Драчинская Н. В. «Мелодия»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного

                                                                 образования детей

  «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка  Чугуевского  района  Приморского края

 

 

Рассмотрено на                                                                      Утверждена приказом

заседании методического                                                     директора МКОУ ДОД ДЮЦ

совета                                                                             ____________Олейник А.В.

протокол №____от______                                                     приказ №______от_________

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«  МЕЛОДИЯ»

 

                                                                                     Педагог дополнительного образования:

Драчинская Наталья Владимировна

Срок реализации программы 4 года

 

 

 

Чугуевка

2011 г.

 

 

 

Пояснительная   записка

Песня- не  только форма художественного отображения жизни, но и форма взаимоотношения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие  в эфире. Часто слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии , не способствующей развитию слуха и интеллекта. Слабые вокальные данные, плохая профессиональная подготовка исполнителя- вот массовая культура сегодня. Поэтому педагоги дополнительного образования  должны как можно ближе приобщить детей, подростков к основам  нашей культуры, развивать музыкальный и эстетический вкус, воспитывать нравственные  чувства, научить понимать истинные духовные ценности.

Пение  является дополнительным компонентом в воспитании ,  оно наиболее близко и доступно детям. Оно способствует формированию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Дети любят петь и охотно поют в младшем возрасте. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, развитию голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Песенное искусство строится  с учетом вокально-хоровых основ: вокальных(звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых( строй, чистота интонации, ансамбль по темпу, динамики и тембру)навыков.

Программа обучения вокальному пению разработана с учетом следующих положений:

-весь материал программы, ее репертуар, организация занятий отвечают современным требованиям педагогической науки и практики.

-постепенно и последовательно происходит процесс формирования творческих интересов и вокальных способностей ребенка.

Основным учебным материалом являются песни современных композиторов, русские народные песни, специальные вокальные упражнения, которые способствуют развитию координации  слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, гибкости и подвижности голоса .Вокальные упражнения способствуют разучиванию   отобранной песни .Важная задача при обучении песне -это раскрытие жизненного содержания песни каждому ребенку, обучение умению радоваться, получать удовольствие от своего пения.  Одной из составных частей занятий являются музыкальные игры, которые способствуют развитию творческой активности, сближению детей друг с другом, развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

       Цель программы : создание  условий для формирования музыкального и эстетического вкуса на основе целостного представления   о музыкальном искусстве, развитие музыкальных способностей детей, понимание истинных духовных ценностей.

       Задачи:

*создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления    психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

  • расширение поэтического и музыкального кругозора, воспитание чувства сопричастности к  прекрасному;
  • приобщение детей к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций  народов России;
  • формирование понятий о певческом голосе, индивидуальных особенностях голосового аппарата;
  • развитие голоса, формирование естественного звучания, укрепление и расширение его диапазона   ;
  • развитие творческих способностей, необходимых для выступления на сцене, обучение детей к исполнению песни с музыкальным сопровождением и без него.

Программа состоит из следующих разделов: введение, певческий голос, вокальные(певческие) навыки, освоение пения в унисон, двухголосное пение, элементы теории музыки, элементы музыкальной литературы, основные жанры фольклора, освоение пения в народном стиле, знакомство с  элементами хореографии  .

Программа направлена формирование правильного понятия содержания вокальных музыкальных образов, овладение необходимыми навыками, проявлять свои чувства в непринужденном естественном пении. Методика обучения еще недостаточно разработана: нет типовых учебных программ   , конкретных требований. Данная программа является примерной, ее возможно видоизменять, совершенствовать исходя из опыта конкретных условий  работы  .

Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности  учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психофизические возможности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы  6-17 лет.

Форма проведения занятий -индивидуальная,  групповая .

Программа рассчитана на 4 года обучения:

Занятия  по 3 часа 2 раза в неделю  -216 ч.

Дети принимаются в группы по желанию на основе проверки  музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен прием в течение года.

В группу второго, третьего, четвертого года обучения могут поступать вновь прибывающие дети , после опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях.

Способами проверки ожидаемых результатов , а также формами подведения итогов  реализации данной программы  являются:

  • Участие в массовых, праздничных мероприятиях,
  • Тематические концерты с выездом в другие села
  • Музыкально-литературные композиции
  • Участие в районных, краевых конкурсах
  • Отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов

 

С каждым годом материал программы усложняется, углубляется, но он обязательно должен быть доступным. Процесс обучения     проходит в увлекательной , интересной форме, где плавно интегрируются теория и практика.

 

 

                                 Учебно-тематический план

                                                    1 год обучения

Название раздела, темы Всего часов теория практика
Введение 3
1. Особенности механизма звукообразования у детей. Выявление музыкальных способностей 3 1 2
2.

Певческий голос.

-певческие голоса, их разновидности;

-длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, акцент

35 9 26
3.

Вокальные (певческие )навыки

-формирование навыков певческой установки;

-певческое дыхание;

-развитие навыков ансамблевого исполнения;

-упражнения на дыхание;

-понятие атаки звука;

-индивидуальное певческое развитие

50

15

 

10

8

 

4

4

9

10

2

 

1

1

 

1

1

4

40

13

 

9

7

 

3

1

5

4.

