Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка
Рекомендован решением методического совета протокол №_ от « »2017 года |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка ___________А.В. Олейник « »2017 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«ТВОЙ ВЫБОР»
Направленность: социально — педагогическая
Возраст детей: 12 – 18 лет
Срок реализации программы: 2 года (288 часов)
Автор – составитель: педагог дополнительного образования
Воробьева Татьяна Александровна
с. Чугуевка
2017 г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ничто нам не стоит так дёшево,
Но ценится мерой большой,
Как сделать хоть малость хорошего
Для радости чьей- то чужой.
И щедро себя отдавая,
Ты будешь согрет и любим.
Цена – это память чужая
Делам и поступкам твоим.
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения вситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
1.Основные характеристики программы:
1.1. Для подрастающего поколения волонтерство — это активное
осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности, активной жизненной позиции.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. Ведущие современные педагоги, психологи, философы
и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня
не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но
и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и
девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому
изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и
другим видам деятельности способствует программа объединения волонтеров «Твой выбор».Процесс воспитания активности строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы. Содержание проектов, входящих в программу, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
1.2. Актуальность.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении». В настоящее время развитие волонтерского движения связано с растущим числом социальных проблем, в решение которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Спортивное волонтерство – новое направление развития волонтерской деятельности в молодежной среде. Крупные спортивные события, которые состоялись в России — это XXVII Всемирная летняя Универсиада в 2013 году в г. Казани, XXII Олимпийские Зимние игры и XI Параолимпийские Зимние Игры 2014 года в г. Сочи, а также в
ближайшей перспективе — Чемпионат мира по футболу в 2018 году по новому
предлагают взглянуть на развитие молодежного добровольческого движения
в России. Значимое наследие этих событий — огромное количество людей всех возрастов, которые знакомятся с волонтерским движением, становятся носителями идеи добровольчества. Поэтому сегодня волонтерское движение это новое социальное явление.
1.3.Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она отражает современные идеи и актуальные направления развития техники,экономики, социальной сферы. В данной программе соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность и развитие самоуправления обучающихся.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих
сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что
и является педагогической целесообразностью программы. Содержание
проектов, входящих в программу, способствует формированию активной
гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной
социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Разработка дополнительной образовательной программы «Твой выбор» предполагает учет ряда принципов:
— ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее
гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
— формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
— обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
— развитие ключевых компетенций у воспитанников;
— обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
— реализация единства образовательного процесса.
Программа волонтерского движения«Твой выбор» имеет социально-педагогическую направленность и составлена в соответствии с нормативными документами:
— Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года;
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008
— Концепция развития дополнительного образования в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-Р;
— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
— Приложение к письму Министерства образования и науки Самарской
области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826 ТУ «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ».
1.5. Цель программы: создание условий для формирования нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося.
1.6. Задачи:
Образовательные:
— знакомство с интерактивными методами обучения, современными
социальными технологиями;
— обучение методикам проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленности;
— знакомство с технологией социальной акции и технологий проведения социальных дел;
— обучение основам работы с различными видами информации;
— специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Развивающие:
— формирование первичных организаторских умений и навыков;
-развитие умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций;
— развитие коммуникативных качеств, умений работать в команде;
— формирование активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
— развитие навыков ученического самоуправления;
— формирование сплоченного детского коллектива;
— привитие опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
— развитие уверенности в себе, умений обмениваться информацией,
дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, навыка разработки и реализации социальных проектов.
Воспитательные:
— воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
— воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
— формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;
— воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
— содействие развитию системы совместной деятельности детей и взрослых;
— формировать у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
— формирование собственной определенной позиции по отношению к употреблению ПАВ и быть готовым говорить на эту тему со сверстниками.
1.7. Возраст детей
Программа предназначена для обучающихся 12-17 лет. Набор детей в группы осуществляется в свободной форме, независимо от имеющихся у детей ЗУН, количество учащихся в группе: 1 год обучения – 15 человек, второй – 12 человек.
1.8.Формы занятий Форма занятий – групповая. Группы формируются по возрастному принципу, но в случае необходимости по усмотрению педагога их можно формировать и с учётом индивидуального развития и уровня овладения знаниями обучающихся.
Формы организации занятий (социально-значимые мероприятия): акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита и реализация проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, видео-лектории, рейды, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д.
- Объем программы:
2.1.Объем программы:288 часов (1 год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144 часа)
2.2.Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года (46академических часа в год и 98 часов практической части-подготовка к акциям, агитациям, тренингам и т.д.). Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание
программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы,расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики
изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.
