Дьяченко Т. П. программа

Управление образования Чугуевского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                  20      г

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«МИР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Направленность: техническая   

 

Возраст учащихся: 10 — 16 лет

Срок реализации: 3 года

 

                                                                              Автор//разработчик:

 Дьяченко Тамара Петровна

 педагог дополнительного образования

 

 

c. Чугуевка

2018

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:

 

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «МИР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (далее – Программа) реализуется в соответствии с технической направленностью образования:

       1.2. Актуальность программы заключается в ее личностно-деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и самореализации.

Программа позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Особенности образовательной программы в том, что в процессе обучения используются мультимедийные программы и видеозаписи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.

        1.3. Отличительная особенность программы заключается в том, что она позволяет ребенку не только научиться практическим приёмам работы на компьютере, получить пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, создания презентаций, обработки цифровых изображений и т.д. но и развивать творческие способности, мышление, активизировать гражданскую позицию.

       1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в обеспечении условий для освоения школьниками основных социально-экономических ролей (потребителя, труженика) через организацию разнообразных форм познавательной, практической и самостоятельной творческой деятельности учащихся.

        1.5. Цель программы – формирование информационной культуры учащихся, посредством реализации интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве.

        1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • формирование избирательного отношения к полученной информации;
  • формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

 

Воспитательные:

  • формирование общекультурных навыков работы с информацией;
  • воспитание общественно-значимых качеств личности;
  • формирование общественной активности личности;

 

Обучающие:

  • удовлетворение образовательных запросов учащихся в приобретении новых компетенций, выходящих за рамки уроков информатики общеобразовательной программы школы;
  • приобретение необходимых ИКТ компетенций;
  • воспитание грамотного человека в русле времени, знающего и владеющего современными техническими средствами;

           

Обучающие задачи первого года обучения:

  • научить решать практические задачи, связанные с информацией.
  • познакомить с основными этапами развития в работе с информацией.
  • научить работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • научить работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
  • познакомить с назначением и основными возможностями графического редактора Paint;
  • научить применять графический редактор для создания и редактирования графических изображений;
  • научить инсталлировать операционную систему Windows;
  • научить устанавливать драйвера, необходимые для корректной работы периферийных устройств;
  • применять PowerPoint для создания и демонстрации мультимедиа презентации.
  • применять программу Word для создания и редактирования текстов

 

Обучающие задачи второго года обучения:

 

  • сформировать понимание терминов «исполнитель», «система команд»;
  • сформировать понимание термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • сформировать учение составления неветвящихся (линейные) алгоритмов управления исполнителями и запись их на языке программирования Скретч;
  • сформировать понимание (формально выполнять) использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • сформировать умение создания алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;
  • сформировать умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программирования Скретч.

 

Обучающие задачи третьего года обучения:

 

  • определять и различать основные возможности фотокамер.
  • производить ручные настройки фотокамеры
  • познакомить с назначением и основными возможностями графического редактора Adobe Photoshop;
  • монтировать видеоряд из нескольких частей применять графический редактор для обработки растровых изображений.
  • использовать возможности компьютера в ходе проектной деятельности.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 10 – 16 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети более младшего возраста.

1.8. Формы занятий: Работа по данной программе сочетает в процессе вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, творческие задания, ролевые и деловые игры, конкурсы.

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

  • Поставленными целями и задачами.
  • Следующими принципами обучения: от практической деятельности к внутреннему развитию всех качеств личности.
  • Возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки, мотивации и др.)
  • Наличием соответствующей материальной базы.

Для реализации программы используются следующие методы:

  • Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)
  • Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)
  • Игровые

Одними из важнейших методов обучения по данной программе являются методы стимулирования познавательной деятельности: метод дискуссии, создание ситуации успеха.