Освоение пения в унисон

-пение мягким, округлым, нефорсированным звуком;

-регистры;

-упражнения на артикуляцию;

-унисонное пение;

-элементы   двухголосия

-разучивание песен индивидуально и в составе вокальной  группы

61

8

 

4

7

12

4

26

6

1

 

1

1

1

1

 

 

55

7

 

3

6

11

3

26

5.

Основы музыкальной и нотной грамоты

-длительности нот

-понятие звукоряд

-скрипичный ключ

9

 

3

3

3

3

 

1

1

1

6

 

1

1

1

6.

Элементы хореографии

-ритм танца

-основные позиции

32

22

10

4

2

2

28

20

8

 

7.

Элементы музыкальной литературы

-музыка различных эпох

-русская духовная музыка

-жанровое разнообразие музыки

-русские народные песни

20

4

4

4

8

13

4

4

4

1

7

 

 

 

7

Итоговое занятие 3 3
Всег о часов 216 46 170

 

 

 

                                          Содержание программы

Введение

Круглый  стол «Давайте познакомимся»

Экскурс в историю вокального исполнительства. Формы предстоящей работы: учеба. Практика, концертная деятельность

Многообразие звуков.

           Понятийный материал: звук музыкальный (колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, динамику, длительность, тембр)

Знакомство с режимом работы детского объединения. Правила личной гигиены вокалиста.

             Практика:

Начальная диагностика-прослушивание (музыкальный  слух. Память, ритм), пение с сопровождением. Без сопровождения. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

             1.Певческий голос

Певческие голоса, их разновидности и характеристики; строение голосового аппарата, дыхательный аппарат.

Знакомство с понятием «изобразительность « музыки. Интонация и выразительность исполнения: определение пауз, фраз, выделение важных слов во фразе и наиболее важных звуков в мелодии.

             Понятийный материал: длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Беседа «Искусство общения» ( что такое  этикет; правила поведения в общественных местах; «Давайте говорить друг другу комплименты»)

              Практика:

Определение певческих голосов. Распределение по голосам. Дыхательная гимнастика. Разучивание упражнений на дыхание. Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком.

              2.Вокальные (певческие)навыки

Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

Певческое дыхание- его роль в звукообразовании; приемы голосоведения, их краткая характеристика.

Индивидуальное певческое развитие учащихся.Развитие навыков ансамблевого исполнения.

Ознакомление с основами вокального искусства. Первичная установка. Дыхание.  Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука.

             Понятийный материал : мелодия, звукообразование, дикция, дыхание, артикуляция, темп, ритм, атака.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

            Практика:

Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Определение диапазона голоса и работа нал его расширением. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам).Работа над культурой речи. Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития,  художественный образ.

Скороговорки.

  1. Освоение пения в унисон.

Повторение и закрепление  навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, округлым нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.

Понятийный материал: интонация, мелодия, чистота, интонирование, тональность, лад, унисон.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

              Практика.

Упражнения на артикуляцию. Унисонное пение. Пение аккордов. Разучивание песен индивидуально и в составе группы.

«Помоги себе сам»-комплекс упражнений, способствующий снятию нагрузки.

              4.Элементы хореографии

Особенности ритмов исполняемой мелодии.

Костюм и танцевальная культура народа .Влияние костюма на стилистические особенности хореографии. Связь костюма с обрядовой культурой.

Теоретические  навыки постановки танца. Основные позиции эстрадных движений. Постановка руки с микрофоном.

Практика:

Проведение  танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения. Самостоятельная работа над  подтанцовкой  к своему исполнению.

 Итоговое занятие

Проведение отчетного концерта . Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции.

 

 

 

                               

Прогнозируемый результат после 1-го года обучения

Должны знать:

*роль песенного искусства в общественной жизни

*физиологические особенности голосового аппарата

*приемы голосоведения

*принципы подбора репертуара

*понятие правильной певческой установки

*классификацию музыки

Должен уметь:

*исполнять упражнения на формирование правильного певческого дыхания

*усвоить правильную певческую установку

*петь выразительно, естественным образом , без напряжения

*произносить отчетливо и правильно слова и согласные звуки в конце слов

*точно петь  в унисон

Учебно-тематический план

                                              2 год обучения

Название раздела, темы Всего часов теория практика
Введение 3 1 2
1.

Певческий голос

-принципы певческой установки

-регистры

-певческие голоса. Их разновидности

-певческая установка голоса

30

10

5

10

5

10

3

3

2

2

20

6

6

6

2

2.

Вокальные (певческие) навыки

-культура речи и дикция в вокальном пении

-правила произношения согласных

-приемы голосоведения

-упражнения на разные приемы звуковедения

-отработка певческого дыхания

55

10

10

6

12

17

10

2

2

2

2

2

45

8

8

4

10

15

3.

