Кузьмина М. С. программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детско-юношеский центр»

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

 

 

                               УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А. В. Олейник

                              «___________ » 20____ г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Детский фитнес»

 

Направленность программы: физкультурно — оздоровительная

 

Срок реализации программы-3 года

Возраст детей: 4- 17 лет

 

Составитель: Кузьмина Мария Сергеевна

педагог дополнительного образования

 

 

с. Чугуевка 2020 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
    • Пояснительная записка
    • Актуальность программы
    • Отличительные особенности программы
    • Педагогическая целесообразность
    • Цель программы
    • Задачи
    • Возраст учащихся, которым адресована программа
    • Формы занятий
  2. ОБЪЁМ ТЕМ ПРОГРАММЫ
    • Объём программы
    • Срок реализации программы
    • Режим занятий
  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    • Планируемые результаты
    • Способы и формы проверки результатов
  4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    • Учебно- тематический план
    • Содержание тем программы
  5. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
    • Методическое обеспечение программы
    • Формы подведения итогов
    • Функциональные пробы
    • Критерии физических способностей
    • Показатели физических способностей – контрольные упражнения
    • Условия реализации программы
    • Список литературы
  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  2. 1. Пояснительная записка

         В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения. По данным различных исследований, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказаны многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективным преодолением многих заболеваний.

Фитнес— это сбалансированное состояние оптимальных уровней силы, гибкости, контроля за весом тела, сердечно-сосудистых возможностей, позитивного физического и психического настроения, что позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска и развивать потенциальные физические способности.

Фитнес— это образ жизни, позволяющий сохранять и укреплять здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, вести активный образ жизни.

Фитнес— это образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека.

  1. 2. Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:

— ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;

— высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;

— частые стрессовые состояния.

 

  1. 3. Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью  данной образовательной программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач. Занятия по программе позволяют проявить творческие способности детей. В программе использованы игровые методики для занятий фитнесом, что способствует более быстрому запоминанию движений и помогает решить проблему концентрации внимания у ребят. Используются основные педагогические принципы — систематичность, постепенность и последовательность.

 

  1. 4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в детях воспитывается чувство внутренней свободы, уверенность в себе, своих  силах и возможностях, развиваются нравственные и морально-волевые  качества, у учащихся формируется осознанное отношение к своему здоровью  и мотивация к здоровому образу жизни. В построении программы соблюдены основные принципы:

— принцип учета возрастных особенностей;

принцип дифференциации и индивидуализации;

принцип адекватности педагогических воздействий;

 

  1. 5. Цель программы:Гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствовании двигательных способностей ребенка посредством занятий фитнесом.
  2. 6. Задачи:

Образовательные:

— познакомить с видами физических упражнений (общеразвивающие упражнения (ОРУ); специально прыжковые упражнения (СПУ); специально беговые упражнения (СБУ); контрольные упражнения (КУ); подводящие упражнения; соревновательные упражнения);

Развивающие:

— развить выносливость;

— развить амплитуду движений (гибкость);

— развить статику и динамику движения;

— развить мышечную силу.

Воспитательные:

— воспитать целеустремленность и трудолюбие;

— воспитать силу воли, настойчивость, дисциплину, коллективизм, чувство дружбы и товарищества.

Валеологические:

— укрепить мышцы спины и мышцы груди для формирования правильной осанки и профилактики проявлений сколиоза у детей;

— развить правильное дыхание как средства гармонизации всего организма в целом, так и профилактики простудных заболеваний;

 

  1. 7. Возраст учащихся, которым адресована программа:

Программа «Детский фитнес» адресована детям и подросткам от 4до 17 лет.

Набор детей осуществляется согласно заявлению родителей. Группы формируются в начале учебного года, согласно Уставу ДЮЦ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп.

Рекомендуемый количественный состав: группы – не более 6 – 8 человек.

Режим работы спортивных занятий 2 — 3 раза в неделю по 45 – 90 мин.

 

  1. 8. Формы занятий: тренировки, подвижные игры, спортивные игры. Правильно организовать тренировочный процесс помогают следующие методы:

— групповой;

— индивидуальный;

— круговой тренировки;

 

  1. ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:

 

  1. 1. Объём программы – 648 часов на весь период обучения по программе индивидуальных занятий.

 

  1. 2. Срок реализации программы 3 года

 

  1. 3. Режим занятий: Занятия в группе проходят 2 – 3 раза в неделю по 45 – 90 минут, количество занимающихся в группе 6 – 8 человек.

 

Режим занятий и наполняемость групп

 

Год обучения Кол-во детей в группе Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятий Кол-во часов в год
№ 1-1-й год 6 – 8 3 2 часа (90 мин) 216 часов
№ 2 (1,2 год) 6 – 8 3 2 часа (90 мин) 216 часов
№ 3 (1,2 год) 6 – 8 3 2 часа (90 мин) 216 часов
Всего:       648 часов

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

  1. 1. Планируемые результаты.

