Дьяченко Т. П. «Экономика со школы»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                   20      г

 

 

.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 

«ЭКОНОМИКА СО ШКОЛЫ»

 

Направленность:  социально-педагогическая 

Возраст учащихся: 10 — 13 лет

Срок реализации: 2 года // 288 часов 

                                                                              Автор//разработчик:

 Дьяченко Тамара Петровна

 педагог дополнительного образования

 

 

  1. c. Чугуевка

2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Основные характеристики программы:

 

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «ЭКОНОМИКА СО ШКОЛЫ» (далее – Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования:

1.2. Актуальность вопросов повышения экономической грамотности детей школьного возраста обусловлена серьезными социально-экономическими трансформациями российского общества, потребностями молодого поколения в успешной социализации.

Современному человеку невозможно обойтись без знания основ семейной экономики и экономики предприятий. В основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические принципы и закономерности. Овладение ими значимо для каждого человека в отдельности и для страны в целом.

Программа дополнительного образования детей «Экономика со школы» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна программы заключается в том, что ее содержание, формы и методы обучения направлены на активизацию имеющихся у учащихся жизненного опыта, знаний, умений, в активном использовании при реализации программы деятельностного подхода к обучению, а также интегрирует имеющиеся знания учебных предметов «Технология», «Обществознание», существенно дополняя и расширяя их.

1.3. Отличительной особенностью программы является ее направленность на приобретение новых знаний и умений, которые помогут школьникам грамотно участвовать в экономических отношениях в кругу своей семьи, в школе.

1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в обеспечении условий для освоения школьниками основных социально-экономических ролей (потребителя, труженика) через организацию разнообразных форм познавательной, практической и самостоятельной творческой деятельности учащихся.

1.5. Цель программы – формирование у учащихся представлений об основах экономики семьи, школы, села. Дать учащимся представление о взаимосвязи, взаимозависимости всех объектов хозяйственной жизни города (села, района). Развить у учащихся понимание того, что для достижения определенного уровня жизни необходимо множество условий, одним из которых является правильный выбор профессии. Отразить все возможности экономики ближайшего окружения, которые могли бы заинтересовать учащихся в плане дальнейшего обучения и в профессиональном плане.

1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

обучающие:

— познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, школы, села Чугуевка, правилами ведения хозяйства, с бюджетом;

— научить рационально расходовать и использовать ресурсы, осуществлять несложные экономические расчеты;

— сформировать умения принятия рациональных экономических решений на уровне семьи и школы, критического анализа экономической информации, планирования личных финансовых ресурсов;

 

Обучающие задачи первого года обучения:

  • познакомить с основными понятиями, характеризующими экономику семьи;
  • познакомить с основными источниками формирования семейного бюджета и возможностями экономии;
  • рассмотреть основные качества рачительного хозяина;
  • научить анализировать семейные экономические ситуации;
  • показать, как осуществлять рациональный потребительский выбор;
  • научить соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
  • приводить правила рационального ведения семейного хозяйства;
  • научить составить бюджет семьи, участвовать в его распределении

Обучающие задачи второго года обучения:

  • рассмотреть основные элементы структуры хозяйства села, района, структуры управления;
  • показать сходства и различия в работе предприятий различных форм собственности;
  • назначение и функционирование кадровых служб; кадровая политика города села;
  • рассмотреть объекты и субъекты предпринимательства;
  • определить возможности реализации профессиональных планов;
  • объяснить функционирование хозяйственного и управленческого механизма села;
  • представить принцип работы конкретного предприятия промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг, культуры;
  • научить проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;
  • научить проводить простейшие экономические расчеты;
  • научить находить необходимую социально-экономическую информацию в различных справочных, периодических и других изданиях;
  • научить использовать найденную информацию

 

развивающие:

— формирование умений социального взаимодействия и общения;

— развитие навыков индивидуального и совместного принятия решения;

— обучение коллективной практической работе;

— развитие навыков рационального поведения в экономических отношениях;

 

воспитательные:

подготовить учащихся к выполнению социальных ролей – потребителя, труженика;

воспитывать организованность, бережливость, трудолюбие, чувство взаимоуважения и взаимопонимания в семье.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 10 – 13 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети более младшего возраста.

1.8. Формы занятий: Форма занятий – групповая. Группы формируются по возрастному принципу, но в случае необходимости по усмотрению педагога их можно формировать и с учётом индивидуального развития и уровня овладения знаниями обучающихся.