Освоение пения в унисон

-пение мягким, округлым, нефорсированным звуком

-регистры

-упражнения на артикуляцию

-унисонное пение

-элементы двух и трехголосия

-гармонические интервалы

-аккорды

-разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы

60

14

 

8

8

8

8

6

6

4

 

9

1

 

1

1

1

1

1

1

2

 

51

13

 

7

7

7

7

5

5

2

4.

Двухголосное пение

-виды двухголосного пения

-повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции

-выработка дыхания

-пение двухголосных попевок

-пение аккордов

-распределение голосов по партиям (альт и сопрано)

-разучивание индивидуально своих партий

25

2

6

 

3

6

2

2

 

2

7

1

1

 

1

1

1

1

 

 

18

1

5

 

2

5

1

1

 

2

5.

Основные жанры фольклора

Отработка навыков народного пения

-фольклор как жанр устного народного творчества

-анализ музыкального и поэтического текста

-обзорное знакомство с народными инструментами

-элементы народного пения

-подбор репертуара

-пение учебно-тренировочного материала

-упражнения на отработку навыков народного пения

26

 

2

 

2

2

 

6

4

4

6

13

 

2

 

2

2

 

2

2

2

1

13

 

 

 

 

 

 

4

2

2

5

6.

Элементы хореографии

-костюм и танцевальная культура народа

Основные позиции эстрадных движений

-постановка руки с микрофоном

-отработка навыков постановки танца

-самостоятельная работа над подтанцовкой к своему исполнению

15

3

4

 

3

5

5

1

1

 

1

1

10

2

3

 

2

4

Итоговое занятие 3 1 2
      Итого часов: 216 56 160

 

                                                   Содержание программы

            Введение

Цель и задачи второго года обучения.

Пение как проявление художественно-эстетического восприятия действительности.

Пение -одна из самых древних и богатых областей искусства. Историческое развитие песенного искусства на фоне общественной жизни. Повторение и закрепление умений и навыков.

            Практика: упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Работа над сглаживанием регистров.

            1.Певческий голос

Повторение и закрепление главных принципов певческой  установки.

Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Певческие голоса, их разновидности, характеристики. Индивидуальные особенности голосового аппарата.

Певческая установка при правильном певческом дыхании.

Практика: специальные упражнения направленные на правильную певческую установку.Отработка певческого дыхания на  конкретных музыкальных произведениях.

Дыхательная гимнастика. Подбор репертуара.

3 .Вокальные навыки

Культура речи и дикция в вокальном пении. Правильная позиция рта при пении. Характеристика певческой дикции. Правила произношения согласных в пении .Звонкие согласные в конце слов.

Звукообразование и его влияние на приемы звуковедения

Темп  как динамика звука в мелодической фактуре произведения

            Понятийный материал: звуковедение, звукообразование, дикция , артикуляция, дыхание, динамика, темп, ритм, диапазон.

            Практика:

Упражнения на разные приемы звуковедения

Специальные упражнения для поддержания правильной позиции рта при пении. Скороговорки, направленные на отработку произношения согласных в пении. Отработка певческого двхания на конкретных музыкальных произведениях. Работа над репертуаром.

  1. Освоение пения в унисон.

Унисонное пение .Пение аккордов. Пение различных ступеней гаммы. Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности .Унисонный ансамбль. Необходимые условия для ансамблевого звучания. Понятие о певческом регистре и его возможностях.

               Понятийный материал: унисон, мелодия, строй, ансамбль, лад.

               Практика: специальные упражнения , направленные на сглаживание регистров при пении.

Работа над музыкальным произведением с сопровождением и без.

Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.

Исполнение вокальных номеров, анализ.

               4.Двухголосное пение

Виды двухголосного пения. Повторение и закрепление навыков дыхания, артикуляции и дикции. Выработка дыхания. Правильная вокализация, единая подтекстовка.

               Понятийный материал: канон, подголоски, в эстраде бэк-вокал.

               Практика: Пение двухголосных упражнений и попевок. Пени е аккордов. Элементы двухголосия. Распределение голосов по партиям –альт и сопрано.

Разучивание индивидуально своих партий. Игра «Эхо»

5.Основные жанры фольклора

                    Отработка навыков  народного пения

Рассказы о фольклоре, жанрах устного музыкального  народного творчества. Национальные особенности музыкальных произведений. Анализ музыкального и поэтического текста. Обзорное знакомство с народными инструментами. Знакомство с элементами народного пения.

                   Практика:

Сочетание различных способов народного пения. Подбор репертуара. Прослушивание произведения в записи. Пение учебно-тренировочного материала .Упражнения на отработку навыков народного пения.

  1. Элементы хореографии.

Особенности ритмов исполняемой музыки. Костюм и танцевальная культура народа. Основные позиции эстрадных движений  Постановка руки с микрофоном. Воспитание свободной манеры поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением. Точное выполнение движений в такт музыки.

                     Практика:

Отработка  навыков постановки танца. Проведение танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения. Самостоятельная работа над подтанцовкой  к своему исполнению.

Итоговое занятие

Подбор программы . Отчетный концерт. Коллективное обсуждение результатов работы.