— вырабатываются навыки самоконтроля;

— происходит улучшение показателей функций дыхания;

— повышается внимание, память;

— формируется осанка, устраняются признаки плоскостопия;

— повышение уровня физических качеств у детей;

 

  1. 2. Способы и формы проверки результатов.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

— включённое наблюдение за учащимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

— проверка  выполнения отдельных упражнений;

— выполнение установленных для каждого индивидуальных заданий.

Итоговая аттестация

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. 1. Учебно-тематический план

1-ой год обучения

 

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 8 2 6  
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1  

 

Опрос

1.2. Гигиена, самомассаж. 6   6 Наблюдение
1.3. Образ жизни как фактор здоровья 1 1   Тестирование
2. Общая физическая подготовка 16 3 13  
2.1. Упражнения на мелкую моторику 3 1 2

Наблюдение

 

2.2. Упражнения с обручем 3 1 2 Наблюдение
2.3. Упражнения со скакалкой 4 1 3 Наблюдение
2.4.

Общеразвивающие упражнения:

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

2

Наблюдение
3.

Специальная

физическая подготовка

30 2 28  
3.1. Формирование правильной осанки 2   2 Наблюдение
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 10   10 Наблюдение
3.3. Растяжение  и развитие подвижности позвоночника 3 1 2 Наблюдение
3.4. Упражнения с применением предметов 13 1 12 Наблюдение
4. Тестирование (педконтроль) 2   2 Тестирование
  Итого: 54 7 47  

 

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 8 2 6  
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1   Опрос
1.2. Гигиена, самомассаж. 6   6 Наблюдение
1.3. Самоконтроль. 1 1   Тестирование
2. Общая физическая подготовка 85 8 77  
2.1. Упражнения на мелкую моторику 22 2 20

Тестирование

Наблюдение

2.2. Упражнения на гимнастической стенке 15 1 14 Наблюдение
2.3. Упражнения с обручем 15 1 14 Наблюдение
2.4. Упражнения со скакалкой 15 1 14 Наблюдение
2.5.

Общеразвивающие упражнения:

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

18

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

5

 

5

 

5

Наблюдение
3.

Специальная

физическая подготовка

74 8 66  
3.1. Формирование правильной осанки 10 2 8 Наблюдение
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 18 2 16 Наблюдение
3.3. Упражнения для растяжки мышц 22 2 20 Наблюдение
3.4. Упражнения с применением предметов 19 2 17 Наблюдение
4. Тестирование (педконтроль) 5   5 Тестирование
  Итого: 216 26 190  

 

 

 

3-ой год обучения

 

 

 

Наименование

Кол-во часов всего:

 

Теория

 

Практика

1. Вводное  занятие. Техника безопасности  на  занятиях. 1 1
2. Гигиена, предупреждение травматизма, самоконтроль. 5 5
3. Упражнения для укрепления мышц спины 18 2 16
4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 18 2 16
5. Упражнения для осанки 18 2 16
6. Упражнения для развития равновесия и координации 12 2 10
7. Упражнения для растяжки мышц 10 1 9
8. Дыхательные упражнения 12 2 10
9. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 16 1 15
10. Упражнения на тренажерах и гимнастической стенке 12 2 10
11. Упражнения для глаз 8 2 6
12. Упражнения для стопы (профилактика плоскостопия) 8 1 7
13. Подвижные игры 6 1 5
  Итого: 144 24 120

 

  1. 2. Содержание тем программы

 

  1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности в спортивном зале во время игр, о правильном использовании и назначении спортивных тренажёров. Рассказать о спортивных занятиях в режиме дня младших школьников и требованиях к спортивной одежде. 

Практика. Подвижная игра по выбору занимающихся.  Выполнение 3-4 упражнений для формирования правильной осанки;  4-5 упражнений для развития мышц туловища и соединение всех упражнений в комплекс. Повторение комплекса под счёт, затем под музыку.

  1. Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль.

Теория: Знакомство с основами гигиены, необходимыми знаниями по вопросам предупреждения травм.

  1. Упражнения для укрепления мышц спины. 

Теория. Мышцы спины, их функции, необходимость укрепления мышц спины.

Практика.Создание силового пояса — упражнение для укрепления мышц тазового дна, стабилизация таза при движении ног.

  1. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

Теория. Мышцы брюшного пресса, их назначение, функции.

Практика. Скручивание из положения лежа. Диагональное скручивание.

  1. Упражнения для осанки. 

Теория. Знакомство с типами осанки.

Практика. Упражнения для вытягивания позвоночника и правильной постановки звеньев тела.

  1. Равновесие и координация 

Теория. Понятие равновесия и необходимость его тренировки. Понятие координации движения и его применение в повседневной жизни.

Практика. Упражнения для развития координации и равновесия.

  1. Упражнения для растяжки мышц 

Теория. Суть упражнений на растягивание мышц.

Практика. Упражнения для различных мышечных групп лежа на полу, стоя.

  1. Дыхательные упражнения 

Теория. Знакомство с типами дыхания.

Практика. Дыхательные упражнения для стабилизации дыхания, релаксация.