Приоритетная технология обучения по программе «Мир информационных технологий» – метод проектов. Учащиеся выполняют исследовательские, творческие проекты при завершении тем, а также творческий проект, как итоговую зачетную работу, интегрирующую знания и умения по всему материалу за год.

 

  1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:

 

2.1. Объем программы – 648 часов на весь период обучения по программе.

2.2. Срок реализации программы: — 3 года, по 216 часов каждый. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3. Режим занятий3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

3.1. Планируемые результаты.

 

Предметные результаты первого года обучения:

 

Учащиеся научатся:

  • Перечислять основные и дополнительные устройства компьютера;
  • Уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • Уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
  • Соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • Устанавливать драйвера, необходимые для корректной работы периферийных устройств.
  • Определять назначение растровых редакторов.
  • Применять графический редактор для обработки растровых изображений.
  • Применять программу Microsoft Publisher для изготовления полиграфической продукции.
  • Работе с различными мультимедиа приложениями;
  • Овладеют навыками решения проблем и другими видам критического мышления;
  • Применять PowerPoint для создания и демонстрации мультимедиа презентации.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • Знать назначение операционной системы;
  • Объяснять назначение и основные возможности PowerPoint для создания презентаций.
  • Успешно применять полученные навыки в учебной и повседневной деятельности

 

Предметные результаты второго года обучения:

 

          Учащиеся научатся:

 

  • пониманию терминов «исполнитель», «система команд»;
  • пониманию термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящихся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования Скретч;
  • пониманию (формально выполнять) использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • созданию алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программирования Скретч.

 

Предметные результаты третьего года обучения:

 

Учащиеся научатся:

 

  • Определять и различать назначение и основные возможности программного обеспечения для обработки фотоматериалов.
  • Владеть основным приемами обработки фотоматериалов

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Применять навыки обработки фотоматериалов для корректировки изображений.

 

Метапредметные результаты

 

У учащихся будут сформированы:

 

  • умение создания и преобразования моделей и схем для решения задач;
  • умение выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;
  • навыки построения логического установление причинно-следственных связей;
  • владение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать результаты своей работы;
  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научной литературе, в словарях и справочниках, интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать Скретч-проекты;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках при решении алгоритмических задач;
  • умение оформлять свои мысли письменно; слушать и понимать;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  • осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • умение входить в информационную учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
  • формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
  • моделирование с использованием средств программирования;
  • проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности,
  • организация своего времени с использованием ИКТ.

 

Личностные результаты

 

У учащихся будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей учащегося;
  • умение вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь при разработке и создании Скретч-проектов;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во время внеурочных занятий;
  • готовность профессией программиста или частично связанной с ней;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на продолжение изучение алгоритмических структур и команд среды программирования Скретч;
  • навыки прогнозирования своей деятельности в ходе создания Скретч-проектов;
  • бережное отношение к техническим средствам обучения: компьютер, микрофон, наушники, проектор

 

3.2. Способы и формы поверки результатов. Результативность контролируется на протяжении всего процесса обучения. Для этого предусмотрены творческие задания, позволяющие проводить оценивание результатов в форме самооценки и взаимооценки. Кроме того, в конце каждой изучаемой темы проходит промежуточный контроль знаний умений и навыков (викторины, контрольные работы, тестирование). В конце каждого года обучения проходит итоговая аттестация: в конце 1 года обучения – контрольная работа, в конце 2  и 3 годов обучения — защита творческих проектов.

Используются следующие формы контроля:

  • Устный опрос (в начале урока).
  • Практические задания, в форме выполнения на компьютере программных задач.
  • Творческие задания, где усвоенный материал предлагается воплотить в оригинальные авторские проекты.

