Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» с. Чугуевка
- Общие положения
- 1 Положение о наставничестве в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- 2 Подлежащая внедрению в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (далее – Образовательное учреждение) Целевая модель наставничества нацелена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы».
- 3 Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
- 4 Наставничество устанавливается на срок не менее одного года.
- Термины и определения
- Целевая модель наставничества (далее- Целевая модель) – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в Образовательном учреждении.
- Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
- Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставник – группа наставляемых») форме.
- Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки ии компетенции.
- Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6 Куратор – сотрудник Образовательного учреждения либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7 Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.8 SWOT-анализ — метод стратегического анализа, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится формирование стабильного, высококвалифицированного коллектива.
3.2. Задачи реализации Целевой модели:
— улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
— создание благоприятной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
— формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Образовательного учреждения, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в Образовательном учреждении организуется на основании приказа директора.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, (заместитель директора Образовательного учреждения).
4.3. Куратор наставничества назначается приказом директора Образовательного учреждения в соответствии с критериями. В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, консультирование наставников по организационным вопросам, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы.
4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой приказом директора.
4.5. Программа наставничества в Образовательном учреждении реализуется в ходе работы куратора с базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками Образовательного учреждения на основании информации о потребностях педагогов как потенциальных участниках программы.
4.6. База наставляемых формируется из педагогов, обладающих следующими характеристиками: молодые специалисты; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.7. К наставнической деятельности не допускаются лица:
— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности;
— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
4.8. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, компетенций, результатов, по результатам мониторинга и анализа индивидуального маршрута наставляемого.
4.9. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества основывается на добровольном согласии.
4.10. Формирование тандемов/ групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора Образовательного учреждения.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Целевая модель внедряется в соответствии с дорожной картой, создаваемой на период не более 1 календарного года.
5.2. Дорожная карта содержит мероприятия, реализуемые в соответствии с формами наставничества, выбранных педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей Образовательного учреждения. Данные формы и схемы их реализации представляются на Педагогическом совете.
5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 3 человек.
5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник – наставляемый».
— Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
— Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
— Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого.
— Регулярные встречи наставника и наставляемого.
— Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют при ведении встречи-планирования в согласовании с куратором, не реже 1 раза в квартал согласно индивидуальному маршруту наставляемого.
5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора Образовательного учреждения в случаях:
— письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по осуществлению наставничества;
— невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей;
— производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным уважительным причинам личного характера.
5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)).
6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей:
— оценка качества процесса реализации программы наставничества;
— оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в Образовательном учреждении направлена на:
— изучение (оценку) качества программы наставничества посредством проведения куратором ЅWОТ-анализа;
— выявление соответствия условий реализации программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели;
— оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в Образовательном учреждении. Данные анкеты заполняются на заключительном этапе программы.
6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные данные (школьные оценки, отзывы участников наставнической деятельности и др.).
6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника. В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы развития наставляемого.
6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в Образовательном учреждении на его официальном сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация:
— перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества;
— анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
7. Обязанности и права куратора
7.1. Обязанности куратора:
— формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
— координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества;
— организация и контроль мероприятий в рамках дорожной карты/утвержденной Программы;
— подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение директору Образовательного учреждения;
— оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
— мониторинг и оценка качества прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых;
— своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам;
— получение обратной связи от участников (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;
— анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в Образовательном учреждении и участие в его распространении.
7.2. Куратор имеет право:
— запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников Программы;
— вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы Образовательного учреждения, сопровождающие наставническую деятельность;
— инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в Образовательном учреждении;
— принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
— вносить на рассмотрение директору Образовательного учреждения предложения о поощрении участников Программы;
— на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
8. Обязанности и права наставника
8.1. Наставник обязан:
— знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава Образовательного учреждения, определяющих права и обязанности;
— разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут;
— проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастер-классы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу;
— помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития;
— формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога;
— ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу;
— предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия;
— не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения;
— оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать его;
— личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
— подводить итоги, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами.
8.2. Права наставника:
— обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления целевой модели наставничества; за организационно-методической поддержкой и психолого-педагогическим сопровождением;
— принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением наставляемых, в том числе вносить предложения директору Образовательного учреждения об их поощрении;
— знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
— проходить обучение;
— участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности и права наставляемого
9.1. Обязанности наставляемого:
— знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава Образовательного учреждения, определяющих права и обязанности;
— разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут;
— выполнять задания индивидуального маршрута;
— выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
— отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального маршрута);
— сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана;
— проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к всем видам деятельности в рамках наставничества;
— принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества Образовательного учреждения.
9.2. Права наставляемого.
— вносить на рассмотрение администрации Образовательного учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
— выбирать самому наставника из предложенных кандидатур;
— при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору в Образовательном учреждении;
— пользоваться имеющимися в Образовательном учреждении ресурсами, обеспечивающими выполнение индивидуального плана;
— в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать интересующую информацию;
— рассчитывать на психологическое сопровождение;
— участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества;
— защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10. Формы и условия поощрения наставников
10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника:
— организация и проведение в Образовательном учреждении тематических фестивалей, форумов, конференций;
— выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на районном, региональном и федеральном уровнях;
— результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников;
— директор Образовательного учреждения вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.
11. Документы, регламентирующие наставничество
11.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
— Положение о наставничестве в Образовательном учреждении;
— Программа наставничества в Образовательном учреждении;
— План реализации целевой модели наставничества в Образовательном учреждении («Дорожная карта»)
Заместитель директора Т. П. Дьяченко