2.3.Режим занятий: с каждой группой занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (занятие 2 – 3 часа).
3.Планируемые результаты по программе:
Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные
организаторские навыки, дают опыт участия в социальных акциях.
На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
К концу первого года обученияобучающиеся должны знать:
- историю развития волонтерского движения;
- основные добровольческие организации России;
- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
- правила составления информационного буклета;
- методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
- возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
- правила выхода из конфликтной ситуации;
- влияние психоактивных веществ на организм человека;
- способы отказа от употребления психоактивных веществ
должны уметь:
- владеть навыками планирования и самоанализа;
- уметь составлять информационный буклет средствами MicrosoftOffice;
- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
- уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
- владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
К концу второго года обученияобучающиеся должны ЗНАТЬ:
- требования к созданию социальной рекламы;
- структуру и правила оформления делового письма;
- технологию социального проектирования;
- основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
- возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины диванного поведения;
- биологические и социальные последствия наркотической зависимости
должны УМЕТЬ:
- создавать социальные ролики в программе MovieMaker, социальный плакат в программе Paint;
- разрабатывать социальные проекты;
- составлять деловое письмо, писать новостную статью;
- владеть навыками сопротивления групповому давлению;
- эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками диванного поведения
- выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
3.1.Критерии и способы определения результативности:
Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь) и итоговый контроль обучающихся. Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.
3.2.Способы и формы проверки результатов:
— педагогическое наблюдение;
— опрос;
— тестирование;
— защита проектов;
— организация и участие в мероприятиях, конкурсах;
— анализ результатов методик: «Лидер», «Эффективность лидера», «КОС»-авторы В.В. Синявский и В.А. Федорошин, тест «Диагностика лидерских способностей»-авторы Е. Жариков и Е. Крушельницкий, тест «Способны ли вы быть лидером».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
— творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентация;
— мероприятия, КТД, соревнования, конкурсы, конференции;
— видеоролики телестудии «ВарламовоNews»;
— статьи и фотоматериалы на сайте учреждения;
— портфолио обучающихся объединения;
— карты оценки результатов освоения программы;
— награждение благодарственными письмами самых активных членов
волонтерского отряда и волонтеров в совместных мероприятиях.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Тема занятия | Часы | Форма контроля | |
теория | практика | ||
Учебно-тренировочная работа | — | — | |
Вводное занятие. Техника безопасности | — | — | |
Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения |
3 | 14 | тест |
Работа волонтеров по пропаганде здорового и спортивного образа жизни |
3 | 12 | Коллективная рефлексия |
Информационные технологии в работе волонтера |
8 | 4 | Коллективная рефлексия |
Присмотр видеоролика «Что такое толерантность» | 2 | 3 | |
Подготовка Акции «Курить не модно» | 2 | 8 | Создание картотеки игр |
Подготовка Акции «Дерево Жизни» приуроченная к 1 декабря день борьбы со спидом | 2 | 4 | Оформление информационного листа для стенда |
Основы социального проектирования и проведения социальных дел |
1 | 8 | Коллективная рефлексия |
Специальная подготовка волонтеров | 14 | 8 | опрос |
Лидерство в волонтерском объединении | 5 | 8 | Мини-опрос |
Формирование гражданской активности | 3 | 13 | Оформление информационного листа для стенда |
Развитие молодежных инициатив в процессе социального взаимодействия |
3 | 14 | Коллективная рефлексия |
Заключительное занятие | — | 2 | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Итого: 144 | 46 | 98 |
2 год обучения
Раздел, тема | Часы | Формы подведения итогов | |
Деятельность общественного объединения волонтеров | теория | практика | опрос |
Управление волонтерской деятельностью | — | опрос | |
Сопротивление групповому давлению. | 2 | — | Групповая рефлексия |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 2 | 4 | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 2 | 4 | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Новостная статья | 2 | 3 | Практическое задание |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | 4 | 2 | Практическое задание |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | 4 | 5 | Практическое задание |
Социальный видеоролик | 6 | Практическое задание | |
Технология «Равныйобучает равного» | 4 | 8 | Практическое задание |
Дискуссия | 12 | Практическое задание | |
Социальный театр | 2 | Коллективная рефлексия | |
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 3 | 8 | Коллективная рефлексия |
Основы социального проектирования | 2 | 3 | Практическая работа |
Разработка и реализация социальных проектов | 1 | ||
Помощь ветеранам и пожилым людям | 1 | 4 | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Помощь детям-сиротам | 1 | 4 | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Работа с подростками диванного поведения | 1 | 6 | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | 3 | 3 | Фотоотчет, отзыв |
Лидер. Типы лидерства | 6 | 12 | опрос |
Рефлексия. | — | 3 | опрос |
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | 3 | 6 | конкурс |
Организация детских праздников | 5 | Фотоотчетколлективная рефлексия | |
Итого: 144 | 46 | 98 |
Содержание программы 1 года обучения
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
- Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.
- Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
- Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
- Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Игровые технологии в работе волонтера
- Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.
- Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
- Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД.
- Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построенияигровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
- Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.
- Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.
- Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.
- Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.
- Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в МБУ ДО ДЮЦ
- Информационные технологии в работе волонтеров
- Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
5.Основы проведения социальных дел
- Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.
- Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.
- Психологическая подготовка волонтеров
- Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
- 2. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
3.Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
- Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров»
5.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
- Специальная подготовка волонтеров
- Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.
- Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов
Содержание программы 2 годаобучения
- Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
- Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
- Сопротивление групповому давлению
- Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.
- ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ.Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Информационные технологии в работе волонтера
- Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.
- Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма.
- Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
- Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе MovieMaker. Практикум: работа над созданием видеоролика.
Социальные технологии в работе волонтера
- Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного»
- Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе.Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова)
- Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация.
Основы социального проектирования и проведения социальных дел
- Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
- Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.
Специальная подготовка волонтеров
- Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
- Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.
- Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
- Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья — Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»
- Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Лидерство в волонтерском объединении.
- Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
- Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
- Подготовка к участию в районном конкурсе «Лидер XXI века, областном конкурсе «Доброволец года»
Организация детских праздников.
Разработка и проведение детского новогоднего праздника для классов компенсирующего обучения. Проведение детской игровой программы в день защиты детей.
III ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1.Методическое обеспечение программы
1 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Формы аттестации |
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | беседа | Дискуссия, просмотр видеоролика | Видеоролик «Так просто» | тест |
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | беседа | Дискуссия, просмотр видео презентации | Презентация «Добровольческие организации России» | Коллективная рефлексия |
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | Беседа, деловая игра | Проведение социального опроса, планирование работы | Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем» | Коллективная рефлексия |
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | беседа | Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка» | фотографии | |
Игры-адаптации. Игры с эстрады | Занятие-игра | Беседа, показ игр | Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады | Создание картотеки игр |
Игровая программа | Занятие-практикум | Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ | Практическое задание | |
Организация игровых переменок, детских праздников | Мастер-класс, творческая мастерская | Мозговой штурм | Сценарии мероприятия | Фотоотчет, оформление альбома |
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | Занятие-игра | Дискуссия, ролевая игра | Карточки с ролями, форма протокола заедания районной думы | Коллективная рефлексия |
Влияние курения на организм человека | Конференция | Показ видеороликов, дискуссия, защита мини-рефератов | Видеоролики | опрос |
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | Беседа | Показ иллюстративного материала, блеф-клуб с пояснениями | Альбом «Твое здоровье», социальные ролики | Мини-опрос |
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | встреча | Анализ текста, объяснение | Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 20.21, ст.20.1,ст. 7.27, с. 6.67, ст.6.10, ст. 116, ст. 158, ст. 162, ст. 166) | Оформление информационного листа для стенда |
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | Тренинг | Дискуссия, ролевая игра, рефлексия | Карточки с ролевыми ситуациями, слайды «Приемы отказа от предлагаемого алкоголя» | Коллективная рефлексия |
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | Практикум | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, изготовление раздаточного материала | Сценарии мероприятия | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Компьютерная, игровая зависимости. | беседа | Показ видеоматериала.объяснение, дискуссия | Видеоролик «Жить или играть», | Мини-опрос |
Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной зависимости | Творческая мастерская | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, создание видеоролика |
Видеролики «Друзья рядом», «Жить или играть» |
Коллективная рефлекия |
Информационный буклет. Принципы создания. | Беседа, практикум | Показ, анализ информационного раздаточного материала, практическое задание по составлению информационного буклета | Информационные буклеты на разные темы | Самоанализ буклетов, выставка |