Программа предусматривает использование различных форм познавательной и практической деятельности: беседа, рассказ педагога, дискуссия, анализ источников, выполнение учебно-познавательных и тестовых заданий, решение ситуативных задач, деловая игра, игра-викторина, практикум, экскурсия, защита проектных работ, анализ проблемных ситуаций.

 

  1. Объем программы:

 

2.1. Объем программы – 288 часов на весь период обучения по программе.

2.2. Срок реализации программы: — 2 года по 144 часа каждый. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание
программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики
изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3. Режим занятий2 раза в неделю по 2 академических часа.

 

  1. Планируемые результаты:

 

3.1. Планируемые результаты.

Предметные результаты (по модулям) первого года обучения:

 

Модуль 1. «Основные вопросы экономики».

Учащиеся научатся:

Определять и различать потребности и блага их удовлетворяющие.

Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять ограниченность ресурсов.

Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой.

Модуль 2. «Семья глазами экономиста».

Учащиеся научатся:

Определять и различать экономические задачи семьи, национальные традиции семьи.

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять для чего люди работают, главную цель предпринимательства.

Модуль 3. «Хозяйственная деятельность семьи».

Учащиеся научатся:

Соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять основные стадии хозяйственной деятельности.

Модуль 4. «Семейное хозяйство».

Учащиеся научатся:

Определять и различать основные элементы семейного хозяйства.

Учащиеся получат возможность научиться:

Рассчитывать коммунальные платежи за определенный период.

Модуль 5. «Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве».

Учащиеся научатся:

Определять и различать виды планов, основные документы по ведению учета семейного имущества.

Учащиеся получат возможность научиться:

Использовать компьютерные программы для учета домашних финансов.

Модуль 6. «Бюджет семьи».

Учащиеся научатся:

Определять основные источники доходов и пути расходов семейного бюджета.

Учащиеся получат возможность научиться:

Составить бюджет семьи, участвовать в его распределении.

Модуль 7. «Рачительный хозяин».

Учащиеся научатся:

Приводить правила рационального ведения семейного хозяйства

Учащиеся получат возможность научиться:

Использовать способы и секреты рационального ведения хозяйства

Модуль 8. «Думающий покупатель».

Учащиеся научатся:

осуществлять рациональный потребительский выбор;

Учащиеся получат возможность научиться:

Использовать на практике основные правила выбора товаров.

 

Предметные результаты (по модулям) второго года обучения

 

Модуль 1. «Экономика как наука и как система ведения хозяйства».

Учащиеся научатся:

Понимать и различать области, которые изучают разделы экономики: микроэкономика и макроэкономика.

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять проблему распределения ресурсов.

Модуль 2. «Экономика и рынок».

Учащиеся научатся:

Понимать и различать основные характеристики рынка, субъектов рыночных отношений.

Учащиеся получат возможность научиться:

Представлять основные силы, которые управляют рынком: спрос предложение и цена.

Модуль 3. «Предпринимательство и организация».

Учащиеся научатся:

Понимать и различать что составляет внутреннюю и внешнюю среду любой организации;

Составлять простой бизнес-план.

Учащиеся получат возможность научиться:

Представлять принцип работы конкретного предприятия промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг, культуры

Модуль 4. «Экономика ближайшего окружения».

Учащиеся научатся:

Понимать и различать потребности и их влияние на развитие экономики.

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять кто обеспечивает населению удовлетворение потребностей в питании, одежде и жилье, потребностей в безопасности, социальные потребности.

Модуль 5. «Муниципальное хозяйство».

Учащиеся научатся:

Определять и различать основные проблемы муниципального хозяйства:

финансово-экономические, эколого-экономические, социально-экономические.

Учащиеся получат возможность научиться:

Понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма города (села)

 

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

  • совместно с другими учениками или при помощи педагога формулировать цели;
  • совместно с другими учащимися или при помощи педагога анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • совместно с другими учащимися или при помощи педагога планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

 

Учащийся получит возможность научиться:

  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

 

Личностные результаты

 

У учащегося будут сформированы:

  • основы гражданского поведения на принципах социальной ответственности;
  • образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  • признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
  • готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

 

Учащийся получит возможность для формирования:

  • основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
  • потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • готовности к выбору профильного образования.

