Весёлые нотки

 РАЗДЕЛ№1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 

 1.1. Пояснительная записка

 Актуальность программы  обусловлена тем, что в настоящее время  дополнительное образование –важный и неотъемлемый компонент системы  общего образовательного процесса. Оно способствует  углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей обучающихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребенка велико.  Необходимо приобщать  подрастающее поколение к музыкальному искусству, раскрывать творческий потенциал детей, а также  помогать адаптироваться в  окружающем их современном  мире.                                Направленность программы:  художественная

Уровень освоения: стартовый

Отличительные особенности программы  состоят в том, что за время обучения обучающиеся овладевают вокальными навыками, учатся концентрировать внимание на качестве певческого  звучания. А также очень важна воспитательная доминанта программы. В процессе совместной творческой деятельности взрослых и детей  происходит развитие нравственных качеств личности, через педагогическое умение –реализация творческого потенциала детей, решение личностных проблем (особенно подросткового возраста), эмоциональная и психологическая поддержка ребенка .Данная программа  разноуровневая и рассчитана на детей не только  с музыкальными способностями, но и для детей , обладающих скромными вокальными данными.

 Адресат программы: Программа «Веселые нотки» предназначена для детей от 5 до 12 лет.

Для обучения принимаются все желающие, без каких – либо испытаний. Для успешной реализации программы создаются  учебные группы  одного возраста или разных возрастных категорий. Состав группы переменный.  Численность обучающихся в  группах от 8 до 12 человек.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Занятия учебных групп проводятся: 3 раза в неделю по 1 часу с 10-минутным перерывом;

Срок реализации программы — 1 год  (108 часа)

При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий. Согласно требованиям, СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей  и молодежи» продолжительность  онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы  учащихся среднего школьного возраста за компьютером, планшетом или другим электронным носителем  не должно превышать 30 минут.

Формы обучения по программе- очная, индивидуально-групповая, дистанционная. Виды занятий при дистанционной форме обучения:

— ofline-занятие (видеозанятие в записи);

— разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;

— onlain-занятие (onlain-видеолекция, -onlain-консультация);

— фрагменты и материалы образовательных интернет-ресурсов;

— чат-занятия(учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, проводятся синхронно. То есть все участники имеют одновременный доступ к чату)

-адресные дистанционные консультации.

 «Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом.

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: формирование открытой, свободной, , способной к самовыражению, высококультурной личности через занятия эстрадным вокалом. 

Задачи программы:

Воспитательные:                              

 1. создать условия для личностного развития учащегося, его творческого самовыражения

2. формировать самостоятельность, активность, работоспособность   

Развивающие:

1.развивать речь, музыкальную память, коммуникативные навыки

2.формировать личностные качества- доброту , отзывчивость, сопереживание

 Обучающие:

1.  научить основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата 2.   научить владению вокально-певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием.

1.3.Содержание программы

Учебный план первого года обучения

                                    п/пНазвание раздела, темы   Количество часовФормы аттестации/ контроляФормы обученияСредства обучения
всеготеорияпрактика
1.Введение  в программу312беседа  
1.1Прослушивание голосов.Знакомство с ТБ1,50,51игра  
1.2Прослушивание голосов.Знакомство с ТБ1,50,51Прослушивание, опрос,тестирование      
  2.Вокально-хоровая работа663,562,5   
2.1Певческая установка.Дыхание  40,53,5Прослушивание, опросВидео-урокyoutube.com›watch?v=a6wtDAy42j4  
2.2.Распевание12111Прослушивание, контрольное задание, опросвидеолекцияhttps\\youtu.be\KRbF3wCGWel
2.3Дирижерские жесты1,50,51Опрос, музыкальная играВидео-урокyoutube.com›watch?v=SS-v8P9Bon0  
2.4Унисон17116Прослушивание,класс-концертМастер-классyoutube.com›watch?v=SS-v8P9Bon0  
2.5Вокальная позиция30,52,5Прослушивание, опросВидео урокyoutube.com›watch?v=XaGr8Z3O2A8  
2.6Дикция и артикуляция4,50,54Прослушивание, опрос. играВидео-урокyoutube.com›watch?v=89WXOMmtr24  
2.7Работа с солистами1818Прослушивание, опрос. класс-концерт Whatsapp
2.8Звуковедение50,54,5Прослушивание,опросВидео-урокyoutube.com›watch?v=3TgtYRtuZAs  
   3.Музыкально-теоретическая подготовка10,51,59   
3.1Основы музыкальной грамоты30,52,5играпрезентацияWhatsapp
3.2Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти40,53,5Прослушивание, опросВидео-урокyoutube.com›watch?v=blBHfMgAm-w  
3.3Развитие чувства ритма30,52,5Класс-концертпрезентацияWhatsapp
4.Технические  средства10,519,5   
4.1Микрофон30,52,5Прослушивание, опросВидео-урокОнлайн школа вокала Анастасии Авраменко
4.2.Фонограмма7,50,57Прослушивание, класс-концертВидео урокyoutube.com›watch?v=U8DqO2QNp1E
5.Теоретико-аналитическая работа7,57,5    
5.1О гигиене певческого голоса1,51,5 опросВидео урокyoutube.com›watch?v=-yOSUI_EYwg  
5.2Беседа о творчестве композиторов-классиков33 опроспрезентацияWhatsapp
5.3Беседа о творчестве современных композиторов33 Опрос, прослушиваниепрезентацияWhatsapp
6.                             Концертно-исполнительская деятельность99   
 Праздники, выступления9 9   
 Итоговое занятие1,51,5Класс-концерт  
 Итого:10814,593,5   