При прохождении обучения по программе у каждого обучающегося накапливается электронная папка с выполненными заданиями и проектами.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1-ый год обучения

Базовая компьютерная подготовка

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контроля
всего теоретич. практич.
  Раздел 1. Базовая компьютерная подготовка        
1. Тема 1. Компьютер и компьютерные программы 24 11 13 Тестирование по карточкам
2. Тема 2. Жесткий диск – дом для файлов и папок 12 5 7 Тестирование по карточкам
3. Тема 3. Создание и редактирование графических файлов 38 10 28

Папка документов,

творческий проект

 

4. Тема 4. Текстовые редакторы – программы для создания текстовых документов. 44 21 23

Папка документов,

творческий проект

 

5. Тема 5. Создание презентации 42 20 22

Папка документов,

творческий проект

6 Тема 6. Работа с ресурсами Интернета 54 25 31 Тестирование по карточкам
  Итого 216 92 124 Контрольная работа

 

2-ой год обучения

Программирование

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Введение. Повторение 16 8 8 Тестирование по карточкам
2. Раздел 2. Основы программирования 46 22 24 Тестирование по карточкам
3. Раздел 3.  Программирование и язык Scratch 154 70 84  
  Тема 1. Начало работы со Scratch 26 12 14 Тестирование по карточкам
  Тема 2. Проект «Радужные линии в космосе» 16 7 9 Творческий проект
  Тема 3. Проект «Бегущий в лабиринте» 20 10 10 Творческий проект
  Тема 4. Проект «Баскетбол с учетом силы тяжести» 12 6 6 Творческий проект
  Тема 5. Проект «Арканоид» 20 10 10 Творческий проект
  Тема 6. Проект «Змейка» 8 4 4 Творческий проект
  Тема 7. Проект «Фруктовый ниндзя» 10 5 5 Творческий проект
  Тема 8. Проект «Уничтожитель астероидов в космосе» 14 7 7 Творческий проект
  Тема 9. Проект «Продвинутый платформер» 18 9 9 Творческий проект
  Тема 10. Фантазируем в Scratch 10 10 Творческий проект
  Итого 216 100 116  

 

3-ий год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Введение. 2 2 Тестирование по карточкам
2. Раздел 4. Обработка фотографии в программе Photoshop 214 96 116  
  Тема 1. Рабочая среда программы Adobe Photoshop 16 7 9 Тестирование по карточкам
  Тема 2. Изучаем слои 18 8 10 Творческий проект
  Тема 3. Выделяем и вырезаем 16 7 9 Творческий проект
  Тема 4. Трансформируем и искажаем. 12 5 7 Творческий проект
  Тема 5. Инструменты Adobe Photoshop 50 24 26 Творческий проект
  Тема 6. Команды коррекции 18 8 10 Творческий проект
  Тема 7. Каналы в программе Photoshop 12 5 7 Творческий проект
  Тема 8. Удивительные фильтры 40 19 21 Творческий проект
  Тема 9. Умные объекты и автоматизация работы в программе Photoshop 12 5 7 Творческий проект
  Тема 10. Анимация в программе Adobe Photoshop, 3D – объекты 20 8 12 Творческий проект
  Итого 216 96 118  

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1-ый год обучения

 

Раздел 1. Базовая компьютерная подготовка

 

Тема 1. Компьютер и компьютерные программы

Теория

Компьютерная техника в современном мире. Знакомство с оборудованием кабинета и организацией рабочего места. Правила поведения на рабочем месте. Алгоритм включения и выключения компьютера. Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе.

Компьютеры и их возможности. Виды современных компьютеров. Устройство настольного ПК. Системный блок. Составные части компьютера. Основные элементы компьютера и их характеристики. Работа с мышью. Использование контекстного меню. Работа с клавиатурой.

Компьютерные программы. Системные программы. Прикладные программы. Инструментальные программы.

Операционная система – начало всех начал. Виды системных программ. Прикладные программы: пакеты и приложения. Операционная система Windows. Интерфейс системы. Сочетания клавиш. Запуск программ и открытие окон. Меню Пуск. Основные элементы окна программы.

Практика

Выполнение практических заданий и интерактивных упражнений.