 

3.2. Способы и формы поверки результатов. Механизм оценки результатов обучения по программе включает критерии и уровни оценки, формы контроля.

Наиболее обобщенный результат обучения – сформированность представления об основах экономики семьи, организации, села.

Рекомендуемые критерии оценки: уровень экономических знаний (высокий, средний, низкий), степень овладения умениями (высокий, средний, низкий), сформированность экономически значимых качеств личности.

Рекомендуемые формы контроля:

1) входящий контроль: собеседование, опрос, индивидуальные
задания;

2) текущий и промежуточный контроль: опрос, тестовые задания,
учебно-познавательные и практические задания, защита творческих
проектов;

3) итоговый контроль: тестовые задания, экономические игры.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контроля
всего теоретич. практич.
1. Введение в экономику 2 1 1
2. Модуль 1. Основные вопросы экономики 12 6 6 Тесты
3. Модуль 2. Семья глазами экономиста 16 6 10

Тесты

Защита проекта

4. Модуль 3. Хозяйственная деятельность семьи 18 9 9 Практические задания
5. Модуль 4. Семейное хозяйство 12 6 6 Практические задания
6. Модуль 5. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве 20 7 13

Практические задания

Защита проекта

7. Модуль 6. Бюджет семьи 22 10 12 Тесты Практические задания
8. Модуль 7. Рачительный хозяин 14 5 9

Практические задания

Защита проекта

9. Модуль 8. Думающий покупатель 12 6 6 Практические задания
10. Итоговое занятие 2 2
ИТОГО: 144 71 73

 

2-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Введение в экономику 2 1 1
2. Модуль 1. Экономика как наука и как система ведения хозяйства 16 8 8 Тесты
3. Модуль 2. Экономика и рынок 14 7 7 Практические задания
4. Модуль 3. Предпринимательство и организация 38 18 20 Тесты
5. Модуль Экономика ближайшего окружения 52 20 32 Практические задания
6. Модуль 5. Муниципальное хозяйство 24 11 13 Тесты
7. Итоговое занятие 2 2
ИТОГО: 144 65 79

 

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1-ый год обучения

Введение.

Теория. Знакомство с группой учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу. Понятие «экономика».

 

Модуль 1. «Основные вопросы экономики».

Теория. Что такое благо. Ограниченность ресурсов. Безграничность потребностей. Ресурсы. Взаимодействие ресурсов, благ и потребностей людей. Виды ресурсов: финансовые, природные, материальные, энергетические, трудовые, информационные. Группы ресурсов: возобновляемые, частично возобновляемые, не возобновляемые. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Рациональное ведение хозяйства. Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?

Практика. Анализ отрывка из «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца, решение ситуационных задач, выполнение контрольных вопросов и заданий.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет понятие человеческих потребностей.

Высказывать свои предположения о том, что такое блага.

Познавательные УУД

Анализировать информацию с целью выделения существенных признаков потребностей.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами экономические и неэкономические блага.

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в группах.

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Нужны ли человеку блага?»

Регулятивные УУД

Составлять план своих действий.

Составлять свой план текста.

 

Модуль 2. «Семья глазами экономиста».

Теория. Что такое семья? Становление семьи на различных этапах развития общества. Цели и функции семьи. Экономическая, воспитательная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная, репродуктивная, функции семьи. Основные экономические показатели, характеризующие семью. Экономические задачи, решаемые в семье. Распределение обязанностей в
семье. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. Основные типы
организации семейного хозяйства.

Практика. Анализ таблицы «Твои родные и близкие», сообщения по теме: «Организация семейных отношений у разных народов
мира», составление и решение кроссвордов на тему: «Семья в экономике», решение ситуационных задач, выполнение контрольных вопросов и заданий.

Работа над проектом по теме: «Профессии в моей семье»

Формы контроля. Презентация и защита проекта. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Уважать труд людей разных профессий.

Познавательные УУД

Классифицировать профессии по предмету труда.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей дальнейшего выбора профессии.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план.

 

Модуль 3. «Хозяйственная деятельность семьи».

Теория. Процесс хозяйственной деятельности: производство благ, распределение произведенных благ, обмен благ, потребление благ. Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг.

Потребление. Семья и её потребности. «Пирамида потребностей» А.
Маслоу. Потребности: физиологические, социальные, в самосохранении, признании, самовыражении. Развитие потребностей. Личное и семейное
потребление. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Источники
удовлетворения потребностей. Ресурсы семьи.

