем;

— общеукрепляющие элементы двигательных упражнений;

— основы техники хоккея;

Обучающийся должен уметь

— выполнять самостоятельно элементарные двигательные упражнения;

— иметь навык элементарных упражнений на коньках с клюшкой и шайбой;

2 год обучения

Обучающийся должен знать

— технику безопасности при занятии хоккеем;

            — общеукрепляющие элементы двигательных упражнений;

— разносторонняя физическая подготовка

— основы техники и тактики хоккея в целом;

— контрольные нормативы для сдачи

Обучающийся должен уметь

— выполнять комплексы упражнений для разностороннего развития;

— владеть основами техники и тактики игры в хоккей;

— выполнять нормативы по ОФП и СФП

3 год обучения

Обучающийся должен знать:   

— технику безопасности на занятиях;

— приемы и технику передвижения на коньках;

— приемы и технику владения клюшкой и шайбой;

— приемы индивидуальных и коллективных действий на льду;

— нормативы ОФП на земле;

— нормативы СФП на льду;

— элементы технической подготовки;

— приемы техники и тактики игры вратаря

Обучающийся должен уметь

— выполнять приемы и технику передвижений на коньках;

— выполнять приемы и технику владения клюшкой и шайбой;

— выполнять приемы и технические действия индивидуального и коллективного характера;

— выполнять нормативы ОФП на земле;

— выполнять нормативы СФП на льду;

— техническая подготовка на льду;

— играть в хоккей с шайбой;

— выполнять приемы техники и тактики игры вратаря

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной программы имеется открытая ледовая площадка, также крытая ледовая площадка в ледовой комплексе «Олимп».

— Ворота игровые – 2 шт;

— Ворота тренировочные (маленькие) – 2 шт;

— Конусы – 15 шт;

— Шайбы – 20 шт;

— Клюшки для хоккея с шайбой – 10 шт;

— Клюшки для вратарей – 2 шт;

— Скакалки – 20 шт.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

— нормативно-правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа «Греко – римская борьба»  составлена на основе документов:

—   Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—   Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

—  Федерального Закона от 04 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,

—  Письма Минспорта от 12.05.2014 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»,

—   Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

—  Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеского центра» с. Чугуевка Чугуевского района;

— Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. №80-а);

—   Положения об организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка

— аудио, видео, информационное обеспечение

наглядный и дидактический материал:

— фотографии, рисунки, таблицы, схемы по темам программы

видеоматериалы: 

— обучающие видео материалы и видео слайды по технике игры в хоккей;

-видео материалы районных, краевых, всероссийских и международных соревнований по хоккею;

— видео материалы мастер – классов по технике игры в хоккей

  интернет-источники:

1.www.minsport.gov.ru — Официальный сайт Министерства спорта РФ

 2 .http://fhr.ru/main/ — Сайт федерации хоккея России

3.http://zshr.ru/- Сайт всероссийского клуба юных хоккеистов «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова

4. sport.dial@primorsky.ru

список литературы

1. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. – М.: ФиС, 1986.

2.Савин В. П. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003.

3.Спортивные игры. Учебник для вузов под редакцией Ю.Д Железняка    М.:Академия , 2002.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы аттестации:

Контроль является составной частью подготовки юных хоккеистов и одной из функций управления тренировочным процессом.

 Объективная информация о состоянии хоккеистов в ходе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет педагогу анализировать получаемые данные и вносить соответствующие корректировки в процесс подготовки.

В практике детско-юношеского хоккея должны практиковаться различные виды контроля: этапный, текущий, оперативный и другие. Однако наибольшее внимание следует уделять педагогическому контролю, как наиболее доступному и информативному.

Педагогический контроль по направленности и содержанию охватывает три основные раздела:

— Контроль уровня подготовленности хоккеистов (оценка физической подготовленности и уровня технико-тактического мастерства).

— Контроль тренировочной деятельности (оценка тренировочных нагрузок и эффективности тренировочной деятельности).

— Оценка и контроль текущего состояния хоккеиста осуществляется врачами. Заключение о состоянии каждого хоккеиста чрезвычайно важно для педагога, что позволяет ему более эффективно осуществлять тренировочный процесс, реализуя принцип индивидуализации.

Вид контроляЦель контроляМетоды и формыСроки проведенияОтслеживание результатов
Вводный (предварительный)Определить уровень физической подготовки обучающихсяВыполнение контрольных нормативных тестовОктябрь — ноябрьСогласно подготовленности обучающегося спланировать учебный индивидуальный план
ТекущийПо результатам скорректировать программуВыполнение контрольных нормативных тестовянварьВнести изменения, добавления
ИтоговыйОпределить результат учебной деятельностиВыполнение контрольных нормативовАпрель — майВнести корректировку в программу по итогам диагностирования обучающихся

       Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Контроль тренировочной деятельности ведется на основе оценки тренировочной нагрузки и эффективности тренировочной деятельности.

К показателям объема следует отнести количество:

— тренировочных дней;

— тренировочных занятий;

— часов, затраченных на тренировочные занятия.

Эффективность тренировочного процесса определяется по степени выполнения тренировок  в занятиях, по динамике контрольных показателей технико-тактической и физической подготовленности, по результатам официальных игр.