Формы контроля

Диагностика уровня подготовленности детей к занятиям.

Устные ответы на вопросы.

Тестирование по карточкам.

 

Тема 2. Жесткий диск – дом для файлов и папок

Теория

Информация, виды информации. Информация в компьютере. Диски, файлы и папки.

Жесткий диск и другие носители информации. Твой помощник – Проводник. Файлы и папки в программе Проводник. Группа Библиотеки.

Простые операции с файлами и папками. Новое имя для файла и папки. Копирование и перемещение объектов. Корзина для файлов и папок. Удаление файлов и папок. Полная очистка папки. Корзина.

Практика

Выполнение практических заданий и интерактивных упражнений.

Формы контроля

Тестирование.

 

Тема 3. Создание и редактирование графических файлов

Теория

Растровые и векторные изображения. Программа Paint. Окно программы Paint. Создание и сохранение графического файла. Панель инструментов редактора Paint. Инструменты Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик. Инструмент Заливка. Инструменты Линия, Кривая. Инструменты Прямоугольник, Скругленный прямоугольник. Рисуем овал и круг. Инструмент Овал.  Дополнительные возможности. Инструмент Многоугольник. Палитра цветов. Настройка цвета.

Практика

Выполнение практических заданий и интерактивных упражнений.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

 

Тема 4. Технология обработки графической информации

Теория

Основные возможности редактора Word. Окно редактора Word. Отмена и возврат операций. Ввод букв и знаков препинания. Разделение текста на абзацы. Вставка специальных символов. Редактирование текста и проверка правописания. Простые операции с фрагментами текста. Выделение текста. Работа с буфером обмена. Перемещение и копирование с помощью мыши. Сохранение и распечатка текста.

Изменение цвета текста и выбор шрифта. Изменение начертания текста, подчеркивание, изменение регистра. Простые украшения для текста. Выделение цветом. Анимация. Форматирование текста в абзаце.

Особенности форматирования текста. Выравнивание текста в абзаце. Линейка форматирования. Вставка рисунка в текст. Вставка рисунка из коллекции, из файла, вставка фотографии. Выделение и удаление вставленных в документ изображений. Изменение размера изображения Обрезка изображения. По вертикали горизонтали. Обрезать по фигуре. Пропорции

Обтекание, перемещение и размещение изображения. Поворот и отражение рисунка. Графические и художественные эффекты. Стили рисунка. Восстановление параметров рисунка. Вставка в текст геометрических фигур и других объектов.

Практика

Формы контроля

Тестирование по карточкам.

Тема 5. Создание презентации

Теория

Power Point – программа для создания презентаций. Особенности программы. Окно программы Power Point. Вкладки окна программы. Создание и сохранение файла презентации. Основные способы создания презентации. Режимы отображения презентации. Оформление титульного слайда.

Работа со слайдами: выбор макета, добавление, удаление, дублирование, перемещение. Презентация на основе шаблона и готового файла презентации. Быстрое редактирование слайдов. Просмотр и печать презентации. Форматирование текста в презентации. Операции с текстовыми полями. Изменение текста в презентации. Форматирование абзацев.

Технология работы с графическими объектами. Использование команды «Фотоальбом». Работа с фотографиями: вставка, стили, редактирование Работа с фигурами: вставка, стили, редактирование. Оформление слайдов. Коррекция основных параметров изображения. Художественные эффекты, стили рисунков. Восстановление параметров изображения. Анимационные эффекты в программе Power Point. Переходы между слайдами. Анимация объектов на слайде. Технология использования звука и видео

Практика

Выполнение практических заданий, упражнений

Формы контроля.

Показ выполненных презентаций.

Тема 6. Работа с ресурсами Интернета

Теория

Знакомство с сетью Интернет. Её особенности. Браузеры – программы для путешествий в сети. Почта. Загрузка и установка. Интерфейс программы. Создание новых сообщений. Поисковые системы в сети Интернет: Google, Yandex, Bing. Электронные энциклопедии и библиотеки.