Прогнозируемый результат после 2-го года обучения

Должны знать:

*правильную позицию рта при пении

*характеристику певческой дикции

*правила произношения согласных в пении

*принципы подбора репертуара

*понятие темпа, ритма, паузы

*понятие цепного дыхания

Должны уметь:

*исполнять упражнения на развитие диапазона голоса и на формирование правильного певческого дыхания

*подбирать и исполнять тренажные упражнения по хореографии

*использовать процесс саморегуляции

 

                                       Учебно-тематический план

                                               3 год обучения

Название раздела, темы Всего часов теория практика
Введение 3 1 2
1.

Певческий голос

-принципы певческой установки

-регистры

-певческие голоса. Их разновидности

-певческая установка голоса

24

4

6

6

8

4

1

1

1

1

20

3

5

5

7

2.

Вокальные (певческие ) навыки

-дикция и артикуляция

-формирование навыков правильного певческого произнесения слов

-работа. Направленная на активизацию речевого аппарата  с использованием речевых и музыкальных  скороговорок. Специальных вокальных упражнений

-упражнения на дикцию, артикуляцию, динамику, темп

-отработка навыков сценического и исполнительского мастерства, концертная деятельность. Участие в конкурсах вокалистов

42

2

3

 

8

 

 

 

 

8

 

21

6

1

1

 

1

 

 

 

 

1

 

2

36

1

2

 

7

 

 

 

 

7

 

19

3.

Освоение пения в унисон

-унисонное пение

-пение аккордов

-разновидности ансамблевого звучания

-унисонный ансамбль

34

12

10

6

 

6

4

1

1

1

 

1

30

11

9

5

 

5

4.

Двухголосное пение

-пение мягким, округлым. Нефорсированным звуком

-регистры

-упражнения на артикуляцию

Унисонное пение

-элементы двухголосия

-аккорды

-гармонические интервалы

-разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы

24

2

 

2

4

6

4

2

4

6

1

 

1

1

1

1

1

 

18

1

 

1

3

5

3

1

4

5.

Элементы теории музыки

-нотная грамота-написание нот, знаков

-понятие об интервалах

-сольфеджио:размер, такт,

-нотная запись мелодии

-пение гаммы

-упражнения на отработку вокальных навыков

20

4

 

2

2

2

4

6

16

4

 

2

2

2

1

5

4

 

 

 

 

 

3

1

6.

Элементы музыкальной литературы

-музыка различных эпох

-русская духовная музыка

-русские и зарубежные народные песни

-жанровое разнообразие музыки

20

4

4

6

 

6

18

4

4

4

 

6

2

 

 

2

 

7.

Основные жанры фольклора

Отработка навыков народного пения

-фольклор, как жанр устного народного творчества

-анализ музыкального и поэтического текста

-обзорное знакомство с народными музыкальными инструментами

-элементы народного пения

-подбор репертуара

-пение учебно-тренировочного материала

-упражнения на отработку навыков народного пения

26

 

2

 

4

2

 

 

6

2

4

 

6

10

 

2

 

4

2

 

 

1

1

16

 

 

 

 

 

 

 

5

1

4

 

6

 

 

8.

Элементы хореографии

-костюм и танцевальная культура народа

-основные позиции эстрадных движений

-постановка руки с микрофоном

-отработка навыков постановки танца

-самостоятельная работа над подтанцовкой к своему исполнению

20

2

4

4

 

4

 

 

6

5

1

1

1

 

1

 

 

1

15

1

3

3

 

3

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Итоговое занятие 3 1 2
Итого часов 216 71 145

 

                                            Содержание программы

            Введение

Повторение и закрепление навыков и умений , полученных ранее .Знакомство с программой,  режимом работы творческого объединения.

            Практика: самостоятельное определение певческих голосов (альт, сопрано)

Упражнения на дыхание, на артикуляции. Викторина «Семь волшебных нот»

 1.Певческий голос

Певческие голоса (мужские и женские) Их разновидности и характеристики.

Индивидуальные особенности голосового аппарата. Артикуляционный аппарат .Индивидуальная работа с вокалистами.

Понятийный материал: диапазон, регистр.

Практика:

Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта.

Индивидуальная работа с вокалистами. Подбор репертуара.

2.Вокальные (певческие ) навыки

Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Вокальных упражнений.

Формирование четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

Практика: упражнения на звукообразование, звуковедение . Дикцию, артикуляцию, динамику , темп. Отработка навыков сценического и исполнительского мастерства. Концертная деятельность. Участие в конкурсах вокалистов.

  1. Освоение пения в унисон

Унисонное пение. Пение аккордов. Ансамбль  голосов как элемент вокальной звучности. Разновидности ансамблевого  звучания. Унисонный ансамбль. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания. Понятие о певческом регистре и его возможностях.

Понятийный материал: унисон, мелодия, срой, ансамбль, тональность, лад.

Практика: Специальные упражнения, направленные на сглаживание регистров при пении

Работа над песнями с сопровождением и без. Разучивание песен в составе группы и индивидуально. Исполнение вокальных номеров, анализ.

Репетиции на сцене. Концертная деятельность.