Содержание учебного плана

1.Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Прослушивание голосов.

Практика. Формирование групп. Знакомство с детьми, выявление уровня их подготовки

1.2. Тема: Прослушивание голосов

Практика. Формирование групп

2.Раздел:Вокально-хоровая работа

2.1 Тема: Певческая установка. Дыхание

Теория. Соблюдение правил певческой установки: при пении нельзя ни сидеть,ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Практика: работа над основными положениями корпуса и головы

2.2 Тема: Распевание

Теория. Распевание выполняет двойную функцию:

1)разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки  их к работе;

2)развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных произведений.

Практика. Упражнения на дыхание. Считалки, припевки, дразнилки

2.3 Тема: Дирижерские жесты

Теория. Значение дирижерских жестов: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4,3/4,4/4

Практика: обучающиеся проводят покуплетное дирижирование сами.

2.4. Тема:Унисон

Теория: Унисон-созвучие одинаковых нот в интервалах примы и октавы. Однозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Пение в один голос.

Практика:                                                                                                                     Задача приведения певцов к общему тону. Слияние голосов в унисон по высоте, силе и тембру.

2.5 Тема:Вокальная позиция

Теория:Правильный вдох. Резонаторы. Головные-лобные пазухи, гайморова полость и грудные-бронхи

Практика:

Голосовые упражнения, упражнения с закрытым ртом

2.6.Тема:Дикция и артикуляция

Теория:Вокальная дикция-четкое и ясное произношение слов во время пения.Дикция зависит от органов артикуляции-нижней челюсти.губ. языка,мягкого неба.глотки.

Практика:Упражнения для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата скороговорки, чистоговорки.

2.7 Тема: Работа с солистами

Практика: чистота интонирования,умение слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Петь без сопровождения, под фонограмму.Эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни индивидуально

2.8 Тема:Звуковедение

Теория: В основе звукообразования лежат: связное пение (легато),активная (но не форсированная ) подача звука , выработка высокого , головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Практика: упражнения :пение с закрытым ртом звука «м». пение йотированных гласных-«йэ»,»йа», «йо», «йу».способствующих выработке головного звучания.

3 Раздел Музыкально-теоретическая подготовка

3.1 Тема: Основы музыкальной грамоты

       Теория: Звуки, их расположение на нотном стане в скрипичном ключе.Устойчивые . неустойчивые звуки.Знаки альтерации: бемоль, бекар, диез

       Практика: написание нотных знаков .пение звукоряда до первой октавы -до второй октавы с названием  и без названия звуков.

3.2Тема: Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

       Теория: знакомство с упражнениями по выработке точного воспроизведения мелодии

        Практика: пение упражнений по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное)

3.3 Тема:Развитие чувства ритма

        Теория:Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени. Метр.Темп

        Практика:Пение упражнений

4.Раздел Технические средства                                                                                               4.1 Тема: Микрофон

      Теория :   устройство микрофона (проводной, радиомикрофон) и  его возможности

      Практика: работа с микрофоном

4.2 Тема:Фонограмма

       Теория: Понятие фонограмма, ее виды и особенности

        Практика: Пение под фонограмму

5.Раздел Теоретико-аналитическая работа

5.1 Тема: О гигиене певческого голоса

       Теория: Знакомство с голосовым аппаратом

      Практика:пение  учебно-тренировочного материала

5.2 Тема: Беседа о творчестве композиторов-классиков

         Теория: краткий рассказ о творчестве композитора

         Практика:  прослушивание  ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями

5.3  Тема: Творчество современных композиторов

       Теория: краткий рассказ о творчестве современных  композиторов

        Практика: прослушивание музыкальных произведений

6 Раздел Концертно-исполнительская деятельность

6.1. Концертные программы

       Практика: выступления на концертах, конкурсах, фестивалях

                1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

-Оучающийся будет петь выразительно, осмысленно детские, эстрадные

песни;                                                                                                                                    -петь чисто и слаженно в унисон, несложные лирические народные песни.                                           -у обучащегося будет развита способность работать в коллективе;                                                          -будет развита способность видеть и понимать окружающий мир;                                      -будет развито мышление, память, речь, воля и характер;                                           -будет удовлетворена потребность в самовыражении;                                                                                    -обучащийся научится уважительно относиться к своему селу, краю.

Метапредметные результаты:                                                                                                                                —у обучащегося будет развито творческое мышление;                                                                    -он будет стремиться к достижению поставленной цели;                                                                -у него будут развиты коммуникативные компетенции.

Предметные результаты:

в результате первого года обучения  обучающиеся  будут:

-владеть начальными музыкально –ритмическими навыками;

-владеть начальными  вокально –певческими навыками;

-владеть первичными знаниями  в области музыкальной грамоты;

-владеть начальными навыками работы с ТСО

будут уметь:                                                                                                                         -форсировать звучание при исполнении песен мажорного склада;                                                                       -петь выразительно, осмысленно;                                                                                                        -уметь исполнять соло

у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— петь выразительно;

— осмысленно простые песни;

— петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

— уметь исполнять соло;

— знать правила охраны детского голоса

В результате второго года обучения, обучающие:

будут знать:

устройство и функционирование  голосового аппарата;

-будет сформирована правильная техника исполнения;

-сформированы начальные знания в области музыкальной грамоты

-будут владеть специфической певческой терминологией;

-будут сформированы элементарные танцевальные движения

будут уметь:

работать самостоятельно и в коллективе;

-применять дикционные правила , использованные в эстрадном пении;

-петь выразительно, артистично, петь чисто и слаженно в унисон;

-грамотно пользоваться ТСО

У обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

-развита способность к самостоятельной и коллективной работе;

-развита эмоциональная саморегуляция ,развит художественный вус;

-обучающийся будет уважать свое село, свой край, свою страну

РАЗДЕЛ №2  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

                 2.1 Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

-учебный кабинет с оборудованием: 3 стола, пианино, 8 стульев, проектор, ноутбук, микрофоны;

-раздаточный материал: карточки с упражнениями на дыхание и карточки, распечатки текстов песен, распевок, словарь с терминами.       

2. Учебно-методическое информационное обеспечение:

аудио музыка: сборники с вокальными произведениями, ноты;

видеоролики: с видеоклипами известных вокалистов; 

презентации: награждение коллектива, награды коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, концертных программах;

—  иллюстрации со сценическими костюмами и выкройками

Информационное обеспечение:

vk.com›besplatnyj_mk_po_vokalu

vplate.ru›uchitel/po-vokalu/

ovocale.ru›obuchenie-peniju-kursy-po-vokalu…

atawaka.com›msk/events/master-klass-po-vokalu/

youtube.com›watch?v=frBw2A0WWVk                                                 Нормативно правовая база:

—  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2073-ФЗ «Об образовании в РФ»;

—  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

— Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09–3242 «О направлении информации»

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей  и молодежи»;

— Устав МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка                                                                

Список литературы:

1.Струве Г. Школьный хор  М.:Просвещение,1981г.

2.Румер М., Данилевская Л. Музыка  . М.: издательство «Музыка» 1978г.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы: 

—  тестирование;

—  контрольная работа;

—  анкетирование;

—  музыкально-вокальные игры с сюжетом; 

—  итоговый мониторинг.

Вводный контроль.                                                                                Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.                                                               Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. На втором году  обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокальной подготовки учащегося.

Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты  (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. 

Итоговый контроль: проводится в мае согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. 

Формы предъявления результатов:

— отзывы учащихся и родителей,

— отчётный концерт,

         — участие в конкурсах и фестивалях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                   

— концерты, фестивали, конкурсы.