Форма проведения аттестации:

— тестирование по теории: участие в беседе; краткий пересказ учебного материала; устный анализ к рисункам, фотографиям, фильмам.

— тестирование по общей и специальной физической подготовке;

— тестирование физиометрических показателей:

— выступление на соревнованиях;

— выполнение разрядных требований.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов определяется наличием грамот, дипломов, сертификатов.

Зачетные требования (практические)

Для перевода обучающихся с одного этапа подготовки на следующий этап необходимо выполнить определенные требования по общей физической подготовке          (в спортивном зале) и специальной физической подготовке (ледовой подготовке)

Год обученияКонтрольные заданияНормативные требования
I1Бег 30 м.(сек)5.2
2Тройной прыжок (м)5.20
3Отжимание (количество)15
4Бег 20м спиной вперед (сек.)6.5
5Челночный бег 6х9 (сек.)14.8
II1Бег 30 м.(сек)5.2
2Бег 30м спиной вперед (сек.)7.1
3Челночный бег 6х9 (сек.)16.8
4Бег по кругу (сек)19.2
III1Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (сек.)22.0
2Бег с шайбой спиной вперед (сек.)8.2
3Броски шайбы в ворота (в баллах)4.0
4Обводка 5 – ти стоек с последующим броском в ворота (сек)7.6

При успешном освоении общеобразовательной общеразвивающей программы и успешной сдаче итогового переводного тестирования учащиеся 8 лет переводятся на обучение по предпрофессиональной программе «Хоккей» в группу начальной подготовки.

2.3 Методические материалы

Содержание данной программы построено с учётом основополагающих принципов спортивной подготовки обучающихся:

—  системность, доступность и последовательности при подборе заданий и построении системы занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Тренировочная деятельность связана со всеми сторонами воспитательной работы.

— преемственность задач, средств и методов построения тренировочных занятий,

— вариативность предусматривает возможность включения вариативного программного материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общепедагогические принципы обучения по программе:

—  принцип всестороннего развития личности ребенка, творчества и успеха;

—  принцип от простого к сложному;

— принцип индивидуальности, учитывает индивидуальную траекторию развития ребенка;

— принцип гуманизации: обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей;

—  принцип «не навреди», следить за нагрузкой каждого ребенка и дозировать ее в зависимости от его физических качеств и возможностей

Педагогические принципы направлены на воспитание личности и создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка.

Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей детей.

При реализации программы для достижения высокого уровня ОФП используются следующие практические методы обучения:

— равномерный метод 

— переменный метод 

— повторный метод 

— интервальный метод 

— Игровой метод. 

— соревновательный метод 

— круговой метод (тренировка) 

словесные методы: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда.

методы наглядного восприятия: показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на доске.

приемы обучения:

прием передачи информации

— прием показа способов действия

—  познавательные приемы

— тренировочные приемы

— игровые приемы

— вербальные приемы

Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности отделения педагогом используются педагогические технологии:

— здоровьесберегающие

— личностно – ориентированные

— игровые

— коммуникативные

— информационно — коммуникационные

Основными формами образовательного процесса являются:

— тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных особенностей обучающихся;

— теоретические занятия;

— участие в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях;

-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые с одним или несколькими обучающимися

Тренировочные занятия используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки,  в рамках которого идет:

  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд. /мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов; 
  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.

      Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является проведение контрольных занятий, проведение соревнований.

2.4 Календарный учебный график  

Этапы образовательного процесса1 год2 год3 год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней180180180
Продолжительность учебных периодов1 полугодие01.09.2021- 31.12.202101.09.2021- 31.12.202101.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие10.01.2022- 31.05.202210.01.2022- 31.05.202210.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет5-18     6-18        7-18
Продолжительность занятия, час222
Режим занятия5 раза/нед5 раза/нед5  раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час360360360

2.5  Календарный план воспитательной работы

№ п/пМероприятияОбъемДата проведения
1.Беседы с работниками ГИБДД по правилам дорожного движения «Внимание, дорога!»2 чассентябрь
2.Беседа «Вместе против терроризма и экстремизма»2 часмарт
 Встречи с чемпионами Приморского края по хоккею с. Чугуевка (1977г.)2 часв течение года
 Диспут «Курить – здоровью вредить»2 часноябрь
 Встречи с детьми войны «Нам этот мир завещано беречь» в течение года
 Акции «Забота», «Помоги ближнему», «Истоки добра»2 часв течение года
 Акции «Даешь чистоту родному селу!»2 часоктябрь, май
 Показательные игры на районных праздниках и мероприятиях, посвященных знаменательным датам в течение года
 Видео просмотры чемпионатов различных уровней в течение года
 Внутридюцовские соревнования в течение года
 Выездные соревнования30 часв течение года
 Походы на природу родного края в течение года
 Экскурсии по знаменитым местам родного села и края в течение года

                                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист. – М.: ФиС, 1986.

2. Горский Л.. Игра хоккейного вратаря. – М.: ФиС, 1974.

3. Зеличонок В.Б., Никитушкин В. Г., Губа В.П. Критерии отбора – М.: Терра-спорт, 2000.

4.Филин В.П. Теории и методика юношеского спорта. – М,: 1987г.