Практика. Решение ситуационных задач, выполнение
контрольных вопросов и заданий.

Самостоятельная работа: «Расчёт энергетической ценности и стоимости блюд», решение ситуационных задач, выполнение контрольных вопросов и заданий.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, о том, что есть ресурсы.

Познавательные УУД

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные УУД

Готовить проект по теме: «Ограниченность ресурсов», подобрав материал и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Мобилизовать силы и энергию для подготовки проекта.

 

Модуль 4. «Семейное хозяйство».

Теория. Имущество семьи. Собственность. Правила эффективного владения, пользования и распоряжения собственностью. Семейная собственность. Личная собственность.

Экономические показатели семейного хозяйства. Размер имущества
семьи.

Доходы семьи. Классификация доходов семьи по составу: денежные, субсидии, натуральные. Классификация доходов по источникам: от богатства, от трудовой деятельности.

Расходы семьи. Классификации семейных расходов. Постоянные и переменные расходы. Циклические расходы. Непредвиденные расходы.
Налоги и обязательные платежи. Сбережения. Факторы, влияющие на
величину расходов семьи. Возможные пути снижения семейных расходов.

Разумное ведение хозяйства. Счета на оплату. Налоги. Обязательные и
добровольные платежи. Чеки, квитанции.

Практика. Анализ стихотворения С. Маршака «Багаж», решение ситуационных задач, выполнение контрольных вопросов и заданий.

Тест: «Умеем ли мы тратить деньги», знакомство со счетами на оплату коммунальных услуг, телефона и др., практические, проверочные задания и вопросы.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по теме.

Познавательные УУД

Составлять на основе текста таблицу «Сходства и различия жилищных и коммунальных услуг».

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности.

 

Модуль 5. «Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве».

Теория. Правила эффективного ведения семейного хозяйства: планирование, учёт и контроль.

Виды планов: стратегический, тактический, оперативный. Диаграмма Гантта.

Учёт и контроль в семейном хозяйстве. Финансовая документация семьи. Хозяйственная и кассовая книги.

Практика. Работа с диаграммой Гантта, хозяйственной и
бухгалтерской книгами. Решение ситуационных задач, контрольных вопросов и заданий. Проектная деятельность «Я – заведующий хозяйством»

Формы контроля.  Презентация и защита проекта. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, о том, что есть ресурсы.

Познавательные УУД

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные УУД

Готовить проект по теме: «Ограниченность ресурсов», подобрав материал и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Мобилизовать силы и энергию для подготовки проекта.

 

Модуль 6. «Бюджет семьи».

Теория. Бюджет семьи. Доходы семьи. Заработная плата как один из основных
источников дохода семьи. Особенности разных видов доходов. Постоянные и
переменные доходы. Доход семьи как источник увеличения её богатства.
Богатство. Расходы семьи. Основные направления расходов семьи. Постоянные
расходы.

Сбалансированный бюджет. Дефицитный бюджет. Остаток денежных
средств. Избыточный бюджет. Сбережения. Основные этапы составления
бюджета. Рациональное использование средств семьи как основная задача
семейной экономики.

Особенности семейного бюджета в различных странах. Содержание потребительской корзины семьи. Почему различаются
потребительские корзины разных семей.

Стоимость потребительской корзины как важный экономический
показатель семейного хозяйства. Прожиточный минимум. Потребительские корзины в различных странах мира.

Практика. проектная деятельность по темам: «Составляем семейный бюджет», «Составляем бюджет школьника», анализ таблицы «Доля отдельных расходов в семейном бюджете в различных странах мира», решение тестов, ситуационных задач, контрольных вопросов и заданий.

знакомство и анализ таблиц «Физиологические нормы потребления продуктов питания для различных групп населения», «Стоимость потребительских корзин разных групп
населения»; проектная деятельность «Составляем потребительскую корзину
семьи», игра «Путешествие в семьи народов мира», решение ситуационных
заданий, контрольных вопросов.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Бережно относиться к семейному бюджету.

Познавательные УУД

Формировать первоначальное представление о семейном бюджете.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «Экономия семейных доходов».

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

 

Модуль 7. «Рачительный хозяин».

Теория. Грамотный владелец, пользователь, распорядитель имущества. Рациональность. Кто такой рачительный хозяин. Основные качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.  Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье.