  1. Двухголосное пение

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Выработка дыхания. Процесс саморегуляции.

Понятийный материал: канон, подголоски, в эстраде бэк- вокал

Практика: пение упражнений и попевок. Пение аккордов. Элементы двухголосия. Распределение голосов. Исполнение вокальных номеров. Анализ.

Разучивание индивидуально и в составе вокальной группы песен.

  1. Элементы теории музыки.

Нотная грамота. Правописание нот, знаков. Закрепление ранее пройденного материала.

Такт, размер, музыкальные ключи, ритм. метр, аккорд.

Понятийный материал: музыкальная форма, тональность, лад

Практика: Упражнения на отработку вокальных навыков, пение с сопровождением и без.

  1. Элементы музыкальной литературы.

Музыка 19 и 20 веков, в чем схожесть и различие.

Русская духовная музыка. Русские и зарубежные народные песни. Современная музыка.

Жанровое разнообразие музыки

Роль исполнителя в создании песни

Практика: Музыкально- образовательные беседы, слушание классической и современной музыки в записи. Знакомство с биографиями композиторов различных эпох.

  1. Отработка навыков народного пения.

    Основные жанры фольклора.

Рассказы о фольклоре, жанрах устного народного творчества. Национальные особенности музыкальных произведений. Анализ поэтического и музыкального текста. Обзорное знакомство с народными музыкальными инструментами. История отдельных народных инструментов.

Знакомство с элементами народного пения. Понятие «аккомпанемент»

Авторская песня , ее роль в жизни человека.

Практика: Сочетание различных способов народного пения. Подбор репертуара. Пение учебно-тренировочного материала. Упражнения на отработку навыков народного пения. Индивидуальная работа  по выбору песни. Концертное исполнение народных песен.

  1. Элементы хореографии.

Особенности ритмов исполняемой музыки. Основные позиции эстрадных движений. Постановка руки с микрофоном. Воспитание свободной манеры поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением. Самостоятельная работа  над подтанцовкой к своему исполнению. Работа над сценическим движением, развитием воображения, фантазии.

 

Итоговое занятие

Подбор программы. Подготовка репертуара. Отчетный концерт. Коллективное обсуждение результатов работы.

 

                 Прогнозируемый результат  после 3 го года обучения

Должны знать:

  • Правильную позицию рта при пении
  • Характеристику певческой дикции
  • Устройство и принцип работы голосового аппарата
  • Базовые сведения о композиторах классиках

Должны уметь:

*владеть вокально-певческим аппаратом

*выразительно и артистично передавать характер музыки и танца

*грамотно произносить текст в песне

*свободно двигаться по сцене, без напряжения, естественно

*чисто, выразительно петь в унисон

 

 

 

Учебно- тематический  план

4 год обучения

Название раздела, темы Количество часов Теория практика
Введение 3 1 2
1.

Певческий голос

-принципы певческой установки

-певческие голоса, их разновидности

-певческая установка голоса

24

4

6

6

8

4

1

1

1

1

20

3

5

5

7

2.

Вокальные(певческие) навыки

Дикция и артикуляция

-формирование правильного певческого произнесения слов

-работа над использованием музыкальных скороговорок, упражнений

-упражнения на звукообразование, артикуляцию , дикцию

-отработка навыков сценического и исполнительского мастерства, концертная деятельность, участие в конкурсах

42

2

3

 

8

 

 

8

 

21

6

1

1

 

1

 

 

1

 

2

36

1

2

 

7

 

 

7

 

19

3.

Освоение пения в унисон

-унисонное пение

-пение аккордов. Гаммы

-разновидности ансамблевого звучания

-унисонный  ансамбль

24

8

4

6

 

6

1

1

1

1

 

1

23

9

3

5

 

5

4.

Двухголосное пение

-пение мягким, округлым . нефорсированным звуком

-регистры

-упражнения на артикуляцию

-унисонное пение

-элементы двухголосия

-аккорды

-разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы

17

2

 

2

4

6

2

1

 

3

1

 

1

 

 

1

 

14

1

 

1

3

6

1

1

 

5.

Элементы музыкальной литературы

-музыка различных эпох

-русская духовная музыка

-русские и зарубежные народные песни

-жанровое разнообразие музыки

20

4

4

6

 

6

18

4

4

4

 

6

2

 

 

2

6.

Элементы хореографии

-костюм и танцевальная культура народа

-основные позиции эстрадных движений

-постановка руки с микрофоном

-отработка навыков постановки танца

-самостоятельная работа над подтанцовкой к своему исполнению.

20

2

 

4

4

 

4

 

 

6

5

1

 

1

1

 

1

 

 

1

15

1

 

3

3

 

3

 

 

5

7.

Сценическое искусство

-освоение исполнения бэк-вокала

-творчество и импровизация

-собственная манера исполнения вокальных произведений

-сценическая хореография

40

20

5

10

 

5

15

3

2

5

 

5

25

17

3

5

8.