Быстрый и эффективный поиск. Сохранение изображений и текстов. Хранение информации. Приложение SkyDrive. Облачные сервисы. You Tube – помощник в учебе. Знакомство с порталом и регистрация.

Интернет для отдыха и развлечений. Экскурсии, не выходя из дома. Виртуальные путешествия. Играем в Интернете. Электронная почта. Регистрация в почтовых сервисах. Интерфейс программы. Получение и отправление писем. Программа Skype для общения. Создание учетной записи. Форумы, чаты и блоги. Поведение и опасности в сети Интернет. Различия в поведении человека в сети Интернет и в обычной жизни.

Личное общение в Интернете. Личная безопасность. Мошенники в сети Интернет. Безопасность компьютера. Вредоносные программы и их особенности. Основные способы заражения компьютера. Защита ПК. Лечение компьютера. Этикет и особенности при общении в сети Интернет

Практика

Выполнение практических заданий, упражнений.

Формы контроля

Показ выполненных презентаций.

Итоговое занятие

Контрольная работа. Подведение итогов. Награждение обучающихся. Обсуждение и анализ результатов работы за год.

2-ой год обучения

Введение

Теория

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе. Техника пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Обзор тем, изучаемых в течение года.

Практика

Диагностика уровня подготовленности детей к занятиям.

Повторение

Теория

Повторение. Тема «Компьютер и компьютерные программы». Повторение. Тема «Жесткий диск – дом для файлов и папок». Повторение. Тема «Создание и редактирование графических файлов». Повторение. Тема «Текстовые редакторы – программы для создания текстовых документов». Повторение. Тема «Создание презентаций». Повторение. Тема «Работа с ресурсами Интернета».

Практика

Проверка остаточных знаний по второму году обучения.

Формы контроля

Тестирование по карточкам.

Раздел 2. Основы программирования

Теория

Почему программирование? История развития персональных компьютеров. Вычислительное мышление. Основные элементы языка программирования. Алгоритмы и функции. Программный интерфейс приложения. Основные этапы программирования. Разработка и дизайн. Блок-схема. Двоичная система счисления. Языки программирования. Отладка программы. Игровые жанры. Цифровое искусство и дизайн. Робототехника. Сайты и мобильные приложения. Безопасность и конфиденциальность в Интернете.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Тестирование по карточкам.

Раздел 3.  Программирование и язык Scratch

Тема 1. Начало работы со Scratch

Теория

Запуск Scratch. Автономный редактор. Спрайты. Графический редактор. Работа с блоками кода. Добавление и удаление блоков. Демонстрация программ. Помощь. Усложнение первого проекта. Знакомство с эффектами. Знакомство с отрицательными числами. Знакомство с пером. Циклы. Условный блок. Координаты Х и Y. Мультфильм «Акула и рыбка».

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

            Тема 2. Проект «Радужные линии в космосе»

Теория

Эскиз проекта. Создание космического фона. Создание трех движущихся точек. Прорисовка линий радуги. Завершенная программа. Турборежим. Радужные треугольники. Две радужные линии

Самостоятельная работа.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 3. Проект «Бегущий в лабиринте»

Теория

Эскиз проекта. Создание прогуливающегося кота. Создание уровней лабиринта. Ограничение движений кота при помощи стен. Добавление награды в конце лабиринта. Завершение программы. Режим для двух игроков. Ловушки. Чит-режим: умение проходить сквозь стены.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 4. Проект «Баскетбол с учетом силы тяжести»

Теория

Эзкиз проекта. Обучение кота подпрыгиванию и приземлению. Обучение кота перемещению влево и вправо. Создание летающего баскетбольного кольца. Обучение кота бросать мяч в кольцо. Режим для двух игроков. Чит-режим: остановка кольца. Самостоятельная работа.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 5. Проект «Арканоид»