2.3 Методические материалы

Программа  адаптирована для реализации в режиме дистанционного обучения с использованием ресурсов: WhatsApp ,Youtub. сom,  Yandex.

В программе возможно использование других цифровых возможностей и ресурсов, в том числе возможностей социальных сетей.

Методы обучения: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, упражнений — многократного повторения, проблемно-поисковый.   

-обучающиеся знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. -под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

-обучающиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Обучающиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

-обучающиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения.       Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Методы воспитания:

— формировать эмоциональную отзывчивость и умение воспринимать вокальное произведение в единстве его формы и содержания;

— приобщение работы в группе, чувство коллективизма и уважения  друг  к другу;

— воспитание патриотизма и любви к Родине через патриотические песни;

— соблюдение культуры поведения в группе и на сцене;

— развить артистичность, изящество голоса, импровизацию.

Методы организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования:

-занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

-комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

-практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.       

 Наличие методического материала:

   — беседы, распечатки текстов песен, распевок, упражнений на дыхание.  Формы организации учебного занятия:

Очная форма –занятия проводятся в кабинете. Обучающиеся под руководством педагога:

   -знакомятся с учебным материалом;

   -выполняют задания;

   -участвуют в проектах, исследованиях;

   -задают вопросы, высказываются, делятся опытом

Дистанционная форма:

   -предоставляет возможность проходить обучение, не покидая место жительства;

   -обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

   -предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей

Алгоритм учебного занятия: тема, цель, задачи, материалы, ход урока, организационный момент, беседа, упражнения, распевание, физминутка, работа над репертуаром , итог занятия, уборка рабочих мест.

Перечень дидактических материалов: 

   — технологические карты, словарь с терминами, методички с нотами, физминутки, игры;

   — творческие проекты: песня «Люблю тебя, Россия» в технике эстрадной песни, «Добрый день» в технике «детская песня»,                      

   — исследовательские работы: «А капелла»

                   2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие11.09.2023- 31.12.2023
2 полугодие09.01.2024- 31.05.2024
Возраст детей, лет5-18
Продолжительность занятия, час1
Режим занятия3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час108

2.5 Календарный план воспитательной работы

Мероприятия
1 этап районного конкурса творческих работ, посвящённых Дню тигра
Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»; «Правила поведения на дорогах»
Муниципальный этап краевого праздника «День тигра»
«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных
Беседы, посвящённые Дню Приморского края
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню народного единства
«Я маму милую люблю»- конкурс творческих работ
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню согласия и примирения
Организация и проведение мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений (встречи, акции, беседы)
Мероприятия (беседы, конкурсы, викторины), посвящённые Всемирному Дню ребёнка
Мероприятия, посвящённые Международному Дню отказа от курения
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию «Милосердие», пропаганде ЗОЖ
Музыкально-развлекательная программа «Новогодняя сказка»
Беседы, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Международному Дню прав человека
Организация и проведение бесед, встреч, конкурсов рисунков, викторин, посвящённых Дню Конституции
Новогодние утренники
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану)
Военно-патриотический месячник
Акция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни»
Военно-патриотический месячник
Конкурс творческих работ «Праздник всех солдат, защитников, бойцов»
Мероприятия (беседы, викторины), посвящённые Международному Дню родного языка
Участие в военно-спортивной игре «Зарница» среди обучающихся ДЮЦ
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану)
Участие в районном празднике «День Земли»
Неделя детской и юношеской книги
Международный день птиц
Неделя здоровья
Просмотр видеофильма, лекция «Техника жизнедеятельности во время прогулок и подвижных игр около водоёмов и рек»
Всемирный день авиации и космонавтики
Патриотический месячник «Весенняя неделя добра», посвящённый годовщине Победы над фашистской Германией
Месячник по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Месячник, посвящённый международному дню семьи и Международному Дню защиты детей. Организация мероприятий
Отчетный концерт ДЮЦ
Социально-значимая акция по пропаганде ЗОЖ
Всемирный день без табака
Праздничная программа, посвящённая Международному дню защиты детей «Праздник детства»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                     

1. Добровольская В.В. Распевки. Москва: Изд-во «Вирта». 2018. С. 253.

2.Суязова Г.А. Мир вокального искусства  Волгоград: издательство «Учитель» 2018г.

3.Алиев Ю. Музыка Москва, издательство «Музыка» 1922 г.