Концертная деятельность

-подготовка и проведение концертных программ

32 10 22
Итоговое занятие 3 1 2
Итого часов 216 68 148

 

                                        Содержание программы

Введение

Повторение и закрепление умений и навыков, полученных ранее. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы

Практика:

Самостоятельное определение певческих голосов.

Упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию

Викторина «Семь волшебных нот»

  1. Певческий голос

Певческие голоса (мужские и женские). Их разновидности и характеристики.

Индивидуальные особенности голосового аппарата. Артикуляционный аппарат. Индивидуальная работа с вокалистами. Подбор репертуара.

Понятийный материал: диапазон,  регистр

Практика:

Работа над формированием высокой певческой позиции. позиции. Закрепление навыка правильного открытия рта.  Подбор репертуара. Индивидуальная работа .

  1. Вокальные (певческие) навыки

Дикция и артикуляция .Формирование навыков правильного певческого произнесения слов .Работа направленная на активизацию речевого аппарата с использованием музыкальных скороговорок и упражнений. Формирование четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

       Практика:

Упражнения на звукообразование, звуковедение, дикцию , артикуляцию и т.д.

Отработка навыков сценического и исполнительского мастерства. Концертная деятельность. Участие в конкурсе вокалистов.

  1. Освоение пения в унисон.

Унисонное пение. Пение аккордов. Гаммы.

Разновидности ансамблевого звучания. Унисонный ансамбль. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.

Понятийный материал: унисон, мелодия, строй, ансамбль, тональность.

        Практика:

Специальные упражнения . работа над песнями с сопровождением и без.

Разучивание песен  индивидуально и в составе вокальной группы.

Репетиции на сцене. Концертная деятельность.

  1. Двухголосное пение.

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Выработка дыхания. Художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения.

Понятийный материал: канон, подголоски , в эстраде бэк- вокал

Практика:  

Пение упражнений и попевок. Пение аккордов. Элементы двухголосия .Распределение голосов по партиям  (альт и сопрано)

Исполнение вокальных номеров.Разучивание индивидуально и в составе группы

 

5.Элементы  музыкальной литературы.

Музыка 19 и 20 веков. Музыка различных эпох.

Русская духовная музыка. Русские и зарубежные народные песни. Современная музыка.

Жанровое разнообразие музыки. Роль исполнителя в создании песни.

       Практика:

Музыкально- образовательные беседы  и слушание классической музыки в  записи.

  1. Элементы хореографии.

Особенности ритмов исполняемой музыки. Основные позиции эстрадных движений.

Постановка руки с микрофоном. Воспитание свободной манеры поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением. Самостоятельная работа  над подтанцовкой к своему исполнению. Работа над сценическим движением, развитием воображения,фантазии.

                     Практика: Отработка навыков постановки танца. Самостоятельная работа над подтанцовкой к своему исполнению. Танцевальный тренинг.

 

7.Сценическое искусство.

Освоение исполнения бэк-вокала, применение вокально –хоровых навыков на практике. Свободное владение своим голосовым аппаратом.

Практика:

Творчество и импровизация. Собственная манера исполнения вокальных произведений.

Дыхание, правильная певческая позиция. Активная дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Отработка свободной манеры поведения на сцене в образе исполняемого вокального произведения.

               Концертная деятельность

Подготовка и проведение концертных программ, концертных номеров. Составление сценария, подбор репертуара

               Практика: репетиционные занятия групповые и индивидуальные.

Подбор костюмов.  Репетиции с аппаратурой на сцене. Общий прогон.

               Итоговое занятие.

Подбор программы. Подготовка репертуара. Отчетный концерт.

Коллективное обсуждение результатов работы.

 

                                   Прогнозируемый результат после 4-го года обучения

Должны знать:

*правильную позицию рта при пении

*характеристику певческой дикции

*принцип работы голосового аппарата

*базовые сведения о композиторах классиках

 

Должны уметь:

*владеть вокально-певческими навыками

*выразительно и артистично передавать характер музыки и танца

*грамотно произносить текст в песне

*исполнять вокальные произведения различной сложности

*свободно двигаться по сцене

*чисто, выразительно петь в унисон

 

Формы контроля и оценки результатов

Участие в  районных, краевых конкурсах эстрадной песни

Совершенствование исполнительского мастерства на  концертных  площадках  района и края

 

                                     Условия реализации программы

*Методические разработки досуговых и кружковых занятий

*Фото и видеоматериалы проведения кружковых и досуговых  занятий

*репертуарный план воспитанников

 

Материально- техническое  обеспечение

*занятия проводятся в просторном, светлом , хорошо оборудованном помещении.

*Кабинет технически оснащен : звуковыми колонками, радио и проводными микрофонами, компьютером, музыкальным инструментом.