Теория

Эскиз проекта. Создание платформы-ракетки, перемещаемой влево/вправо. Настройка отскакивания мяча от стен. Настройка отскакивания мячика от платформы. Клонирование кирпичиков. Настройка отскакивания мячика от кирпичиков. Создание сообщений о выигрыше и об окончании игры. Другие варианты игры. Создание фона. Добавление музыки. Настройки градиента. Изменение цвета платформы. Завершение программы.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 6. Проект «Змейка»

Теория

Эскиз проекта. Создание головы змеи, поворачивающейся во все стороны. Создание появляющихся яблок. Создание тела змеи. Другие варианты игры: добавление бонусных фруктов. Чит-режимы. Заключение.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 7. Проект «Фруктовый ниндзя»

Теория

Эскиз проекта. Создание начальной экранной заставки. Создание следа от разрезания фруктов. Создание кнопки начать. Создание движущихся фруктов и бомб. Создание спрайта здоровья. Подготовка концовки игры. Другие варианты игры. Чит-режимы. Заключение.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 8. Проект «Уничтожитель астероидов в космосе»

Теория

Эскиз проекта. Создание движущегося космолета. Выход космолета за края сцены. Прицеливание с помощью мыши и стрельба. Создание астероидов. Ведение счета и создание таймера. Взрыв космолета при столкновении с астероидом. Другие варианты игры. Чит-режимы. Заключение.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 9. Проект «Продвинутый платформер»

Теория

Эскиз проекта. Имитация гравитации, падения и приземления. Использование крутых склонов и стен. Обучение кота высоким и низким прыжкам. Добавление обнаружения препятствий сверху. Использование хитбокса для спрайта Кот. Улучшение анимации ходьбы. Создание уровня. Добавление крабов и яблок. Заключение.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 10. Фантазируем в Scratch

Теория

Мультфильм «Кот и летучая мышь». Игра «Пройди сквозь кактусы». Игра «Ведьма и Волшебник» Викторина. Подведение итогов. Программирование в Scratch на свободную тему.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

3-ий год обучения

Введение

Теория

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе. Техника пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Обзор тем, изучаемых в течение года.

Практика

Диагностика уровня подготовленности детей к занятиям.

            Раздел 4. Обработка фотографии в программе «Photoshop»

Тема 1. Рабочая среда программы Adobe Photoshop

Теория

Первое знакомство с программой Adobe Photoshop. Настройка программы. Растровые и векторные изображения. Разрешение и размер. Цветовые модели. Создание, открытие и сохранение документов. Упорядочивание, навигация. Повторение темы 1.

Практика

Загрузка графического редактора Adobe Photoshop. Обсуждение работ, выполненных в Adobe Photoshop. Настройки нового документа. Изменение размера файла. Сохранение изображений для веб-сайта. Сохранение изображений для полиграфической продукции. Преобразование, масштабирование, изменение формата файла изображений.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 2. Изучаем слои

Теория

Слои. Основы. Операции со слоями. Объединение слоев. Виды слоев. Режимы наложения слоев. Стили слоя. Работа со слоями. Сведение и объединение слоев. Выделение и связывание слоев. Закрепление слоев. Группы слоев. Создание слоев. Смарт-объекты. Деформация. Автоматическое выравнивание и наложение слоев. Стили. Масштабирование. Деформация перспективы. Повторение темы 2

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 3. Выделяем и вырезаем

Теория

Обзор инструментов Выделения. Основные операции с инструментами Выделения. Инструменты группы Лассо. Быстрое выделение и Волшебная палочка. Цветовой диапазон. Область фокусировки и команда «Уточнить край». Быстрая маска. Слой-маска. Повторение темы 3.

Практика

Выделение областей геометрической формы и произвольное выделение. Устранение дефектов фотографии. Клонирование и стирание объектов.  Осветление переднего плана и затемнение фона фотографии.

Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 4. Трансформируем и искажаем

Теория

Свободная трансформация. Деформация перспективы. Марионеточная деформация. Масштаб с учетом содержимого. Заливка с учетом содержимого. Повторение темы 4.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 5. Инструменты Adobe Photoshop

Теория

Инструменты группы кадрирования. «Рамка» и «Раскройка». «Пипетка» и другие вспомогательные инструменты. «Восстанавливающая кисть». «Заплатка» и другие инструменты ретуши. Инструмент «Штамп». Инструмент «Осветлитель» и другие инструменты. Инструмент «Кисть». Палитра «Кисть». Инструменты «Карандаш», «Замена цвета», «Микс кисть». Инструмент «Архивная кисть». Инструмент «Ластик». Инструменты «Градиент» и «Заливка». Обзор инструментов векторной графики. Инструмент «Фигура». Инструмент «Перо». Инструмент «Текст». Повторение темы 5.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 6.  Команды коррекции

Теория

Автоматические команды коррекции. Команда «Уровни». Команда «Кривые». Сочность, цветовой тон, цветовой баланс. Черно-белое, фото фильтр. Микширование каналов, поиск цвета, постиризация. Карта градиента. Выборочная коррекция цвета. Повторение темы 6.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 7. Каналы в программе Photoshop

Теория

Каналы. Введение. Основные операции с каналами. Команда «Внешней канал». Команда «Вычисления». Каналы LAB. Повторение темы 7.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 8. Удивительные фильтры

Теория

Фильтры. Обзор. Галерея фильтров. Адаптивный широкий угол. Коррекция дисторсии. Пластика. Исправление перспективы. Галерея Размытия. Категория Размытие. Усиление резкости. Фильтр «Шум». Рендеринг. Команда «Тени/Света». Создание HDR. Команда «Подобрать цвет», команда «Заменить цвет» Остальные команды меню «Изображение». Повторение темы 8

Практика

 Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 9. Умные объекты и автоматизация работы в программе Photoshop

Теория

Смарт-объекты. Создание операций. Редактирование, сохранение, загрузка операций. Пакетная обработка изображений. Печать. Повторение темы 9.

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Тема 10.  Анимация в программе Adobe Photoshop, 3D – объекты

Теория

Создание покадровой анимации. Анимация на шкале времени. Редактирование видео файлов. Способы создания 3D объектов. Создание 3D – объекта. Создание 3D текста. Плагины-помощники. Фото с 3D эффектом. Повторение темы 10. Итоговая аттестация

Практика

Выполнение практических заданий.

Формы контроля

Проверка выполненных заданий и упражнений.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы требуется компьютерный класс, оснащенный компьютерной техникой:

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  4. Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  5. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  6. Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер.
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  6. Программа разработки презентаций.
  7. Браузер.

Список полезных образовательных сайтов

http://www.klyaksa.net/

http://www.informatka.ru/

http://www.informatik.kz/index.htm

http://uchinfo.com.ua/links.htm

http://www.school.edu.ru/

http://infoschool.narod.ru/

http://www.school.edu.ru/

http://kpolyakov.narod.ru

http://window.edu.ru/resource/526/58526

http://www.it-n.ru

http://www.fcior.edu.ru

http://www.school-collection.edu.ru

Методическое обеспечение

  • Методические разработки по темам программы.
  • Архив работ обучающихся.
  • Видео и фотоматериалы.
  • Коллекция графических и анимационных материалов.
  • Сценарии досуговых мероприятий.

           Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение:

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут, семинар, импровизация на заданную тему.

Наглядные методы: демонстрация готовых работ, демонстрация презентаций по теме, карточки по теме,

Практические методы: разработка, выполнение проекта.

  • УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных информационно-коммуникационных знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

  1. Д. В. Голиков, А. Д. Голиков Книга юных программистов на Scratch. — SmashWords, 2016
  2. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008
  3. Программное обеспечение информационных технологий. Спб.: Питер, 2009.— 430 с.: ил. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Часть 3
  4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  6. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 — 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  7. Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012 — 42 с.: ил. (Серия «Современный урок»).
  8. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012 -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
  9. Super Scratch Programming Adventure! Learn to Program. — No Starch Press, 2012
  10. Marji Majed. Learn to Program with Scratch: A Visual Introduction to Programming with Games, Art, Science, and Math — No Starch Press, 2014 — 228 с.: ил.

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. В. Алиев. Компьютер — это просто! Спб.: — «Питер», 2017 г.
  2. В. Леонтьев. Новейший самоучитель. Компьютер + интернет, М.: «Олма», 2017 г.
  3. Программируй! / Решма Сауджани; [пер. с англ. Е. Кузьминой]. – Москва: Эксмо, 2018. – 176 с. (Программирование для детей)
  4. Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch! / Эл Свейгарт; [пер. с англ. М. Райтман]. – Москва: Эксмо, 2017. – 304 с. – (Программирование для детей).
  5. Голиков Д., Голиков А. Программирование на Scratch 2 Часть 1 Делаем игры и мультики. Подробное пошаговое руководство для самостоятельного изучения ребёнком. —Scratch4russia.com, 2016 — 295 с.
  6. Голиков Д., Голиков А. Программирование на Scratch 2 Часть 2 Делаем сложные игры. Подробное пошаговое руководство для самостоятельного изучения ребёнком. — Scratch4russia.com, 2016 — 283 с.
  7. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 20018 — 73 с.
  8. Голиков Д. В. Scratch для юных программистов. _ СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 192 с.: ил.
  9. Мак-Клелланд Дик. Adobe Photoshop – М.: Изд-во Вильямс, Диалектика, 2017
  10. Роуз Карла. Освой самостоятельно Adobe Photoshop. – М.: Издательство Вильямс, 2016. Тайц А. М., Тайц А. А. Самоучитель Adobe Photoshop – СПб.: Издательство: BHV – Санкт – Петербург, 2017.
  11. С. Пономаренко. Adobe Photoshop C-Петербург, «БХВ-Петербург» 2003.
  12. Пауэл Томас А., Уитворт Дэн. HTML справочник программиста. Москва-Минск, АСТ Харвест 2003.
  13. Intel Обучение для будущего Москва, 2003
  14. Божко А. Н. Photoshop CS: Технология работы. Сканирование, ретушь. – М.: КУДИЦ-Образ ,2004.
  15. Панкратова Т. В. Photoshop CS (+CD). Учебный курс. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.
  16. Солоницын Ю. А., Белобородова Е. Photoshop CS и цифровая фотография. Самоучитель. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.
  17. Луций С. А. Самоучитель Photoshop CS. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.
  18. Кириленко А. П. Photoshop CS — стань профессионалом! Самоучитель. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.
  19. Гурский Ю. А., Гурская И. В. Photoshop CS. Трюки и эффекты. – 2-е изд. (+CD). -СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.
  20. Шахов М. В., Данилова Т., Гурский Ю. А. Photoshop CS и цифровая фотография. Популярный самоучитель. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2004.

Интернет – ресурсы

  1. self-promo.ru (Дистанционный курс в поддержку ОП «Школа программирования»);
  2. Попова О. В., учебное пособие по информатике — http://inf777.narod.ru/inf_posobie_popova/inf_posobie_popova.htm
  3. Электронная библиотека книг по информатике — http://www.book.ru/cat/173
  4. Сборник пособий по информатике — http://www.twirpx.com/files/informatics/newbie
  5. М.А.Беляев, и др. «Основы информатики» — http://www.vuithelp.ru/files/538.html
  6. mit.edu — официальный сайт Скретч (язык программирования)
  7. ScratchED (англ.). Гарвардский университет. — Глобальное сообщество учителей Скретч.