Практика.  проектная деятельность по теме: «Шкатулка секретов рачительного хозяина»; практическое
задание «Что можно сделать из отходов домашнего хозяйства», анализ
литературных произведений, составление графика недельной загрузки
школьника, работа с пословицами и поговорками, народным фольклором, где упоминаются качества личности настоящего хозяина; решение ситуационных заданий, контрольных вопросов.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

Познавательные УУД

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

Коммуникативные УУД

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в группе, в парах дежурных.

Регулятивные УУД

Прогнозировать свой результат.

 

Модуль 8. «Думающий покупатель».

Теория. Покупатель и продавец. Сущность процесса купли-продажи товаров. Товар.  Деньги. Свойства и функции денег. История появления денег. Деньги разных стран. Цена товара.

Реклама. Цели и задачи рекламы. Упаковка. Назначение упаковки. Маркировка товара. Штриховая система маркировки. Символы маркировки. Этикетка. Секреты выбора товара. Рациональный выбор. Маркетинг в домашней экономике. Экономические возможности семейного хозяйства. Предпринимательство.

Профессии членов семьи. Разнообразие профессий, их связь с нуждами
семьи. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и
услуг. Причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий. Семья как участник обмена. Семья как потребитель общественных
благ.

Практика. анализ стихотворения С.Я. Маршака «О том, как старик корову продавал», игра «Супермаркет», практическое задание «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», изучение этикеток различных товаров, решение ситуационных заданий, контрольных вопросов, решение кроссворда.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация.

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, в ситуации, когда приходится делать выбор, со сверстниками.

Высказывать свое мнение о том, что такое товар и услуга.

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость разнообразия товаров и услуг в наше время и в прошлом. Описывать ситуацию выбора. Самостоятельно составлять критерии выбора.

Коммуникативные УУД

Приводить примеры ситуаций выбора из собственной жизни, литературных и кинематографических произведений совместно с одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении цен на товары и услуги

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

 

Итоговое занятие.

Практика. Экономическая игра, Выполнение тестовых заданий

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, взаимоаттестация, подведение итогов.

 

2-ой год обучения

 

Введение.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу. Повторение пройденного ранее.

 

Модуль 1. «Экономика как наука и как система ведения хозяйства».

Теория. Что изучает наука экономика. Основные предпосылки экономической науки. Школа в экономике – экономика в школе. Зачем изучать экономику школы. Инструментарий экономической науки – экономические модели. Критерий эффективности. Рыночная экономика и другие экономические системы. Микроэкономика и макроэкономика – две части экономической науки. Экономические ресурсы и проблема распределения ресурсов. Зачем школе ресурсы. Как использовать ресурсы школы. Как использовать ресурсы школы. Школа делает выбор. Как правильно выбирать. Выбор. Неограниченность потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономическая проблема, которая решается с помощью экономики. Экономические проблемы в школе. Что значит экономить. Как сделать школу красивой и ухоженной. Хватит ли всем места. Зачем нужно расписание уроков. Возможен ли класс из одного ученика. Лесенка принятия решений. Метод выбора правильных решений. Формулировка проблемы. Определение цели. Поиск альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор наилучшего варианта.

Практика. Какие блага производят на рабочем месте родителей. Моделирование ситуаций. Решение задач.

Форма контроля. Тесты. Проверка выполненных заданий.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, о том, что есть ресурсы.

Познавательные УУД

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные УУД

Готовить проект по теме: «Ограниченность ресурсов», подобрав материал и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Мобилизовать силы и энергию для подготовки проекта.

 

Модуль 2. «Экономика и рынок».

Теория. Рынок — лучший администратор. Понятие и этапы формирования рынка. Функции и структура рынка. Формы и типы рыночных связей. Субъекты рыночных отношений и виды рынков. Конкуренция: ее виды и экономическая роль. Монополия: место и роль на рынке. Олигополия – ситуация, при которой конкуренты знают друг друга в лицо.

Спрос. Закон спроса. Факторы, от которых зависит спрос на товар. От индивидуального спроса к рыночному. Что экономисты считают издержками. Предложение в трех видах: таблица, график, управление. Изменение предложения и величины предложения.

Практика.

Форма контроля. Тесты. Проверка выполненных заданий.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, о том, что есть ресурсы.