Листовка | Беседа, практикум | Просмотр и анализ листовок, практическое задание по изготовлению листовки | Информационные листовки | Анализ листовок |
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций
|
Беседа, трудовая акция, уличная акция, информационная акция | Трудовой десант, подготовка и распространение агитационного материала, листовок |
Коллективная рефлексия, отзывы, фотоотчет, оформление альбома, подготовка информационных заметок |
|
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | Концерт, встреча, экскурсия в краеведческий музей | Репетиция, разговор с интересными людьми, создание информационного раздаточного материала | Сценарии мероприятий | Коллективная рефлексия, анализ информационного раздаточного материала |
Особенности работы с младшими школьниками | беседа | Объяснение | опрос | |
Подростковый возраст и его особенности | Беседа, дискуссия | Объяснение, решение психологических задач | Карточки с проблемными ситуациями | Практическое задание |
Психологические особенности людей пожилого возраста | Беседа, | просмотр и обсуждение видеофильма «Бабуся», дискуссия | Видеофильм «Бабуся» | опрос |
Тренинг личностного роста | тренинг | Рефлексия, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений | Индивидуальная рефлекия |
Тренинг коммуникативных навыков | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, | Коллективная рефлексия |
Тренинг толерантности | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения» | Индивидуальная рефлексия |
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, концерт | Практическая работа | Коллективная рефлексия, фотоотчет, отзыв | |
Помощь детям-сиротам | мастер-класс, игровая программа | Игры, показ | Коллективная рефлексия, отзыв, фотоотчет |
2 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Формы аттестации |
Деятельность общественного объединения волонтеров | Лекция, «мозговой штурм» | Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами | Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера | опрос |
Управление волонтерской деятельностью | Лекция, деловая игра | Объяснение | опрос | |
Сопротивление групповому давлению. | Тренинг | Психологические игры | Карточки с ролевыми ситуациями | Групповая рефлексия |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | Лекция | Блеф-клуб, показ видеороликов | Учебные видеоролики, мультфильмы | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | Лекция, дискуссия | Показ учебного видеоролика, просмотр и обсуждение фильма | Фильм «Дневник Насти» | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Новостная статья | Лекция | Объяснение, работа с текстами, практическая работа | Подборки газетных статей | Практическое задание |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | Лекция | Объяснение, практическая работа | Примеры деловых писем | Практическое задание |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | Лекция | Объяснение, показ иллюстраций, практическая работа | Подборки социальных плакатов | Практическое задание |
Социальный видеоролик | Лекция | Объяснение, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа | Подборка социальных роликов | Практическое задание |
Технология «Равный обучает равного» | Лекция | Объяснение, показ видеоматериала | Видеоматериалы о работе в данной технологии | Практическое задание |
Дискуссия | Лекция, «дискуссионные качели» | Объяснение, упражнение Джеффа | Карточки для упражнения Джеффа | Практическое задание |
Социальный театр | Лекция, репетиция | Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция | Сценарии социального театра, записи постановок социального театра | Коллективная рефлексия |
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | Практикум | Практическая работа | Коллективная рефлексия | |
Основы социального проектирования | Лекция, деловая игра | Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа |
Видеопрезентация «Технология социального проектирования» |
Практическая работа |
Разработка и реализация социальных проектов | Практикум | Практическая работа | ||
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, встреча, концерт | Практическая работа | Фотоотчет, коллективная рефлексия | |
Помощь детям-сиротам | Творческая мастерская | «мозговой штурм», мастер-класс, | Сценарий мероприятия | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Работа с подростками девиантного поведения | Лекция, практикум | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | Творческая мастерская | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Фотоотчет, отзыв |
Лидер. Типы лидерства | Беседа, тренинг | Объяснение, тестирование, психологические игры | Бланк для теста «Я – лидер?» | опрос |
Рефлексия. | Беседа | Объяснение | Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» | опрос |
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | Практикум | Практическая работа | Положения о конкурсах | конкурс |
Организация детских праздников | Практикум | Практическая работа | Сценарии праздников | Фотоотчетколлективная рефлексия |
3.2. Условия реализации программы
- Социальная значимость программы:
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. Ведущие современные педагоги, психологи, философы
и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня
не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но
и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и
девушек, формированию у них активной жизненной позиции.
- Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
- Психолого-педагогические условия:
— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;
— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.
- Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие ноутбука, видеопроектора, демонстрационного экрана, спортивного инвентарь.
3.3. Список литературы
Для педагога:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФ, 2013
- Лавриненко В.Н.Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров, 2013.
- Всемирная декларация добровольцев (принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев, Париж, 14сентября 1990 года. — [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://www.newparlament.ru/docs/view/2132
- Новиков А.С. Проблемы волонтерского движения в современной
- России. // Международный научно-исследовательский журнал,
2012 — [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://research-journal.org/featured/pedagogy/problemyvolonterskogo-dvizheniya-v-sovremennoj-rossii/
- Понятие волонтерства. Главное — желание? // Информационно-методический журнал BiZ. — 4 ноября 2012 г.— № 4. — 2—4 с.