 

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы  «Мелодия»

по вокальному пению

1 год обучения

Название раздела Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов
Введение Беседа, показ, практическое задание

Словесные методы : рассказ. Беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр альбома русских композиторов

Техническое оснащение: телевизор. компьютер

Диагностика первоначальных знаний, умений, навыков
1. Певческий голос Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, практическое занятие

Словесные методы: рассказ. Беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр альбома русских композиторов

Техническое оснащение : телевизор.  Магнитофон, пианино

Игра, тестирование
2. Вокальные (певческие) навыки Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, практическое занятие

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр альбома русских композиторов

Техническое оснащение: телевизор, магнитофон, пианино

Игра. Тестирование , класс-концерт
3. Освоение пения в унисон Беседа, показ, творческое занятие, практическое занятие, работа по подгруппам, индивидуальная работа

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :демонстрация иллюстративного материала «Русские народные хоры»

Техническое оснащение:: микрофон, магнитофон, фонограммы

Творческий показ, игра-тестирование
4. Основные жанры фольклора Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, индивидуальная работа, практическое занятие

Словесные методы : рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: иллюстративный материал «Русские народные хоры»

Техническое оснащение:

Магнитофон, пианино, микрофон, звуковые колонки

Народные игры, кроссворды, викторина музыкальная «Угадайка», мини-концерт
5. Освоение пения  в народном стиле Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, практическое занятие

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :репетиция хора «Орешина»

Техническое оснащение: звуковая аппаратура, микрофоны.

Народные игры, кроссворды,мини-концерт, творческий показ
6. Элементы хореографии Творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие

Словесные методы : рассказ. Беседа, музыкальная страничка

Техническое оснащение:  звуко-усилительная  аппаратура, микрофоны, пианино

Класс-концерт, творческий показ
Итоговое занятие Учебное занятие в форме игры

Словесные методы : рассказ, беседа, поэтическая страничка

Техническое оснащение :усилительная аппаратура, фонограммы, пианино .Метод аналитической работы. игра

Творческий показ, мини-концерт

 

 

                                    Методическое обеспечение

                 дополнительной образовательной программы «Мелодия»

                                       по вокальному пению

                                              2 год обучения

Название раздела Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов
Введение Беседа, показ, практическое задание, диагностика

Словесные методы : рассказ. Беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :демонстрация иллюстраций русских композиторов

Техническое оснащение: усилительная аппаратура , компьютер, фонограммы. пианино

Диагностика первоначальных ЗУН
1. Певческий голос Учебное занятие в форме  игры, творческий урок, показ, игра, работа по подгруппам, практическое занятие

Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: иллюстрации русских композиторов

Техническое оснащение: усилительная аппаратура, фонограммы , пианино, телевизор.

Вокально-хоровая работа

Игра, тестирование, мини-концерт
2. Вокальные(певческие)навыки Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие

Словесные методы: беседа  рассказ, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр пособия  по технике пения

Техническое оснащение: пианино, телевизор, компьютер, микрофоны

Игра-тестирование, класс- концерт, контрольное занятие
3. Освоение пения в унисон форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие

Словесные методы: беседа рассказ, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр пособия  по технике пения

Техническое оснащение: пианино, телевизор, компьютер, микрофоны .Метод аналитической работы

Творческий показ, мини-концерт, тестирование
4. Двухголосное пение Учебное занятие  в форме игры, практическое занятие, беседа. показ

Словесные методы: беседа рассказ, поэтическая страничка

Наглядные методы: просмотр пособия  по технике пения

Техническое оснащение: пианино, телевизор, компьютер, микрофоны .Метод аналитической работы

Слуховая контрольная, тестирование,   мини-концерт . выезд с концертом
5. Основные жанры фольклора. Отработка навыков народного пеия. Учебное занятие  в форме игры, практическое занятие, беседа. показ

Словесные методы: беседа, рассказ, поэтическая страничка

Наглядные методы: в записи по телевизору смотреть народный хор им.Пятницкого

Техническое оснащение: телевизор , компьютер

Народные игры, викторина»Русские народные песни», мини-концерт
6. Элементы хореографии Творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие

Словесные методы: беседа, рассказ

Техническое оснащение: телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы

Класс-концерт, творческий показ
Итоговое занятие Учебное занятие в форме игры

Словесные методы: беседа, поэтическая страничка

Техническое оснащение: телевизор, компьютер .Метод аналитической работы. Игровой метод .Вокально-хоровая работа

Творческий показ, концерт

 

                        Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы «Мелодия»

                       по вокальному пению

                        3 год обучения

 

Название раздела Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов
Введение Беседа, показ, практическое задание, диагностика

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы:иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Диагностика первоначальных ЗУН
1. Певческий голос Учебное занятие ,творческое занятие, беседа, показ. игра

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Игра, тестирование
2. Вокальные(певческие) навыки Учебное занятие, творческое занятие, беседа, показ. игра

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Слуховая контрольная, класс-концерт
3. Освоение пения в унисон Индивидуальные занятия, работа по подгруппам, беседа , показ, игра, учебное занятие в форме игры

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, выезд с концертными номерами, тестирование
4. Двухголосное пение Учебное занятие в форме  игры, творческое занятие, работа по подгруппам, индивидуальная работа

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы: иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, выезд с концертными номерами, тестирование
5. Элементы теории музыки Слушание музыки, беседа, учебное занятие, показ , игра, практическое занятие

Словесные методы, рассказ, беседа, поэтическая страничка

Наглядные методы :иллюстративный материал по теме

Техническое оснащение:

Телевизор, пианино

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Кроссворды, музыкальная викторина, мини-концерт
6. Элементы музыкальной культуры Учебное занятие в форме игры, творческое занятие беседа, показ, слушание музыки

Словесные методы :рассказ . Беседа, игра,, музыкальная страничка

Техническое оснащение : телевизор, компьютер. Фонограммы

Познавательная деятельность .Метод аналитической работы

Класс-концерт, тестирование, творческий показ ,сочинение- рассказ
7. Основные жанры фольклора Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа .показ , игра, практическое занятие

Словесные методы :рассказ. Беседа, игра,, музыкальная страничка

Техническое оснащение : телевизор, компьютер. Фонограммы

Познавательная деятельность .Метод аналитической работы

Народные игры, кроссворды, творческий показ, мини-концерт
8. Элементы хореографии Творческое занятие, беседа ,показ , игра, практическое занятие

Словесные методы :рассказ . Беседа, игра,, музыкальная страничка

Техническое оснащение: телевизор , компьютер. Фонограммы

Познавательная деятельность .Метод аналитической работы

Класс-концерт, творческий показ
Итоговое занятие Учебное занятие в форме игры

Словесные методы: рассказ . Беседа, игра,, музыкальная страничка

Техническое оснащение : телевизор, компьютер. Фонограммы

Познавательная деятельность .Метод аналитической работы

Вокально-хоровая работа

Метод игры

Творческий показ, мини- концерт

 

                                  Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы «Мелодия»

                                по вокальному пению

                                4 год обучения

 

Название раздела Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение Формы подведения итогов
Введение Беседа, показ, практическое задание, диагностика

Словесные методы : рассказ. Беседа, игра,, музыкальная страничка

Техническое оснащение :телевизор , компьютер. Фонограммы

Познавательная деятельность .Метод аналитической работы

Вокально-хоровая работа

Метод игры

Диагностика первоначальных ЗУН
1. Певческий голос Учебное занятие в форме игры, творческое занятие,, беседа ,показ , игра

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ ,

Техническое оснащение :т елевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Тестирование, слуховая контрольная ,игра
2. Вокальные (певческие) навыки Учебное занятие в форме игры, творческое занятие,, беседа ,показ , игра

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, мини-концерт, тестирование
3. Освоение пения в унисон

Учебное занятие в форме игры, творческое занятие,, беседа ,показ , игра

Работа с подгруппами, индивидуальная работа

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, мини-концерт, тестирование
4. Элементы музыкальной литературы Творческое занятие, игра, показ ,слушание

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение: телевизор , усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, контрольное занятие, викторина, творческий показ
5.

Основные жанры фольклора

Отработка навыков народного пения

Творческое занятие, игра, показ ,слушание , практическое занятие

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Народные игры, кроссворды, творческий показ, мини-концерт
6. Элементы хореографии Творческое занятие, просмотр учебных дисков, игра. беседа

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Класс-концерт, мини-концерт
7. Сценическое искусство Работа индивидуально и по подгруппам, беседа, показ, игра

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Творческий показ, мини-концерт
8. Концертная деятельность Творческие занятия с элементами импровизации

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение : телевизор, усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Выездные концерты, творческие показы
Итоговое занятие Класс-концерт с использованием исполнительского и сценического мастерства

Словесные методы: беседа, показ, игра

Наглядные методы :иллюстрации альбома русских композиторов, видеорассказ,

Техническое оснащение: телевизор , усилительная аппаратура

Метод аналитической работы.

Вокально-хоровая работа

Выездные концерты, творческие показы

 

Литература  для педагога:

Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.  /Б.В.Асафьев.- Л.: Музыка,1980.-188с.

Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования..М.:ИТП и МИО РАО,1993.-с.231,288.

Л.Абелян  «Забавное сольфеджио» М., Советский композитор, 1985

М. Андреева, Н. Копорова «Первые шаги в музыке», методическое пособие , 2004 г.

Н.А. Ветлугина  Методика музыкального воспитания в детском саду .Москва., «Просвещение», 1989.

В. Галадская  Музыкальная литература зарубежных стран . Москва. «Музыка»  1985

И. Гивенталь Музыкальная литература . Москва . «Музыка» 1989.

Г,А, Струве  Школьный хор   Москва,    Просвещение  ,1981 .

О.А. Новиковская   Веселая зарядка для язычка   «ООО Издательство Сова»  2010.

О,Л. Князева  , М.Д. Маханева.  Приобщение детей к истокам русской народной  культуры  Спб., 1999

М.Н. Михайлова  «Развитие  музыкальных способностей детей»   «Академия развития» 2003.

Н.Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» М., 1987 .

Д.Б. Кабалевский  Программа по музыке для общеобразовательной школы   .Москваю «Просвещение» 1985.

Т.Крунтяева, Н. Молокова  Словарь иностранных музыкальных терминов. Ленинград «Музыка» 1987

Г.П. Черных . Педагогическая технология массового праздника – М., Молодая гвардия, 1990

Д.Б.Эльконин . Психология игры .- М., педагогика.1999.