Познавательные УУД

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные УУД

Готовить проект по теме: «Ограниченность ресурсов», подобрав материал и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные УУД

Мобилизовать силы и энергию для подготовки проекта.

 

Модуль 3. «Предпринимательство и организация».

Теория. Предприниматель и предпринимательство. Понятие и сущность организации (предприятия). Виды предприятий. Внутренняя и внешняя среда организаций. Школа как потребитель. Школа как производитель.  Производство. Виды производства: материальное, производство услуг. Товар. Услуга. Ресурс. Школа – большое хозяйство. Имущество предприятия. Состав имущества организаций. Имущество школы. Все в экономике имеет цену. Капитал предприятия. Обязательства предприятия. Доходы и расходы школы. Организация труда на предприятии. Предпринимательство и труд в школе. Твоя роль в экономике школы. Основные экономические показатели деятельности организаций. Планирование в предпринимательстве. Бизнес-план – основа создания предприятия.

Практика. Составление коллажа «Ресурсы школы, которые помогают тебе учиться». Самостоятельная работа: «Как школа может решить проблему чистоты классов». Разработка проекта одну из предлагаемых тем: «Моя школа – цветущий сад», «Сделаем полезное для школы своими руками», «Неделя книги». Творческий проект «Я — предприниматель»

Форма контроля. Тесты. Проверка выполненных заданий.

Личностные УУД

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

Познавательные УУД

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

Коммуникативные УУД

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в группе, в парах дежурных.

Регулятивные УУД

Прогнозировать свой результат.

 

Модуль 4. «Экономика ближайшего окружения».

Теория. Потребности и их влияние на развитие экономики. Кто обеспечивает населению удовлетворение потребностей в питании, одежде и жилье. Функции и виды магазинов. Подсобные и фермерские хозяйства. Предприятия питания и бытового обслуживания. Промышленные предприятия (заводы и фабрики). Как удовлетворяются потребности в безопасности. Защита от преступников и внешних врагов. Транспорт как потребность в защищенности. Защита здоровья. Защита от нищеты. Как удовлетворяются социальные потребности. Средства связи как способ удовлетворения потребности в общении. Досуг как удовлетворение потребностей в отдыхе и общении. Высшие потребности. Образовательные учреждения. Наука и искусство.

Практика. Творческий проект «Идеальный магазин». Творческий проект «Мини ферма». Творческий проект «Кафе». Творческий проект «Фабрика». Творческий проект «Разработай маршрут». Творческий проект «Самое лучшее место отдыха». Решение ситуационных задач.

Форма контроля. Тесты. Проверка выполненных заданий. Защита проектов.

Личностные УУД

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

Познавательные УУД

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

Коммуникативные УУД

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в группе, в парах дежурных.

Регулятивные УУД

Прогнозировать свой результат.

 

Модуль 5. «Муниципальное хозяйство».

Теория. Основные понятия: рынок, рыночные отношения, приватизация, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, муниципалитет, федерация, правительство, налоги, дотации, предпринимательство, банкротство, занятость, безработица, социальная защита, экология, технология, налоги, система налогообложения, бюджет, статистика, социологический опрос, биржа труда.

Структура сельского хозяйства. Управление хозяйством. Самоуправление. Бюджет села. Основные статьи доходов и расходов.

Частная собственность фундамент рыночных отношений. Приватизация в селе: как стать собственником. Объекты и субъекты сельского хозяйства, экономические связи и отношения между ними. Роль предпринимательства в развитии сельского хозяйства. Экономические и социальные аспекты малого и среднего бизнеса. Как муниципалитет и федеральное правительство влияют на развитие рыночных отношений.

Социально – экономические проблемы: занятость и безработица, социальная защита, социальная помощь. Инфляция. Основные причины инфляции. Лекарство от инфляции. Как осуществляется социальная защита населения в нашем селе. Взаимосвязь понятий «экономика» и «экология». Экологические проблемы района: в чем их суть и как они решаются. Где администрация берет деньги на решение социальных и других проблем. Как формируется муниципальный бюджет. Местные налоги в системе налогообложения. Налогообложение — экономическая проблема.

Практика.

Практическая работа: «Статистическое исследование динамики изменения форм собственности в населённом пункте».

Творческий проект: «Если бы мэром был я..».

Дискуссия: «Как организовать свой бизнес?»

Экскурсия: в налоговую инспекцию.