- Ромицын И.В. Волонтерская деятельность как фундамент
гражданского общества. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3630.pdf
- Федеральный научно-практический журнал «СОТИС —социальные технологии, исследования», Материалы VII Общероссийской конференции по добровольчеству, 2010. — С 21—22, 34.
- Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 12. – С. 100-104.
- Добровольческий труд: сущность, функции, специфика //
Социологические исследования. – 2010. – № 5. – С. 15-22. 32
- Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 1. – С. 42-43.
- Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития
молодежноговолонтерства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-3. – С. 141-144.
- Онищенко Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестник Московского государственного областного
университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 183-187.
- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.
Холостовой. – М.: Юрист. – 2007. – 319 с.
- Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. – М. – 2007. – 235 с.
- Тетерский С. 10 лет ДИМСИ: деятельность общероссийских общественных организаций “Детские и молодежные социальные
инициативы” (ДИМСИ) // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 59.
- Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. –2011. – № 8. – С. 71-73.
- Щупленков О.В. История молодежного движения в России в современном исследовательском поле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 1-2. – С. 211-215. 33
- Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский / Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2011.-160с.
20.Куприянова Г.В. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2011 .-25с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Основные мероприятия:
Информационный блок
- Создание, выпуск и распространение информационных листовок.
- Помещение материалов на сайтДЮЦа.
3.Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов.
4.Сбор информации об объектах, о людях, нуждающихся в посильной помощи волонтеров.
Валеологическийблок
- Дни здоровья.
- Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления.
- Рассказы и беседы о социально опасных болезнях общества.
- Встречи со спортсменами – выпускниками ДЮЦа.
- Линейки чествования лучших спортсменов.
- Мероприятия, популяризирующие здоровый образ жизни.
Проектный блок 1. Разработка и реализация проектов и акций.
Познавательный блок
- Волонтерское движение.
- Проектирование и реализация социально-значимых проектов.
- Самоуправление
- Информация о мероприятиях, посвященным Международным дням и акциям.
- Формы и методы организации культурно-массовых мероприятий, игр, КТД.
Тренинговый блок
Проведение тренингов
1.Командообразование и лидерство.
2.«Ровесник-ровеснику».
3.Профилактика ВИЧ, пивного алкоголизма, табакокурения, интерактивных зависимостей, наркотиков.
Координационный блок
- Координация работы группы волонтеров руководителем группы.
- Формирование органов ученического самоуправления в объединении
- Организация встреч с администрацией и педагогическими работниками учреждения, с родителями и социальными партнерами.
- Организация акций, анкетирование, экскурсий.
Досуговый блок
- Проведение акций, анкетирование, экскурсий, мероприятий.
- Организация КТД (коллективных творческих дел), игровых программ.
- Участие в конкурсах моделей лидеров ученического самоуправления, профилактических программ «Свежий ветер», «Лидер 21 века», конкурс социальных проектов «Гражданин».
Экологический блок
- Организация и проведение экологических акций
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
индивидуальная;
групповая;
работа по подгруппам.
- Планируемые мероприятия
№ п/п | Мероприятия |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. | |
Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ | |
Изучение литературы по первичной профилактике вредных привычек. | |
«Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка | |
Тренинг на уверенность в себе. | |
История возникновения волонтерского движения. | |
Час общения. Волонтер. Какой он? | |
Час общения. Здоровый образ жизни: как мы его представляем. | |
Подготовка социологического опроса «Вопросы — ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам). | |
Обработка социологических данных опроса. | |
Выпуск буклетов о вреде курения “Мифы и реальность” | |
Час общения. «О пользе спорта». | |
Подготовка выступления агитбригады «О пользе спорта» для начальной школы | |
Час общения. Пиво – мифы и реальность. | |
Выпуск буклетов о вреде пива “Мифы и реальность” | |
Как защититься от простуды и гриппа. | |
Час общения. О вреде курения. | |
Разработка игровой программы для 5-6 классов «Курильщик — сам себе могильщик» | |
Час общения. Энергетические напитки. | |
Сбор и подготовка информации об энергетических напитках. | |
Час общения «Вся правда о наркотиках». | |
Подготовка мероприятия «Скажи наркотикам – нет!» | |
Час общения. Разговор о правильном питании. | |
Час общения. Как сохранить свое здоровье. | |
Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда) | |
Подготовка акции «Никотин на витамин» | |
Час общения. Что такое ПАВ? | |
Сбор и подготовка информации о вреде ПАВ. | |
Подведение итогов работы отряда за год. |