  1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Теория. Направленность ОРУ, включённость в тренировки как её подготовительная часть: разминка. Комплексы. Методика (техника) исполнения упражнений. Освоить комплекс ОРУ без предметов и с предметами. Разучить комплекса УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика). Разучить комплекс ОРУ для формирования осанки и укрепления мышц спины, комплекс для развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. 

Практика. ОРУ на месте и в движении ОРУ с большими и малыми мячами ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с гимнастической скакалкой. ОРУ с набивным мячом 0,5 – 1 кг. Комплекс УГГ по типу зарядки. Научиться выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища на месте и в движении. Сочетать движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Овладевать комбинациями ОРУ различной координационной сложности. Комплекс ОРУ выполняется в следующей последовательности: — упражнения для туловища — упражнения для спины — упражнения для косых мышц туловища — упражнения для мышц ног — упражнения для задней поверхности бедра — упражнения для голени и стопы — упражнения для плечевого пояса и рук — упражнения с утяжелителями (набивной мяч и др.) — упражнения с резиновым амортизатором.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И  ФОРМЫ  АТТЕСТАЦИИ

 

  1. 1. Методическое обеспечение программы:

Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом их здоровья, пола, физического развития,  двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Каждая тренировка начинается с краткого введения и объяснения, задающего тон занятиям.

Разминка является важным элементом подготовки к тренировке. Увеличение скорости кровотока и частоты дыхания способствуют лучшему снабжению мышц спортсмена кислородом и питательными веществами. Разминка выстраивается по следующей методике:

— легкий равномерный бег трусцой

— легкий разминочный бег в сочетании с беговыми и прыжковыми упражнениями.

— подскоки (на скакалке, на гимнастической скамейке, на месте) — комплекс общеазвивающих упражнений (ОРУ) — подвижные игры.

В основной части занятия для развития силы используются — упражнения с отягощениями — упражнения с сопротивлением в виде противодействия партнера (жгута) — упражнения с использованием в качестве отягощения собственного веса занимающегося.

Заключительная часть имеет цель для восстановления функциональной активности организма, перехода от возбужденного состояния к уравновешенному и спокойному. В заключительной части занятий необходимо выполнить комплекс растягивающих упражнений. Комплекс состоит из 5-8 упражнений, которые выполняются в режиме низкой интенсивности. Продолжительность упражнений 5-10 мин. В завершении может выполняться легкий, заминочный бег продолжительностью 3-5 мин.

Основные методы и приемы это те, которые поддерживают интерес у занимающихся, создают ситуацию успеха (задания не вызывают психологических перегрузок), и вызывают желание, удовольствие и удовлетворение.

 

  1. 2. Формы подведения итогов.

В начале учебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни.

 

  1. 3. Функциональные пробы:

— подвижность глаза (вверх, вниз, вправо, влево);

— лево-правополушарные взаимодействия мозга (ведущие: рука, нога,

ухо, глаз);

— измерение мышечной силы (сила мышц живота — удержание ног)

 

  1. 4. Критерии физических способностей:

— сила;

— быстрота;

— координация;

— гибкость;

— выносливость;

— скоростно-силовые качества.

 

  1. 5. Показатели физических способностей — контрольные упражнения (КУ) на:

скорость — прыжки на скакалке за 10 сек., 30 сек.;

гибкость — наклон из и.п. сидя не сгибая колен;

выносливость — шести минутный бег, прыжки на скакалке 5 мин.;

скоростно-силовые качества — прыжок в длину с места, метание набивного мяча;

координацию — челночный бег 3 по 10 метров.

 

  1. 6. Условия реализации программы:

— индивидуальные коврики;

— мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки;

— гимнастическая стенка, гимнастическая скамья.

5.7. Список литературы для учителя:

 

  1. Колесников С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы/С.В. Колесникова. — Ростов н/Д.:Феникс,2005.-157с.
  2. Авербух м. Двигайся больше, живи дольше: Уникальная Фитнес — программа молодости/Пер. с англ. Т. Новиковой.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2004.-272 с.
  3. Оздоровительная гимнастика на специальных мячах для детей : Методическое пособие/Сост.- Левченковой Г.П., Сверчковой О.Ю., -М.: Фитбол,2001.
  4. Сверчкова О.Ю., Левченкова Т.В., Веселовская Фитбол- тренинг: Пособие по Фитбол-аэробике и Фитбол — гимнастике, -М.:ННОУ центр Фитбол,2002.
  5. Мариничев Н.А. Коррекция осанки у детей, Ярославль:ЦДЮ,1998.
  6. Татура Ю.В. Фитнес : Тонкости, хитрости и секреты. — М.: ЗАО « Новый издательский дом»,2004.
  7. Крусеева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях/Т.О. Крусеева. -Ростов н/д: Феникс,2005.-253с.
  8. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М., 2001.
  9. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс. — М., 2002.
  10. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д Оздоровительный фитнесс. – Киев, 2000
  11. . Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г, Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. – Волгоград, 2004.