Форма контроля. Презентация и защита проекта.

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, в ситуации, когда приходится делать выбор, со сверстниками.

Высказывать свое мнение о том, что такое товар и услуга.

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость разнообразия товаров и услуг в наше время и в прошлом. Описывать ситуацию выбора. Самостоятельно составлять критерии выбора.

Коммуникативные УУД

Приводить примеры ситуаций выбора из собственной жизни, литературных и кинематографических произведений совместно с одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении цен на товары и услуги

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

 

  • КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Календарный учебный график представлен в приложении 1.

 

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

  • Методическое обеспечение программы

 

Работа по данной программе сочетает в процессе вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, творческие задания, ролевые и деловые игры, конкурсы.

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

  • Поставленными целями и задачами.
  • Следующими принципами обучения: от практической деятельности к внутреннему развитию всех качеств личности.
  • Возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки, мотивации и др.)
  • Наличием соответствующей материальной базы.

Для реализации программы используются следующие методы:

  • Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)
  • Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)
  • Игровые

Одними из важнейших методов обучения по данной программе являются методы стимулирования познавательной деятельности: метод дискуссии, создание ситуации успеха.

Приоритетная технология обучения по программе «Экономика со школы» – метод проектов. Обучающиеся выполняют исследовательские, творческие проекты при завершении тем, а также творческий проект, как итоговую зачетную работу, интегрирующую знания и умения по всему материалу за год.

 

  • Условия реализации программы

 

  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных экономических знаний детей в условиях сетевого
взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники.

 

  • Список литературы

Образовательный процесс по программе дополнительного образования
детей «Экономика со школы» опирается на следующие методические комплекты:

  1. под ред. И. А. Сасовой: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений «Экономика: Моя семья» автор Н.В. Новожилова, и тетрадь творческих заданий для учащихся 5 класса «Экономика семьи» авторы: Н.В. Новожилова, Е.Н. Землянская.
  2. под ред. И. А. Сасовой: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений «Экономика: Моя школа» автор Т.С. Терюкова, и тетрадь творческих заданий для учащихся 6 класса «Экономика школы» авторы: Т.С. Терюкова, Е.А. Артемьева.
  3. под ред. И. А. Сасовой: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений «Экономика: Мое ближайшее окружение» автор Л.Е. Новикова, и тетрадь творческих заданий для учащихся 7 класса «Экономика села» авторы: Л.Е. Новикова.

Здесь приводятся различные практические и ситуационные задания, которые позволят учащимся наиболее эффективно усвоить предлагаемый материал.

 

Для педагога:

  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное
    пособие для 5-6 классов общеобразоват. учр. – М., 2010.
  2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Методическое пособие для 5-6 классов общеобразоват. учр. – М., 2010.
  3. Новожилова Н.В. и др. Экономика: Моя семья: Методическое
    пособие для 5 класса общеобразоват. учр. / Под ред. И.А. Сасовой. – 8-е изд.
  4. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебник для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М., 2000.
  5. Программа непрерывного социально – экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010
  6. И.И.Нагуманова. Программа по экономике ближайшего окружения.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
  7. Экономика: моё ближайшее окружение: Учебное пособие для 7 класса общобразоват. учр./Л.Э.Новикова; под ред. И.А.Сасовой.-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.
  8. Л.Э.Новикова. Экономика (Мое ближайшее окружение) 7 класс:Метод. пособие/Под ред.И.А. Сасовой. .-М.:ВИТА–ПРЕСС,2010.

 

Для учащихся и родителей:

  1. Новожилова Н.В. Экономика: Моя семья: Учебное пособие для 5
    класса общеобразоват. учр. / Под ред. И.А. Сасовой. – 8-е изд. – М., 2013.
  2. Новожилова Н.В., Землянская Е.Н. Экономика семьи. 5 класс:
    Тетрадь творческих заданий для учащихся 5 класса / Под ред. И.А. Сасовой.
  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»:
    Учебное пособие для 5-7 классов общеобразоват. учр. – М., 2013.
  4. Обществознание: учебник для 5 кл. общеобр. учр. / Под ред. Л.Н.
    Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., 2012.
  5. Обществознание: учебник для 7 кл. общеобр. учр. / Под ред. Л.Н.
    Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., 2013.
  6. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры:
    Хрестоматия для учащихся. – М., 2004.